Значение театральных игр в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии

Разделы: Коррекционная педагогика


В современной психолого-педагогической литературе нет устойчивого термина для обозначения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Наиболее емкое и корректное понятие – «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ – нарушение слуха, зрения, речи, задержка психического развития, церебральный паралич, интеллект. недостаточность). У таких детей, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребенок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.

Поражение центральной нервной системы различной степени тяжести определяет нарушения формирования сенсомоторных, психических, довербальных и собственно вербальных функций в виде:

  • общей соматической ослабленности детского организма;
  • двигательных нарушений от стертых до более грубых: своеобразная моторная неловкость, скованность или изобилие бесцельных движений, ограничение объема выполняемых действий, затруднения в переключении с одной позы на другую, ассиметрии сухожильных рефлексов, тремор, нарушения координации и пространственной ориентировки, проявление синкинезий и др.;
  • нарушения ощущений в виде гипо – и гиперестезий (изменение порога чувствительности), гиперакузии (повышенной чувствительности к звукам, безразличным для окружающих);
  • редких или эпизодических судорожных состояний или эписиндрома;
  • небольшого снижения до более грубых нарушений зрения;
  • повышенной утомляемости, нервнопсихической истощаемости в сочетании с замедленностью мыслительных процессов, склонностью к побочным ассоциациям, дефицита памяти и внимания;
  • отсутствие или резкое ограничение лепета в раннем детстве;
  • несформированности коммуникативных умений: отказы от контактов, избирательность в общении или чрезмерная назойливость, стертые или стойкие нарушения всех подсистем языка.

Сложности формирования эмоционально – личностных и социально – адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ, определяют необходимость оказания им своевременной помощи.

Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающего мира? Как помочь им понять его, раскрыть свое Я и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Дошкольный возраст является самым сензитивным периодом для развития творческого потенциала, индивидуальных возможностей, овладения им различными видами деятельности.

Средство, на которое мы обратили особое внимание – это театральные игры, пользующие у детей большой любовью. Однажды С.В.Образцов высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. Знакомство с театром, его атмосферой таинства и волшебства, ожиданием чуда находит отклик в детской душе и пробуждает самые искренние и добрые чувства, вызывает желание посетить этот сказочный мир снова и снова.

Приобщение с первыми театральными действиями происходит в процессе разнообразных игр – забав, пальчиковых игр на основе фольклора, хороводов. Благодаря разным жанрам советской детской художественной литературы формируется представление о прекрасном, обогащается внутренний мир, дети учатся понимать шутки, адекватно реагировать на них. Особенно сказки оказывают большое влияние на формирование нравственности и морали. В них всегда добро побеждает зло, это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений постепенно ориентирует маленького человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, значимом для него содержании. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, а музыкальный фон помогает расширить границы представлений.

Со зрительным образом персонажей знакомство происходит в показе театрализованных постановок взрослыми, также он хорошо представлен в советских мультфильмах, что немало важно для полного восприятия услышанного. Дети лучше усваивают содержание, логику, последовательность событий, их развитие, с помощью педагога пытаются анализировать поступки героя, оценить их, учатся понимать шутки и адекватно реагировать на них.

Они с интересом и удовольствием знакомятся с героем, отвечают на его вопросы, выполняют его просьбы, дают ему советы, слушают, помогают, сочувствуют, перевоплощаются вместе с ним, а главное – включаются в игру - это их мир, в котором дети чувствуют себя раскованно и свободно. Поэтому мы стараемся вносить в любой вид деятельности новый персонаж, который уже сам по себе превращает все событие в театральную игру, помогающий решать поставленные задачи.

На наш взгляд, основными направлениями в коррекционной работе являются:

Двигательный игротренинг

Двигательная активность в любой форме является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма и является базальным уровнем для дальнейшего развития высших психических функций. Для осуществления любого двигательного акта необходимо наличие двух компонентов: кинестетической основы, обеспечивающей дифференцирующий состав сложных движений, и кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков (А.Р.Лурия).

Исходя из этого, мы сформулировали основные задачи:

  • снятие патологических рефлексов;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц и уточнение состава двигательного акта;
  • развитие статической и динамической координации движений;
  • развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентных ручных и артикуляторных движений;
  • объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных навыков в плавные, серийно – организованные. (приложение 1)

Развитие высших психических функций

Важную роль в жизни маленьких детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на место другого в различных ситуациях. Самый короткий путь раскрепощения и снятие зажатости – обучение чувствованию и художественному воображению в мире театра, в котором дети могут апробировать новые способы существования, проявить подавленные области своего «Я», позволить себе испытать погруженность в действие, возбуждение и спонтанность, которых нам не хватает в повседневной жизни.

Театральные игры дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково – символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории. Активизируя сенсорные компоненты, идет стимуляция и развитие всех видов восприятия, внимания, памяти. (приложение 2)

Музыкально-творческое

Музыка обладает огромным потенциалом, таит в себе некую силу, влияющую на развитие скрытых творческих способностей дошкольников, так как ей присущи:

  • эмоциональная насыщенность, напряженность, эффект включенности в процесс;
  • выразительность и разнообразие «языков» эмоциональных проявлений (пластика, речь, интонирование, рисунок)
  • тренировка лабильности нервных процессов - умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;
  • развитие воображения, фантазии, музыкальной памяти, умения исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

Чувство ритма формируется, прежде всего, в музыкально – ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера, как бы «пропустить ее через себя».

Мы не ставим себе целью развитие собственно музыкальных способностей или овладение навыками музыкально – практической деятельности. А лишь помогаем ребенку раскрыть свои уникальные способности, дать дорогу его творческому потенциалу, расширить его чувственный опыт, разнообразить и приобщить к «языку» тела музыкальные формы воздействия, используя музыку в качестве как основного и ведущего факторов воздействия, в одном случае, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия, в другом. (приложение 3)

Нравственно-коммуникативное

Это направление выполняет, прежде всего, задачу выработки у детей дошкольного возраста позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, развития желания и стремления общаться.

Маленькие дети обладают способностью понимать внутренний мир героев и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театральную игру в нравственном воспитании, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительными персонажами, но и с отрицательными, непривлекательными. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих, что квалифицируется как эмпатия, или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым. У ребенка возникает желание помочь своему герою выбраться из беды или исправить ошибки, стать лучше, побуждает стать непосредственным участником в игре, где незаметно, но активно стимулируется речевая активность у одних и обогащается у других, формируется грамматический строй, автоматизируется правильное звукопроизношение. (приложение 4)

Все направления между собой тесно связаны, органично дополняют друг друга, осуществляют комплексное воздействие на все системы организма ребенка, способствуют улучшению межполушарного взаимодействия.

Работая с такими детьми нужно учитывать, что для них требуется:

  • более длительный адаптационный период и путь к установлению отношений, который затрудняет накопление эмоционально – чувственного опыта;
  • формирование и развитие моторной сферы с определенной последовательностью (показ, сопряженное, сопряжено – отраженное, совместное выполнение действий, речевая инструкция, пояснение с конкретным показом);
  • активизация всех сенсорных эталонов осуществляется в повседневной жизни;
  • выбираются малые театральные формы, действия же делятся еще на меньшие части в виду с определенными сложностями поведения;
  • использование сюрпризных моментов для организации и поощрения;
  • многократность повторения;
  • непосредственное сотрудничество со взрослым, так как театрализованные игры не появятся сами собой, ведущая роль в этом принадлежит воспитателю.

Важно, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому превращению». Именно это ведет к повышению творческого потенциала и помогает увлечь детей в мир интересного.

Таким образом, театральные игры позволяет ребёнку вступить с миром в такие взаимоотношения, в которые он не может вступить самостоятельно из-за определенных ограничений и недостатка опыта, и именно взрослый вводит ребёнка под этот волшебный занавес игры и творчества. А театральные игры с участием особых детей - это игры возможностей, а длительность коррекционного воздействия определяется индивидуальными возможностями каждого ребенка, каждый раз заставляя искать новый собственный путь.

Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12