Цель: расширить понятие о дружбе.
Задачи: воспитывать высокие дружеские чувства, укрепить дружбу в классе, общаться толерантно.
Оформление: плакаты, выставка книг о дружбе, конкурс сочинений на тему дружбы.
Ход работы
I. На одной из пятиминуток объявить о неделе дружбы, о конкурсе сочинений о дружбе, об анкетировании. Попросить ребят выделить нескольких человек для помощи, а также подготовить вопросы для классного часа и передать их помощникам.
II. С инициативной группой обсудить вопросы сочинений. Предложить изобразить какую-либо сценку на тему дружбы. Для анкетирования предложить следующие вопросы:
1. Что ты понимаешь под словом дружба?
2. Дружишь ли ты с кем-нибудь?
3. Какие черты характера нравятся тебе в твоём друге (подруге)?
4. Может ли быть современным человек, у которого душа пустая?
5. Что необходимо для дружбы?
Поступая по советам ребят, добавить или исключить несколько вопросов.
Также обсудить с ними выступление:
Люди всех времён и народов понимают дружбу как величайшую ценность. "Если найдёшь разумного друга, готового идти вместе, праведного живущего, мудрого, превозмогающего все невзгоды, - иди с ним, радостный и вдумчивый. Если не найдёшь разумного друга, готового идти вместе, праведного живущего, мудрого, - иди один, как царь, отказавшийся от завоёванного царства..." - учит один из философов.
Что же такое дружба? Само слово "дружба" в старославянском языке означало товарищество, общество. Современные толковые словари определяют дружбу как "близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов" и так далее.
Какие признаки отличают дружбу от прочих привязанностей?
Во-первых, дружба -отношение ценное, само по себе являющееся счастьем;друзья помогают друг другу бескорыстно: "не в службу, а в дружбу".
Во-вторых, дружба основана на взаимной симпатии.
В-третьих, дружба-отношение крепкое, предполагающее откровенность и доверие.
В ранние времена дружеское общение связано с обменом дарами и участием в совместных делах.
Вот как писали об этом древние скандинавы:
Оружье друзьям
И одежду дари -
То тешит их взоры.
Друзей одаряя,
Ты к дружбе благосклонен.
Надобно в дружбе
Верным быть другу
Отдарить за подарки...
Если дружбу ведешь
И в друге уверен,
И добро ждешь от друга, -
Открывай ему душу,
Дары приноси.
Навещай его часто.
Эти обычаи были развиты в древности и у нас.Стремление к дружбе - природное свойство человека. Великий греческий ученый Аристотель писал: "Дружба - самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага".
III. Договориться с преподавателем русского языка и литературы о проведении сочинения по темам, сформулированными ребятами.
IV. В начале недели провести анкетирование.
V. С помощью инициативной группы отобрать лучшие сочинения и необходимые книги для экспозиции.
VI. В выступление вставить ответы ребят на их вопросы. Вставить сценки. Обсудить их с классом (оценка действия героев, правильности их действия). Зачитать отобранные сочинения. Обсудить их с классом. В конце классного часа провести повторное анкетирование.
VII. Для выявления результатов проведенной работы на следующий день разобрать с ребятами результаты первого и последнего анкетирования.