Урок русского языка по теме "Односоставные определенно-личные предложения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Учебник Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой

Цели:

  • Углубить представления учащихся об односоставных предложениях;
  • Учить различать двусоставные и односоставные предложения, разграничивать виды односоставных предложений;
  • Формирование понятий об определенно – личном предложении;
  • Формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний на практике.

Наглядность и Оборудование:

  • Таблица «Односоставные предложения»;
  • Презентация;
  • Интерактивная доска.

Ход урока

I. Повторение.

1. Актуализация знаний о синтаксических синонимах.

1) Повторение темы «Образование действительных и страдательных причастий»

Задание: сократите часть предложения за счет использования синтаксических синонимов. (напр: мальчик, который красит забор – красящий забор мальчик) (слайд 2 )

2) Анализ пар предложений. Обобщение знаний о синтаксической синонимии. (слайд 3 , часть 1)

– проанализируйте пары предложений. Что в них общего и чем они различаются? Можно ли назвать эти пары синтаксическими синонимами?

– в каждом предложении найдите сказуемое, укажите его грамматические признаки.

(слайд 3, часть 2)

– являются ли эти пары предложений синтаксическими синонимами? Чем выражены в них сказуемые?

Чтобы правильно ответить на последние вопросы, давайте обратимся к «Советам помощника» (слайд 4 )

Вывод:

– использование синтаксической синонимии – один из приемов сжатия текста;

– предложения, содержащиеся во второй части упражнения – двусоставные неполные.

II. Подготовительный этап.

1. Повторение по контрольным вопросам:

– По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?

– Какие предложения называются двусоставными/ односоставными?

– какие предложения называются неполными?

2. Заполнение таблицы:

III. Новый материал.

1. Проблемная ситуация (слайд 5)

– Найдите определенно-личные предложения.

– Что нужно знать для того, чтобы выполнить это задание?

(Какое предложение называется определенно-личным.

Чем выражено сказуемое в этом предложении)

2. Анализ предложений: (слайд 6)

– Найти грамматическую основу. Чем выражено сказуемое?

– Важны ли в этих предложениях действующие лица? (Нет) Почему? (Окончание глагола указывает на лицо и число)

– Глаголом какого наклонения может быть выражено сказуемое? (повелительного, изъявительного)

– Где чаще всего используются определенно-личные предложения? (художественный, публицистический, разговорный стиль)

3. Знакомство с материалом учебника (с. 92 $22)

4. Составление опорной схемы. (слайд 7)

Предложения определённо-личные.

сказуемое-глагол в форме

  • 1-го лица ед. и мн. ч.
  • 2-го лица ед. и мн. ч.

Изъявительного или повелительного наклонения

(можно подставить местоимения я, ты, мы ,вы)

5. Первичное закрепление

Упр 145 (устно)

IV. Применение полученных знаний.

– Нахождение в тексте определенно-личных предложений (упр. 143)

– Упражнение в различении односоставных и двусоставных предложений (упр. 144)

V. Контроль за усвоением новой темы.

(слайды 8-10)

VI. Итог.

VII. Домашнее задание.

$ 22, упр. 146, 141(зад.3)