Метапредметный урок (биология + химия) по теме "Вредные привычки. Будущее поколение"

Разделы: Химия, Биология

Класс: 11


Цель: расширить представления обучающихся о пагубном воздействии некоторых факторов на организм человека и его потомство.

Задачи:

  • Образовательные – способствовать расширению представления о здоровом образе жизни и формированию умений систематизировать и анализировать информацию, которую учащиеся получают на уроках биологии и химии из средств массовой информации.
  • Развивающие – развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.
  • Воспитательные – формировать негативное отношение к вредным привычкам, воспитывать физически и психически здоровую личность, мобильную к принятию решений и способную планировать свое будущее.

Оборудование: мультимедийные презентации обучающихся, результаты предварительных экспериментов по проращиванию семян пшеницы, действию алкогольных напитков (пиво, вино, водка) на белок куриного яйца, таблица «Онтогенез человека», видеофильм «Алкоголь не то».

Ход урока

О детях, находящихся еще в утробе матери,
Как следует, о том веду я речь,
Дитя в утробе матери беречь…
(Али Ибн Сина, 980-1037гг.)

Учитель биологии:

Онтогенез человека. Критические периоды развития (работа с учебником биологии параграф.3.9. с.133)

Онтогенез – процесс индивидуального развития особи от момента образования зиготы до конца жизни организма.

Термин онтогенез впервые был введен в 1866 г. немецким ученым Э.Геккелем.

Образование зиготы, ее первые деления — начало индивидуального развития организма при половом размножении.

Эмбриональное развитие — период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца.

Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника) (выполняются записи в тетради)

  1. Дробление — многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), образование бластула – однослойного зародыша с полостью внутри;
  2. Гаструляция. В результате деления клеток образуется гаструла — двухслойный зародыш с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость (энтодермой).
  3. Нейрула. Происходит образование трехслойного зародыша - появление третьего, среднего слоя клеток — мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков;
  4. Органогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

Критические периоды развития (Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника биологии по заданию: выписать критических периодов развития организма человека. Параграф.3.9. с.133)

Эмбриональное развитие возможно лишь при оптимальном сочетании внутренних и внешних условий. Каждая последующая стадия развития эмбриона или плода вытекает из предыдущей и из имеющихся в данный момент условий развития. Если какого-либо внешнего или внутреннего условия недостаточно, или если возникает необычный внешний фактор, способный кардинально повлиять на ход развития плода, эмбриогенез может отклониться от нормального пути.

В онтогенезе человека к критическим периодам относят:

  1. Оплодотворение;
  2. Имплантацию (7-8-е сутки эмбриогенеза);
  3. Развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3-8-я недели);
  4. Развитие головного мозга (15-20-я недели);
  5. Формирование основных систем организма, в том числе половой (2024-я недели);
  6. Рождение;
  7. Период до 1 года;
  8. Половое созревание (11-16 лет).

(Учитель дополняет)

К наиболее частым факторам, нарушающим нормальный эмбриогенез, принадлежат: перезревание женской половой клетки, нарушения обмена вещества у матери, гипоксия, содержание в крови матери токсических веществ (например, лекарственных препаратов, наркотических веществ, никотина, алкоголя и др.), инфекция, особенно вирусная. Для развития теплокровных животных и человека большое значение имеет температура тела. Длительное перегревание организма матери приводит к аномалиям развития плода. Рентгеновское облучение опасно в связи с возможными мутациями, так как клетки эмбриональных зачатков особенно чувствительных к радиации.

Гибель эмбрионов в различные периоды онтогенеза неравномерна среди зародышей мужского и женского полов: чем ближе к началу беременности, тем больше среди погибших зародышей мужского пола. Это связано с тем, что в эмбриогенезе возникает больше зародышей мужского пола, чем женского. Так, соотношение количества эмбрионов мужского и женского полов в 1-й месяц беременности составляет 600:100, а на 5-ом месяце – 140:100. Если считать, что в среднем на 1000 беременностей погибает 300 плодов, то величина внутриутробной смертности представляется следующими показателями: в 1-й лунный месяц погибает 112 эмбрионов, во 2-й – 72, в 3-й – 43, а затем показатели снижаются до единичных. То есть, на первые два месяца беременности приходится около 2/3 всех случаев гибели эмбрионов.

Точное число аномально развивающихся беременностей на стадии зиготы неизвестно, поскольку на этой стадии беременность сложно диагностировать. Приблизительно подсчитано, что из числа беременностей, заканчивающихся спонтанными абортами, половина сопровождается хромосомными дефектами зародыша. Подобные аборты расцениваются как «естественное средство» элиминации зародышей с генетическими дефектами и уменьшения числа врожденных уродств. По современным прогнозам, за счет спонтанного аборта генетически неполноценных зародышей число новорожденных с врожденными генетическими дефектами снижается с 12% до 2-3%. Используя методы фертилизации «in vitro» и разрабатывая современные биологические технологии, мы приближаемся к возможности анализировать состояние ДНК зародышей, предупреждать и корригировать врожденную патологию. Расшифровка генома человека, о которой было сообщено 26 июня 2000 г., практически завершена и в большой степени будет этому способствовать.

Патологические процессы, протекающие в организме матери в течение первых 7-и суток после оплодотворения, могут привести к эктопической (внематочной) беременности. Последняя составляет 0,8 – 2,4 случая на 100 доношенных беременностей (около 6% стационарной гинекологической патологии). В 98-99% случаев зародыш прикрепляется в маточной трубе. Яичниковая, шеечная и абдоминальная формы беременности встречаются редко. Летальность при эктопической беременности составляет около 7% всех смертей беременных женщин. Наличие эктопической беременности в анамнезе является частой причиной вторичного бесплодия. Действие разнохарактерных патологических факторов в раннем эмбриогенезе человека может вызвать предлежание плаценты и пузырный занос. При продолжающемся влиянии неблагоприятных факторов в патологическое формирование вовлекаются многие органы зародыша, в первую очередь – ЦНС, сердце и др.

Все представленные выше факты накладывают большие обязательства на будущих родителей в плане предупреждения действия на организм беременной женщины вредных факторов среды и эмоционального стресса, особенно в период, когда зародыш находится в ранней фазе развития, и женщина не знает о своей беременности.

Таким образом, гибель зародыша возможна с самых ранних стадий развития, в результате спонтанных абортов (до 30% зародышей) и внематочной беременности.

Следующим после оплодотворения наиболее чувствительным периодом является период с 3-й по 8-ю недели развития. Именно в раннем эмбриогенезе человека закладывается большая часть аномалий и уродств развития (таблица). Статистика утверждает, что у 2.5% новорожденных регистрируются резко выраженные аномалии развития. Около 10% причин смерти детей после рождения обусловлено врожденной патологией.

Учитель химии: В эти критические периоды развития проявляется особо сильно влияние химических веществ, а они непременно являются составляющими табака, алкоголя, наркотических веществ, и даже некоторых лекарственных препаратов.

О том, что вредные привычки вредят здоровью, вы уже наслышаны достаточно и разговоры взрослых может вам в какой-то мере надоели. Но проблема, которая существует в настоящий день, продолжает оставаться актуальной. Поэтому мы попробовали вам предоставить самим возможность поработать с источниками и обратить внимание на влияние некоторых химических веществ. Сегодня речь идет не только о своем здоровье, но и о здоровье всего поколения.

Ваша работа групповая, поэтому каждый внес свой вклад. Знакомя присутствующих с информацией, не забывайте о главном: убедить присутствующих в негативных последствиях факторов, о которых вы рассказываете.

У каждого из вас, надеемся, к концу урока будет выработана своё мнение, которым вы поделитесь с присутствующими.

Учитель биологии: (беседа о формировании стадий зависимости)

1. Стадия эйфории.

На начальной стадии алкоголь, никотин, наркотические вещества действуют как стимулятор, оказывающий стимулирующее воздействие на мышление и активность; появляется ощущение расслабленности, снижаются уровень тревоги, торможение, поднимается настроение;

2. Стадия физиологической зависимости.

При увеличении дозы этих веществ появляется агрессивность, прогрессируют стадии покоя, при больших дозах наступает алкогольная кома; появляется покраснение глаз; нарушается способность к самоконтролю; нарушается память вследствие нарушения перевода информации в «долговременную» память; в результате нарушения координации движений и понижения рефлексов ухудшается способность к управлению транспортом; чрезмерное потребление алкоголя, например, вызывает похмельный синдром, включающий в себя головные боли, тошноту, обезвоживание и ухудшение мыслительных процессов.

Опасности: при умеренном приеме алкоголя, никотина, наркотических веществ может не принести вреда. Но при чрезмерном потреблении таит в себе много опасностей. Некоторые из них: провалы в памяти или ее временная потеря, которые могут продолжаться сроком от нескольких минут до нескольких дней; токсическое воздействие на печень, сердце, поджелудочную железу, желудочно-кишечный тракт в результате продолжительного употребления этих веществ; повышенная восприимчивость к различным заболеваниям; цирроз печени; при чрезмерном употреблении алкоголя, наркотических веществ появляется опасность летального исхода в результате нарушения дыхательной и сердечно-сосудистой систем; увеличивается вероятность телесных повреждений или смерти при управлении транспортным средством в нетрезвом состоянии; увеличивается риск выкидышей и преждевременных родов при беременности, и алкогольного синдрома у беременных женщин;

3. Стадия деградации личности.

Зависимость - во многих случаях алкоголь, никотин, наркотики вызывают физическую и психологическую зависимость. Эта зависимость характеризуется бесконтрольным употреблением данных веществ, что сильно нарушает нормальное поведение и способствует проявлению безответственного отношения к семье и работе.

Работа творческих групп.

1 группа.

Проанализировать тему «Влияние алкоголя на эмбриональное развитие человека».

Выступление обучающихся с презентацией 1.

Обсуждаются результаты экспериментов по проращиванию семян пшеницы (фото экспериментов представлено в презентации).

Демонстрируются результаты эксперимента «Действие алкогольных напитков (пиво, вино, водка) на белок куриного яйца».

Учитель химии: Очень важно помнить: не имеет значения, какой вид алкоголя принимается. Пиво, вино или более крепкие напитки оказывают одинаковый, негативный эффект в течение беременности. Любой напиток, содержащий алкоголь, потенциально опасен для растущего и развивающегося организма плода.

В качестве итога обращается внимание и на проблемы, возникающие в семьях из-за употребления алкоголя.

Обучающиеся читают стихи собственного сочинения.

«Не хочу такого папу». (Пиманкина Светлана, Перетокина Светлана)

Ты днем и ночью водку пьешь,
Ты думаешь, что ты живешь?
Ты не живешь, а умираешь,
И сам себя ты отравляешь.
Вновь в стопку яд ты наливаешь,
О будущем уж не мечтаешь.

Тебя зовут друзья и дети,
Но ты забыл про все на свете.
Домой идешь ты еле-еле
И пьешь уж целых две недели,
Плевать тебе и на погоду.
Забыл какое время года…

Вновь спину ломит, все болит,
В желудке вновь огонь горит.
И ты уже один совсем,
Забыт и нелюбим никем.

А дочка мишке говорит,
Держа его за лапу:
«Он на меня всегда кричит,
Я не хочу такого папу!»

2 группа.

Выступление обучающихся с использованием презентации 2 «Хочешь жить - бросай курить».

Учитель химии: Считается, что наше здоровье во многом зависит от нас самих. «Никотин» - звучит вроде бы безобидно, но таит в себе ужас, боль, беспощадность. Почему для некоторых взрослых так сложно расстаться с привычкой курить?

(Заслушиваются мнения обучающихся)

Еще одно зло обрушилось на безвинное человечество: наркомания. Это болезнь, когда человек перестает контролировать себя. А что может быть страшнее?

3 группа.

Выступление обучающихся с использованием презентации 3 «Влияние наркотических веществ».

Наркомания губит все больше и больше людей. Одной из мер борьбы с ней является принудительное лечение. Приводятся данные об увеличении числа больных СПИДом.

Учитель химии: В результате научно-технической революции возросли и расширились взаимосвязи между населением и окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека, особенно в последние десятилетия, привела к загрязнению окружающей среды отходами производства. Но сталкиваться с вредными веществами, к сожалению, приходится в обыденной жизни. Предоставляем слово еще одной группе.

4 группа

Выступление обучающихся с использованием презентации 4 «Влияние некоторых химических веществ».

Учитель химии: Итак, мы внимательно прослушали ваши выступления, посмотрели выполненные работы и приведенные доказательства, раскрывающие зависимость здоровья человека от образа жизни. Всем стоит задуматься: здоровый ли образ жизни ведет каждый из вас?

Что можно сделать для укрепления и сохранения здоровья?

Предлагаем высказать свое личное мнение по данной проблеме. Вы как будущие родители должны задуматься об этом. Вы будущее нашей страны.

Рефлексия. Высказывания обучающихся о значимости рассматриваемых проблем.

Подведение итога урока: мы должны сами бережно относиться к своему здоровью, к своей жизни, приучать к этому своих детей, думать об этом, когда планируем их рождение. Жизнь – это самое прекрасное, что есть на земле. Курильщиками, алкоголиками и наркоманами не рождаются, ими становятся в силу многих причин. Здоровье любого из нас – это самый драгоценный дар, который даёт нам природа. Ни за какие деньги нельзя приобрести безотказное сердце, могучие лёгкие, налитые силой мускулы.

Здоровье никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве, и в роскоши плохо жить без здоровья... (Чернышевский Н. Г.)

(Выставление оценок обучающимся)

Приложение.