Исследовательский проект на тему "Изображение русского национального характера в русской литературе второй половины XIX века на примере творчества Н.С. Лескова"

Разделы: Литература


Содержание

I. Введение

Актуальность выбранной темы

II. Основная часть

Изображение русского национального характера в русской литературе второй половины ХIX века на примере творчества Н. С. Лескова.

  • Изображение русского национального характера на примере героя повести «Левша» Платова;
  • Изображение русского национального характера на примере героя повести «Очарованный странник» Флягина;

III. Заключение

Лесков — создатель сказаний, творец нарицательных образов. Роль писателя в настоящем измерении.

IV. Выводы
V. Практическая ценность работы
VII. Использованная литература

Цель: Выявить глубину усвоения проблемы русского национального характера в русской литературе второй половины XIX века на примере творчества Н. С. Лескова.

Способы достижения:

  • Прочитать биографические статьи о Н.С.Лескове;
  • Познакомиться с высказываниями литературных критиков в отношении произведений Н.С.Лескова;
  • Рассмотреть образы героев на примере произведений Н.С.Лескова и выделить в них черты истинно русского героя;
  • Сделать вывод.

Чтобы достичь своей цели, я воспользовалась материалами, указанными в списке использованной литературы и материалами интернет -сайтов.

Работа над проектом:

  • 1 этап – организационный: постановка цели, планирование деятельности;
  • 2 этап - поисковый и исследовательский – сбор информации, представление своих исследований;
  • 3 этап – оформление полученной информации;
  • 4 этап – защита проекта.

I. Введение

Актуальность выбранной темы:

Характер русского человека многогранен. Многие столетия отшлифовывались лучшие черты нашего народа. Терпение и несгибаемая воля, которые проявились и в самые тяжелые годы войны, и на рубеже становления Великой Руси, когда наш народ находился под гнетом татаро-монгольского ига. Щедростью и добротой знаменит наш человек. Безграничной самоотверженностью и трудолюбием, проявившимся на всесоюзных стройках страны и на восстановлении разрушенного войною хозяйства. К сожалению, наряду с лучшими качествами, в русском человеке могут уживаться и нелицеприятные черты, такие как лень и безответственность. Не поэтому ли для приезжающего к нам иностранца русская душа – загадка?

Небывалый интерес к русскому характеру вдохновил многих писателей создать лучшие произведения нашей классики: Л. Толстой «Война и мир», Н. Лесков «Левша», «Очарованный странник», И. Гончаров «Обломов». Герои этих произведений явились примером для подражания и источником нравственного становления многих поколений читателей.

Меня давно интересовала тема национального характера в произведениях русских писателей. Прочитав повести Н.С.Лескова «Левша» и «Очарованный странник», я была восхищена, насколько писатель глубоко и всесторонне раскрыл характеры Платова и Флягина Ведь именно сейчас в нашем современном мире многие знаменитости, да и не только, покидают свою Родину, уезжая за границу в поисках лучшей жизни. На примере Платова писатель показал настоящий патриотизм русского человека, а на примере Флягина – этапы становления, душевного противоборства человека. Мне захотелось поближе познакомиться с творчеством Н.С.Лескова и проследить, как удалось ему так правдоподобно изобразить истинно русский характер своих героев.

II. Основная часть

Для Лескова, как и для многих его современников, изучение фольклора было своеобразным ключом к пониманию "народной души"; изучение сказок, былин и других жанров устного народного творчества приобретало отнюдь не академический смысл, а становилось ответом на животрепещущие вопросы современной жизни России. Справедливо писала об этом Н.Г. Михайлова: "Во второй половине XIX века этические проблемы, как и вопрос о русском народном характере, занимают важное место и в общественной мысли, и в художественной литературе, и часто рассматриваются в самой непосредственной связи. Для Лескова, как и для многих его современников, облик русского человека, его идеал определяются не столько социальными, сколько этическими моментами, которые занимают важное место в мировосприятии самого писателя и во многом определяют его подход к изображаемой действительности".

Важное место в произведении «Тульский мастер» Лескова занимает образ донского казака Платова. Следует также отметить, что фигура храброго атамана присутствует в русском устном народном творчестве, а именно в исторических песнях, что уже отмечали исследователи, но в них он предстаёт просто лихим казаком, образ которого лишён монументальности, характерной для былинных богатырей.

По словам самого автора, под «тульским мастером» действительно подразумевается русский народ. Однако в произведении левша сметлив, переимчив, даже искусен, но «он расчёт силы не знает, потому что в науках не зашёлся и вместо четырёх правил сложения из арифметики всё бредёт ещё по псалтырю да по полусоннику». Он видит, как в Англии тому, кто трудится, — все абсолютные обстоятельства в жизни лучше открыты, но сам всё-таки стремится к родине и всё хочет два слова сказать государю о том, что не так делается, как надо, но это левше не удаётся, потому что его на «парат роняют». В этом всё дело.

Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер. Он очень любит Россию - свою Родину - и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.

Художественная задача, которую решал писатель, представляла собой исследование того же феномена, который привлекал и Толстого в «Войне и мире» и что он сам сформулировал в одном из черновых набросков предисловия к роману: "Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, тот характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений". Итак, "сущность характера русского народа" — вот истинный предмет художественного исследования Лескова, причём проявляется эта сущность в «Левше» не непосредственно, но в своей "эпической" реакции на события далёкой и близкой истории. Так у двух разных художников обнаруживается общность подхода к изучению исторической судьбы России и сходство художественных интересов.

Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

А вот по яркости и этической широте повествования "Очарованный странник" относится к лучшим повестям Лескова.

За внешним комизмом рассказа скрывается проблема: кто такие самоубийцы-самоуправцы, самовольно распоряжающиеся дарованной богом жизнью, или мученики не перенесшие "борения жизни". Тема самоубийства помогает поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от неблагоприятных житейских положений. Не случайно она снова и снова возникает на страницах повести как сигнал общего неблагообразия, неблагополучия жизни. Трижды на разных этапах своего жизненного пути рассказчик приходит к мысли покончить с собой. Хочет наложить на себя руки, переживая странное крушение любви, красавица цыганка Груша. В лесу у монастыря удавился какой-то "жид". Каждый из этих эпизодов важен не только сам по себе, но и как частица целого - русской жизни в ее специфически национальном выражении.

Мягкость, доброта и правдивость, полное отсутствие корыстных расчетов и выглядят в меркантильный век как глупость и являются причиной многих поворотов в судьбе героя. Сам характер Флягина не вмещается в границы «частной» индивидуальности, «частного человека», являющегося центром и целью повествования в классической форме повести или романа. Исповедь героя все время вырывается за эти узкие для нее рамки и границы, ибо в характере Флягина проступает ярко и отчетливо общенациональная судьба. Флягин – русский национальный характер, представленный Лесковым в процессе его незавершенного и неостановимого движения и развития, изображенный не только в его относительных итогах, но еще и в неразвернувшихся потенциальных возможностях. Неспособность Флягина обнять свою «обширную жизненность» свидетельствует о богатстве этих возможностей, еще не схваченных характером героя, еще не вызревших и не вошедших в итог и результат. Наблюдая становление характера Флягина в повести, все время чувствуешь, как Лесков уводит твое внимание в сторону, сбивает повествование с прямых на окольные пути. Так писатель дает нам почувствовать полноту живой жизни героя, далеко превосходящую в своих возможностях то, что в ней на сегодня оформилось, вызрело до цветка и плода.

Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его истории. С одной стороны, вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею. С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувства которого преобладали над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию. Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. "Мне за народ очень помереть хочется" — формула итога полувекового пути современного автору Ильи Муромца. Герой Лескова поднимается до духовной самооценки работы, жаждет морально "усовершенствоваться". Вся его исполненная противоречий исповедь-размышление свидетельствует о трудном становлении нового народного самосознания.

Духовные искания "очарованных странников" и их жажда деятельности выступают как внутренние стимулы самодвижения народа. Традиционное восхваление народного героя не привлекало Лескова. Последней фразой повести он охарактеризовал Флягина не только как "простую душу", но и как "младенца", считая, что народу предстоит еще избавление от черт "младенчества", инфантильности, обусловленных все теми же чарами прошлого. "Повествования своего минувшего он исповедал со всей откровенностью своей простой души, а провещания его остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам". Тысячу раз прав был Лесков в определении черт национального русского характера

Ключом к разгадке тайны русского национального характера является художественная одаренность, артистизм Ивана Флягина. Он воспринимает мир как поэт, в целостном и живом образе. Он не способен анализировать себя, свои поступки, ему чуждо отвлеченное теоретизирование. Ответ на вопрос о смысле человеческого бытия Флягин дает не в отвлеченной, а в художественной манере, в талантливо рассказанной истории его жизни. Как русский сказочный Иванушка, Флягин обладает мудростью сердца, а не разума, он одарен особой нравственной интуицией, которая оказывается порой «умнее» хладного рассудка и трезвого расчета. В этом смысл торжества Ивана Флягина над дрессировщиком и укротителем животных.

В дальнейшем повествовании появляется цепочка эпизодов, чрезвычайно существенных для выражения авторской мысли, - о существе и значении религиозных представлений для народной жизни. Наивность героя, его непосредственное отношение ко всему, что ему открывается в жизни позволяет автору поставить вопрос о сущности борьбы разных вер, показать ее трагические последствия. Ни один образ в творчестве Лескова не достигает такой эпической монументальности, как этот. Автор, обращаясь к опыту народной жизни, находит там действительные нравственные ценности.

III. Заключение.

В XIX веке русский национальный характер стал особенно интересовать писателей. Одними из них явился Лесков, который изобразил в своих произведениях основные черты русского народа.

Несмотря на все выше сказанное, вопрос остался открытым. По-видимому, невозможно изложить всю суть русского народа в нескольких произведениях. Поэтому писатели будут продолжать развивать эту тему, будут создавать новые образы, находить другие тонкости и черты в нашем общенациональном характере.

Столетие, минувшее после кончины Лескова, наметило ему значение, измерение, в голову не приходившие ни его критикам, ни защитникам. Лесков — создатель сказаний, творец нарицательных образов, не просто берущих отдельную специфичность в людях той поры, но нащупывающих основные, фундаментальные свойства русского национального рассудка и русской судьбы. Собственно в настоящем измерении писатель воспринимается в настоящее время как национальный русский гений.

IV. Выводы:

  • Осуществление данного проекта позволило развить свои навыки работы с дополнительной литературой.
  • Узнала из дополнительной литературы о биографии Н.С.Лескова.
  • Научилась работать с высказываниями литературных критиков.
  • Нашла ответ на вопрос: «Какими способами Н.С.Лескову удалось изобразить глубинный русский национальный характер своих героев?»
  • Доказала, насколько актуален писатель в наше время.

V. Практическая ценность работы

состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы при выступлениях о Н.С.Лескове, при подготовке рефератов. Данный материал доказывает, что творчество Н.С.Лескова актуально и в наше время.

VI. Использованная литераура

  1. Л. Аннинский. Лесковское ожерелье. М., 1986.
  2. И.П. Видуэцкая. Николай Семенович Лесков. М., 2000.
  3. А. А. Горелов. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
  4. Б. С. Дыханова. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
  5. Л. А. Капитанова. Н. С. Лесков в жизни и творчестве. М., 2002.
  6. А. Н. Лесков. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2-х книгах. М., 1984.
  7. Н.Н. Старыгина. Лесков в школе. М., 2000.
  8. И.В. Столярова. В поисках идеала: Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.
  9. Е. В. Тюхова. О психологизме Н. С. Лескова. Саратов, 1993.
  10. www.roman.by