Урок математики по теме "Письменные приемы сложения и вычитания". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Познакомить учащихся с алгоритмом сложения и вычитания трехзначных чисел с переходом через десяток.

Задачи:

  • Развивать скорость вычислительных действий, память, мышление детей при решении задач; способствовать развитию математической речи.
  • Прививать интерес к математике; воспитывать чувство доброты и взаимопомощи, самостоятельность

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

Математика пришла
Занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно “голову ломать”

- Как вы понимаете слова “ломать голову”?

(Напряжённо думать, размышлять, стараясь понять, разгадать что-либо сложное).

Презентация.

II. Зарядка для ума

1. Увеличьте сумму чисел 13 и 9 в 4 раза
2. Уменьшите 800 в 40 раз
3. Сумма чисел равна 820. Одно из слагаемых – 360. Найдите второе слагаемое.
4. Найдите площадь квадрата со стороной 8 дм.
5. Уменьшите втрое 270
6. Мама купила сыну 2 рубашки по 100 руб. и куртку за 500 руб.Сколько сдачи получила мама с тысячной купюры?
7. Найдите 1/8 числа 48.
8. Сколько часов в двух сутках?
9. Разность чисел 75 и 67 увеличить в 4 раза
10. Сумму чисел 19 и 17 уменьшить в 4 раза.
11. В бидоне 24 л молока, что в 8 раз больше, чем в кувшине. Сколько л молока в кувшине?
12. В рубле 100 копеек. Чему равна половина рубля? Десятая часть рубля?

Обучающиеся выполняют работу на карточках. 2 ученика – у доски: первый ученик с 1 – 6 задание, а второй – с 7 – 12 задание (записывают только ответы)

Проверка: слайд № 2 (88, 20, 460, 64, 90, 300, 6, 48, 32, 9, 3, 50, 10)

- На какие группы можно разделить данные числа?

(однозначные, двузначные, трехзначные; круглые и некруглые; четные и нечетные)

- Назовите круглые числа? (20, 460, 90, 300, 50,10)

- Обоснуй свой ответ (0 в разряде единиц)

Круглые числа исчезают. слайд № 3

88, 64, 6, 48, 32, 9,3

- А теперь к двузначным числам приставьте однозначное число. Что получилось? (трёхзначное число)

- Назовите: 886, 649, 483,

- Какое число осталось? (32)

- Почему? (нет единиц)

- Как это число превратить в трехзначное число? (добавить 0 в разряд единиц) слайд № 4

- Замените их суммой разрядных слагаемых

III. Постановка проблемы

- Какие задания можно придумать с данными числами? (составить задачи, математические выражения, неравенства)

- А можно ли быстро устно найти значения данных выражений?

- Что вы предлагаете? (записать столбиком)

- Чтобы разобраться в данной проблеме, мы должны вывести новый алгоритм вычисления. Для этого нам понадобиться внимание, поддержка, знание математической терминологии.

IV Работа по теме урока

1)–Составьте числовые выражения с данными числами

- Прочитайте: 886 – 649 , 649 – 320 , 886 – 320 , 483 + 320, 649 – 483 (на карточках)

- Алгоритм каких математических выражений вам уже известен?(обсуждение в группах - 649 – 320 , 886 – 320)

- Что объединяет их? ( прием – без перехода через десяток; единицы – или + с единицами и т.д.)

- Какие выражения вам встретились впервые?

(886 – 649, 483 + 320, 649 – 483)

- Почему?(сложение и вычитание с переходом через разряд)

- Определите цель данного урока. (Научиться решать математические выражения с переходом через разряд)

2) - Какое правило вы должны помнить при записи примеров столбиком? (Разрядные слагаемые записываются друг под другом)

3)- Пока мы с вами разбирались, у нас вырос цветок – дружбы. слайд № 5

- Давайте поможем ему цвести и радовать нас долгое время.

- Что вы заметили? (запись с ошибками)

 

2 примера – с объяснением у доски.(483 + 320, 649 - 483)

2 примера – самостоятельно- в паре ( 2 ученика у доски)

- Пример на листике – особенный, в нем вся сила цветка. Кто сможет найти значение этого выражения, тогда цветок будет радовать его всю весну.

 4)

1в. – составить (устно) задачу на нахождение суммы(с данными выражениями)

2в. – составить (устно) задачу на нахождение разности (с данными выражениями)

V. Физминутка

VI. Закрепление

1) с.88 № 1

- Что мы видим? (числовые выражения)

- На сколько групп можно разделить их? (на две)

- Какие? (сумма, разность) Приложение.

1 в. посмотрите на выражения, где нужно найти сумму. Найдите общее в них (приемы)

2 в. посмотрите на выражения, где нужно найти разность. Найдите общее в них (приемы)

- Какие (начинаем + и – с единиц с переходом через разряд)

2) с.88 №2 в группах с комментированием

3) В первом классе в страну Знаний мы сделали 167 шагов, во втором – 314., а в третьем – столько, сколько в первом и во втором вместе?

4) самостоятельная работа (по уровням)

  • Первый уровень (слабый) с.88 № 3.
  • Второй уровень (средний) с.88 № 4
  • Третий уровень (сильный) с.88 № 5

Проверка: На слайде ответы задач – найти свой ответ.(317, 521, 920)

5) с.88 №7 Прочитать.

- Сколько действий будет в задаче?

Проверка: (хлопните в ладоши)Это и будет вашим домашним заданием.

Физминутка

VII. Повторение.

- Мы не можем закончить урок, т.к. в звонок попал неопознанный предмет. Рисунок с 89 № 9. Нам нужно из этого предмета начертить знакомую фигуру так, чтобы площадь была равной.

- Как это сделать? (посчитать квадраты, найти площадь - начертить квадрат с такой же площадью)

VIII. Итог урока

- Какое открытие сделали на уроке?

- С каким настроением уходите с урока

IX. Домашнее задание.

На лепестках цветка записано д/задание - примеры