Номер урока в курсе: 112.
Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное": 2.
Цель урока: Наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных. Знакомство с понятием "склонение имени прилагательного".
Задачи урока:
- провести наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных; познакомить с понятием "склонение имени прилагательного"
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
- продолжить работу по воспитанию самостоятельности и взаимоуважения.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Демонстрация:
- Русский язык. Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2ч. -Ч.1/С.В.Иванов и др.-М.:Вентана-Граф, ("Начальная школа XXI века")
- Презентация " Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ", карточки для исследования, для оценки групповой работы, для рефлексии, таблица для теста, опорная схема, маркеры.
Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль.
Познавательные УУД: формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, анализировать.
Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать; согласовывать коммуникативные усилия; передавать информацию.
Ход урока
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | ||||||||||
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1 мин. | |||||||||||||
Создать благоприятный психологический климат в классе |
Приветствие.
– Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту. |
Включаются в деловой ритм урока. |
1 слайд
2 слайд |
||||||||||
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи 5 мин. | |||||||||||||
Актуализировать знания. Согласовывать тему и задачи урока |
Внимание на экран!
– Назовите лишнее слово в каждой строке. – Проверим: – Назовите, к какой части речи относятся эти слова? – Как вы определили, что это имена прилагательные?
– Как вы думаете, какова тема урока? – По содержанию учебника найдите урок № 112, назовите нужную страницу, раздел и тему урока.
– Теперь определим учебную задачу. – Из слов для справок подберите подходящие по смыслу имена существительные, назовите получившиеся словосочетания. – Проверим:
– Почему нельзя иначе составить словосочетания? – Как называется такая связь имени прилагательного с именем существительным? – Интересно, а как могут изменяться имена прилагательные? (учитель фиксирует ответы на доске) – Это и будет проблемой нашего урока. Сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу. |
Лишние слова: солнечный, весенняя, снежное, лесные. – Имена прилагательные. – По вопросам какой? какая? какое? чьи? – Называют признаки предмета. Прогнозируют – Урок № 112, с. 79, раздел "Как устроен наш язык", тема " Имя прилагательное". (на доске появляется табличка с темой)
Жители, погода, денёк, поле, пальто. Солнечный денёк, (доказывают) – Согласованием. Ответы детей или затруднения в ответах. Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные. (на доске появляется табличка с задачей) |
3 слайд
4 слайд !!!
Учебник
Табличка №1 !!! 5 слайд
Табличка №2 |
||||||||||
III. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) 15 мин. | |||||||||||||
Зафиксировать новое знание |
– Давайте договоримся, что для решения проблемы урока, мы станем научными исследователями и проведём исследовательскую работу в группах. – Вспомните правила групповой работы. Выберите РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ. – Каждая группа получит карточку для исследования, в ней 4 задания, по каждому заданию вы проведёте наблюдение и сделаете необходимые выводы. Насколько ваши выводы будут правильными, покажет консилиум. Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) – это совещание нескольких ученых. (Большой Энциклопедический словарь) – Время ограничено. Желаю удачи! КОНСИЛИУМ 1 исследовательское задание: – Сформулируйте определение, что такое имя прилагательное? Проверим: – Часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? – Оцените работу группы: ! – правильно ? – есть ошибки 2 исследовательское задание: – Сравните. Слова какой части речи изменяются по родам, а какой нет?
– Проверим: Вывод:
– Оцените работу группы. |
Принимают и осознают условия работы
Самостоятельно исследуют проблему. (5 мин) (Выступают исследователи 1 группы)
Оценивают на оценочных листах 1 задание.
(Выступают исследователи 2 группы)
(на доске появляется табличка "изменяется по родам") Оценивают на оценочных листах 2 задание. |
6 слайд
7 слайд 8 слайд
!!! 9 слайд
10 слайд Табличка 3 !!! |
||||||||||
|
3 исследовательское задание: – Сравни. Сделай вывод, а могут ли прилагательные изменяться по падежам и числам?
– Проверим:
|
(Выступают исследователи 3 группы)
(на доске появляются таблички "изменяется по числам", "изменяется по падежам") |
11 слайд
12 слайд Табличка 4 Табличка 5 |
||||||||||
|
4 исследовательское задание: – Найди главные члены предложений. Подчеркни имена прилагательные как члены предложения. Сделайте вывод, каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное.
– Проверим:
– Как оценили групповую работу? Учитель комментирует итоги групповой работы. – Молодцы, выполнили исследовательскую работу и решили проблему урока. – Наши знания будут более полными, если мы познакомимся с материалами рубрики "Тайны языка" и "Обрати внимание". Прочитайте их на с. 81-82 учебника – Что вы узнали нового?
– К какому результату в исследовании мы с вами пришли? |
Оценивают 3 задание. (Выступают исследователи 4 группы)
(на доске появляется табличка "в предложении чаще является определением") Оценивают 4 задание. (Руководители групп отчитываются по оценочным листам) Если 4 ! – к оценочному листу прикрепляется солнышко.
– Во множественном числе род имён прилагательных не определяется. – Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам называется склонением. Рассказывают с опорой на таблички. |
!!! 13 слайд
14 слайд !!! Табличка 6 !!! Оценочные листы
Табличка 7
Табличка 8 |
||||||||||
ФИЗМИНУТКА 3 мин 1) для глаз; 2) для тела (выполняют движения, показанные на слайде). Учитель называет словосочетания: спелая груша, крупный картофель, золотая пшеница, соломенное кашпо, холодное молоко, горячее какао, солнечный денёк, весенняя погода, снежное поле, новый тюль, детский шампунь. * "Говори правильно": новый тюль, детский шампунь, "Словарь": кашпо. |
15 слайд | ||||||||||||
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение 16 мин. | |||||||||||||
Организовать усвоение нового знания, самостоятельную работу на новое знание, самопроверку по эталону. Выявить место и причину индивидуальных затруднений |
1. – Выполним в тетради и на доске упр. 3 с. 81(учитель даёт образец работы на доске). (*Сильным учащимся дополнительно записать начальные формы выписанных прилагательных.)
2. Самостоятельная работа (тест). Для проверки учитель даёт словесно "ключ" для проверки.
– Запишите домашнее задание в дневник: 1) с. 81-82 П!, у. 4; 2) * с.82-83 исследование проблемы (Для тех, кто любит и хочет быть исследователем) |
Выполняют упражнение по образцу. Оценивают свою работу в тетради: ! – мне всё понятно ? – есть сомнения (Заполняют табличку ответов, выбрав свой вариант).
Дети оценивают себя ! – правильно ? – есть ошибки |
16 слайд |
||||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке 5 мин. | |||||||||||||
Проанализировать и сопоставить учебную задачу с результатом деятельности на уроке. |
– Над какой учебной задачей мы с вами работали на уроке? – К каким результатам вы пришли в результате исследования проблемы? Организует рефлексию по предложенной таблице.
– Молодцы, спасибо за урок! Дарю вам памятки, которые получились в процессе нашей работы и символ нашего урока – солнышко. |
Учебная задача: узнать, как изменяются имена прилагательные. Рассказывают самостоятельно или с опорой на схему Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. (Тетради, тесты и таблицы сдают для оценивания учителем) |
17 слайд |
Знак !!! означает "выключить экран" в целях здоровьесбережения учащихся и соблюдения санитарных требований.