Урок математики по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Межпредметные связи: геометрия.

Класс: 3 класс.

Форма проведения урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип урока: Изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Цели урока: Способствовать организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности. Способствовать расширению словарного запаса, Умения сравнивать, анализировать, делать вывод. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность суждений, интерес к предмету.

Оборудование: Кубики «Лего», линейка, листы для ответов 4 цветов, оценочный лист, развертка прямоугольного параллелепипеда, клей, таблица ответов для вписывания букв, маркеры 4 цветов, игрушечные собачки, самовар, вертушка, названия величин, таблица величин, воздушные шары, формула объёма.

Ход урока

1. Организационное начало. (1 мин.) Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок, начинается урок .Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что вокруг нас такие замечательные, готовые в любую минуту прийти на помощь друзья. Глубоко вдохните, выдохните беспокойство, забудьте неудачи. Вдохните в себя зимнюю свежесть, тепло солнечных лучей. Возьмитесь за руки, вам

предстоит трудная задача. Когда мы вместе нам любое дело по плечу и

успех этого дела зависит от каждого из вас. Я желаю вам удачи.

2. Устный счет. (5 мин.)

Работа в группах

(Состав группы — дети с разным уровнем математической подготовки)

Расшифровка слов известного математика Галилея. Дети делают вычисления, вписывают в клетки буквы, соответствующие значению ответа примера. На доске в клеточках появляется высказывание.

Природа формулирует свой закон языком математики.

Задания даны для каждой группы отдельно на листах. Ученики устно решают и вписывают буквы в ячейку цвета, соответствующего цвету своей команды (красный, синий, зеленый и черный)

– Учитель: Верно. Сегодня вам предстоит вывести свой закон, точнее формулу, а это возможно, только если вы будите работать слаженно сообща. Не бойтесь спорить, ведь в споре рождается истина. У нас сегодня урок — практикум. Вы будите творцами-конструкторами.

3. Актуализация знаний. (6 мин.)

Учитель: Сегодня у нас много гостей, прямо, как в сказке Чуковского «Муха-Цокотуха»

– Вспомните, а по какому поводу собрались гости (Она купила самовар и решила отпраздновать именины)

– А чем принято встречать гостей? (чаем)

– Кто был в гостях у Мухи? Букашки, тараканы.

– Сколько они выпили чаю, если букашек было 6, а тараканов 4 и каждый выпил по 3 чашки? (6+4)×3-30 чашек

– Что мы измерили чашками? (Жидкие и сыпучие вещества занимают объем посуды)

– Мы можем измерить объем?

– Что такое объем?– Величина.

– Какие величины вы знаете?

(Дети заполняют таблицу)

– Что является единицей измерения объема? (литр)

– Что измеряют данной единицей? (Объем жидкости и вместимость посуды)

– Вчера на уроке мы пользовались еще одной меркой – это объем куба с длиной ребра в 1 см.

– Но невозможно носить с собой полные карманы кубиков. Как же быть?

– Сегодня нам необходимо найти другой более удобный – математический способ нахождения объема фигур.

4. Открытие нового. (10 мин.) Практическая работа в группах. Конструирование из кубиков «Лего». 

Перед вами на партах лежат кубики «ЛЕГО»

Предположим, что каждый из них это 1 см кубический. Сконструируйте фигуру, используя эти кубики.

Сколько кубиков вы использовали?

– Как легче посчитать количество кубиков?

(Дети объясняют все возможные способы счёта)

Следующее задание сложнее.

– Перед вами на партах лежат геометрические фигуры, которые я соединила между собой.

– Что это за фигуры? (квадрат, прямоугольник)

– Какие величины у них имеются? (длина и ширина)

– Что мы можем найти у этих фигур? (Площадь)

– Как мы это можем сделать? Длину умножить на ширину

– А теперь сконструируйте путем сгибания другую объемную фигуру.

(Дети сгибают, склеивают и получают: прямоугольные параллелепипеды)

– Какие фигуры получились? (прямоугольный параллелепипед)

– Давайте их рассмотрим..

– Сколько имеется граней? 6

– Сколько ребер? 12

– Сколько вершин? 8

– Найдите на моделях равные грани. (нижняя – верхняя, передняя – задняя, правая – левая)

– Какой вывод можем сделать? (Противоположные грани равны)

– Есть ли равные ребра?

– Почему они равны? (они являются противоположными сторонами прямоугольных граней)

– Сколько неравных ребер может быть у параллелепипеда? (3– длина, ширина, высота)

– Чем отличается прямоугольник от параллелепипеда? (Прямоугольник плоский, имеет 2 измерения, параллелепипед – объемный – имеет 3 измерения)

– Какие это измерения? Длина, ширина, высота.

– Как можно найти объем ваших фигур математическим способом, имея 3 измерения?

– Как вы думаете? (дети выдвигают гипотезы)

Каждая группа совещается и предлагает свою формулу нахождения объема. Вывешиваются на доску формулы каждой группы и обсуждаются. После обсуждения дети записывают формулу в тетрадь:

V= а• Ь•с

Физминутка: (Надуть шарик за 30 секунд) 1.5 мин

– Что внутри шарика? – воздух .Он занимает определённый объем,

– Почему размер шарика разный? Разный объем, разные мерки, т.е количество выдохов.

5. Применение новых знаний. (13 мин.) Самостоятельная уровневая работа.

1-й уровень. Найдите объем вашей фигуры.

(Для каждой группы дана объёмная фигура прямоугольного параллелепипеда). Дети выполняют вычисления и вывешивают на доску лист, после чего каждая группа объясняет, как находили объем. Коллективная проверка.

2-й уровень

Длина школьного бассейна 4 м, ширина З м, высота 2м .Так как там купаются маленькие первоклашки– заполняют только половину бассейна. Найдите объем воды в бассейне.

3-й уровень

(для каждой группы, на партах у детей имеется игрушечная собачка)

– Все мы любим животных. Особенно жаль бездомных животных. Трудно им в выживать в непогоду. Вы готовы им помочь? Тогда вам предстоит сконструировать домик – конуру для собаки.Подумайте, какой должна быть конура? Какой объем должна иметь ? Что необходимо учесть при конструировании? (Размер: длину, ширину, высоту;)

(самостоятельная работа учащихся, дети обосновывают свои ответы, доказывают , объясняют)

6. Выставление оценок (самооценка) (1 мин.)

Вы хорошо поработали. Теперь вам следует оценить работу своей группы и каждого в отдельности, т, е выставить оценки.

7. Обобщение (1 мин.)

– Что мы сегодня открыли?

– В чем важность открытия?

– Как это может пригодиться?

8. Рефлексия. (1 мин.)

– Мне понравилось...

– Было трудно...

– Мне хочется...

9. Домашнее задание, инструктаж. (1 мин.)

Стр. 113-114№ 3.

– Назовите тип задач (на нахождение объема)

– Как найти объем? а×в×с