Урок химии по теме "Еще раз о кислотах". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели занятия:

  • Повторить основные понятия темы “Кислоты”: определение и классификация кислот, названия кислот и их солей, соответствие кислотных оксидов и гидроксидов, характерные типы химических реакций для кислот.
  • Расширить границы знаний о кислотах, рассмотрев исторический, экологический аспект, биологическое значение и применение некоторых кислот.
  • Проверить умение решать качественные экспериментальные задачи по химии, используя имеющиеся знания по предмету и личный опыт.
  • Развитие наблюдательности (наблюдение за экспериментом), развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химических номенклатуры и понятий)
  • Повысить мотивацию при изучении предмета – рассмотрение интересных фактов, использование игровых форм на уроке.

Продолжить формирование ключевых компетенций учащихся:

  • учебно-понавательной: целеполагание, планирование при работе над текстами и при выполнении эксперимента, рефлексия в конце игры;
  • информационной: анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача при работе с предложенным текстом.
  • коммуникативной: организация работы в классе индивидуально, по группам и участие в командном соревновании, владение различными социальными ролями – капитан команды, член команды, член группы, лидер группы.
  • ценностно-смысловой: вклад каждого в победу класса.
  • компетенция личного самосовершенствования: развитие экологической культуры, формирование основ техники безопасности.

Ход урока

Подготовительный этап

I. Правила игры

1. Класс – команда. Некоторые задания вы выполняются вместе, некоторые по группам

2. Работу оценивает жюри. Количество возможных баллов указывается в начале каждого задания

3. При подведении итогов жюри и ведущим будут заданы вопросы по проведенному уроку. Эти ответы тоже оцениваются.

4. Все полученные классом баллы суммируются. По этой сумме будет определен победитель

II. Блиц – разминка

Правила:

1. Время разминки – 3 минуты

2. Отвечать может любой член команды, которого назовет капитан

3. Каждый правильный ответ приносит в копилку команды 1 балл

Вопросы:

  1. Кислота – это....
  2. Метилоранж в кислой среде окрашивается ....
  3. Основность фосфорной кислоты...
  4. Соли азотной кислоты называются...
  5. По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на...
  6. По содержанию атомов водорода кислоты делятся на...
  7. Царская водка – это...
  8. Какая ядовитая кислота с запахом горького миндаля встречается в растениях, содержится в табачном дыме
  9. Взаимодействие раствора соляной кислоты с цинком относится к реакциям....
  10. Реакция нейтрализации – это реакция между....
  11. Обязательный элемент в составе кислоты...
  12. Количество атомов кислорода в молекуле сернистой кислоты...
  13. Кислота, соли которой называются силикаты...
  14. Лакмус, фенолфталеин – это...
  15. Кислота, которая соответствует оксиду углерода (IV)...
  16. Какая кислота содержится в желудочном соке?

Этап усвоения нового

III. Информационная страница

Правила:

1. Время работы с текстом – 8 минут

2. Прочитав текст, необходимо изложить коротко его содержание в виде 3 тезисов, ответить на 3 вопроса по тексту (устно и письменно)

Письменная часть сдается жюри

3. Каждый правильный ответ на вопрос приносит в копилку команды 2 балла

4. Тезисы по тексту оцениваются жюри отдельно (максимально 10 баллов)

10 баллов – тезисы четко передают содержание и логику текста;

7 баллов – тезисы в основном передают содержание и логику текста;

5 баллов – тезисы частично передают содержание, но понятна логика содержания текста;

3 балла – тезисы частично передают содержание и логику текста;

0 баллов – тезисы не передают содержание и логику текста;

1 группа

История открытия некоторых кислот

Самой первой кислотой, которую научился получать и использовать человек, была, видимо, уксусная. Упоминания о ней можно найти в древнейших рукописях.

С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в Х в. В красильном производстве издавна применялись квасцы – вещества, состоящие из сульфата калия и сульфата алюминия. При исследовании квасцов удалось выделить квасцовый спирт – так называли тогда серную кислоту. Позднее ее выделили и из купоросов, например из железного купороса, и назвали купоросным маслом. Именно под этим названием серная кислота была известна в России.

Соляная и азотная кислоты были выделены и определены химиками примерно в XIV в. Соляную кислоту сначала называли соляным спиртом, а азотную кислоту – селятряной водкой. Сразу видно, что соляную кислоту можно получить из поваренной соли, а азотную - из селитры. С середины XVI в. химики стали получать соляную и азотную кислоты с помощью серной кислоты, ее стали называть почтительно – “матерью всех кислот”.

Примерно в это же время (конец XVI в.) В. Гомбергу удалось впервые выделить борную кислоту в виде белого мелко кристаллического вещества, который назвали “успокоительной солью Гомберга”. Химики были уверены, что кислоты – жидкости, но никак не кристаллические вещества. Впрочем, данное заблуждение продержалось недолго, примерно до середины XVIII в. Исследуя настои, полученные из корней и листьев разных растений, К. Шееле выделил из них различные кристаллические вещества с кислым вкусом, установил, что это кислоты и зависимости от вида растений дал им названия: лимонная, яблочная, и щавелевая.

Проводя многочисленные опыты с природными минералами, К. Шееле впервые выделил сероводород, водный раствор которого оказался слабой сероводородной кислотой. Следующую кислоту – угольную получил впервые в конце XVIII в. Джозеф Пристли, Для этого он растворял в воде углекислый газ. Этот раствор назвали содовой водой, так как он получил широкое применение в качестве напитка.

Рассказ классу

1. Название статьи

2. Основные вопросы, которые рассматриваются в статье (тезисы)

1  
2  
3  

Вопросы по тексту:

1. Вам хорошо известно название кислоты H2SO4 – серная. А какие еще известны названия этой кислоты?

2. Какая из кислот, о которых говорится в тексте, является в обычных условиях твердой?

1) серная

2) соляная

3) борная

4) сероводородная

3. Заполните таблицу для следующих кислот: угольная, щавелевая, соляная, борная. Кислоты расположите в хронологическом порядке их открытия.

Дата открытия Современное название кислоты Первоначальное название кислоты
     
     
     

2 группа

Кислотные осадки

Впервые о кислотных дождях заговорили в 1852 году. Человек по фамилии Смит, проживавший в Манчестере, собрал в фотографическую кювету дождевую воду и почему-то добавил туда раствор соли бария. Вода стала мутной. Поскольку это известная качественная реакция, то стало понятно, что в дождевой капле есть серная кислота.

Правда, задолго до Смита, в 1696 году, Р. Бойль тоже обнаружил кислую реакцию дождевой воды, но так и не определил, почему это происходит. Поэтому долгое время полагали, что в капельках просто растворяется СО2 и образуется слабая угольная кислота. Когда Смит обнаружил серную кислоту, ему не сразу поверили, и многие бросились перепроверять его результат. Оказалось, что помимо серной, в дождевой капле есть еще азотная кислота, потом нашли муравьиную, а впоследствии – щавелевую и уксусную.

В 70-х гг. ХХ века в реках и озерах скандинавских стран стала исчезать рыба, снег в горах окрасился в серый цвет, листва с деревьев раньше времени устлала землю. Очень скоро те же явления заметили в США, Канаде, Западной Европе. В Германии пострадало до 50 % лесов. И все это происходило вдали от городов и промышленных центров. Выяснилось, что причина всех бедствий – кислотные дожди.

От кислотных дождей погибает и водная биота – не остается ни рыб, ни улиток, ни червяков. Происходит это постепенно, и механизм здесь таков: под действием кислоты растворяются алюмосиликатные породы, в которых, кроме кремния, содержится еще и алюминий. В результате этого в воду попадают ионы алюминия, который токсичен. Гибель всей живности ученые наблюдают именно при такой кислотности среды, при которой концентрация ионов алюминия в водоеме достигает летальной дозы.

Рассказ классу

1. Название статьи

2. Основные вопросы, которые рассматриваются в статье (тезисы)

1  
2  
3  

Вопросы по тексту:

1. Какова химическая формула кислоты, которую обнаружил Смит в дождевой воде?

2. Каким из перечисленных ниже способов Р. Бойль мог бы обнаружить кислую реакцию среды дождевой среды?

1) попробовать и ощутить маслянистый привкус воды

2) воспользоваться лакмусовой бумажкой

3) воспользоваться фенолфталеином

4) ощутить едкий неприятный запах воды

3. На рисунке изображена карта острова. Стрелочками обозначено преобладающее направление ветров.

А – туристическая база на берегу океана.

В – столица государства, крупный промышленный центр,

С – пятизвёздочный отель на берегу моря,

D – природоохранный заповедник

Какой из указанных на рисунке объектов наиболее подвержен действию кислотных дождей?

1) А 2) В 3) С 4) D

3 группа

Кислоты в нашей жизни. Отдельные факты

Уксус – это слабый водный раствор уксусной кислоты. Уксус был известен еще в глубокой древности, так как получался при брожении слабых спиртовых растворов (пиво, слабое вино), содержащих не более 14% спирта. Если такую жидкость оставить на воздухе, то она “скисает” и превращается в уксус. Само слово “уксус” происходит от греческого “оксос”, что означает “кислый”. Так что для древнего грека наше название “уксусная кислота” показалось бы весьма странным: ведь буквально оно значит “кислая кислота” (как “масло масленое). Само слово “кислота” (по-латыни acid), скорее всего, произошло от латинского названия уксуса acetum.

Чистая уксусная кислота уже при 160 С замерзает, образуя кристаллы, похожие на лед (поэтому такую кислоту называют “ледяной”). Для пищевых целей используют “уксусную эссенцию” - 80%-ный раствор уксусной кислоты в воде. Это слишком крепкая и опасная в обращении жидкость. Сравнительно безопасен столовый уксус – слабый (примерно от 5 до 10%) водный раствор уксусной кислоты.

Муравьиная кислота, выделяемая муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. Муравьиная кислота полезна для крупных млекопитающих, так, медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась на муравейник.

Молочная кислота является промежуточным продуктом обмена веществ у теплокровных животных. Запах этой кислоты улавливается кровососущими насекомыми, в частности комарами, на значительном расстоянии и позволяет им находить свою жертву.

Соляная кислота, входящая в состав желудочного сока человека, убивает большую часть бактерий, попадающих в желудок вместе с пищей, например, холерный вибрион погибает в 0,5%-й соляной кислоте. Поэтому эпидемия холеры возникает только летом, когда из-за жары человек употребляет много воды и кислотность желудочного сока уменьшается.

Рассказ классу

1. Название статьи

2. Основные вопросы, которые рассматриваются в статье (тезисы)

1  
2  
3  

Вопросы по тексту

1. Продолжите ряд: масло масляное, вода мокрая,.... (название вещества)

2. Какое из предложенных названий не относится к уксусной кислоте

1) ледяная кислота

2) уксусная эссенция

3) столовый уксус

4) молочная кислота

3. Почему в жаркую погоду, при поездках в южные страны рекомендуют пить чай с лимоном, употреблять пищу с уксусом.

Первичная проверка

Представление каждой группой тезисов и ответов на вопросы

Применение знаний

IV. Экспериментальная страница

Правила:

1. Время работы с заданием – 5 минут

2. Необходимо продумать выполнение задания, затем проделать эксперимент

3. В обсуждении результатов участвует каждая группа

4. За каждое правильно определенное вещество команда получает 2 балла, за технику эксперимента дополнительно 4 балла

Экспериментальное задание

В пробирках под номерами 1, 2, 3 находятся: раствор соляной кислоты, вода, раствор уксусной кислоты. Используя из реактивов только метилоранж, определите предложенные вещества

Заполните таблицу

№ пробирки Вещество Способ определения
     
     
     

Первичная проверка

Обсуждение результатов, техники проведения эксперимента

Обобщение

V. Мозговой штурм

Правила:

1. Время – 5 минут

2. На вопрос отвечает член команды, которого назовет ведущий

3. Каждый правильный ответ приносит в копилку команды 5 баллов

Вопросы:

  1. Назовите 3 кислоты, о которых чаще всего говорилось на сегодняшнем уроке
  2. Кто впервые определил кислую реакцию среды дождевой воды?
  3. Какую кислоту определил в дождевой воде Смит?
  4. Какие еще кислоты определили в дождевой воде?
  5. О каких последствиях кислотных дождей идет речь в прочитанной статье?
  6. Назовите несколько жидких и твердых кислот. Есть ли газообразные кислоты?
  7. Назовите плюсы и минусы муравьиной кислоты
  8. Какая кислота содержится в желудочном соке?
  9. Откуда возникли названия кислот: яблочная и лимонная?
  10. Чем отличается уксусная эссенция от столового уксуса?

Примечание: Члены жюри могут предложить свои вопросы.

Итог на рефлексивной основе

В завершение урока от каждой группы и всех желающих небольшое выступление по вопросам:

  • Что было особенно интересно, необычно?
  • Что было трудно?
  • Что удалось, не удалось?

После обсуждения – слово учителю и жюри.

Презентация.


Приложения

1. Протокол игры “еще раз о кислотах”

Этап урока 8 “а” 8 “б” 8 “в”
1. Блиц – разминка      
2. Информационная страница  
Историческая Ответы на вопросы      
Тезисы      
Экологическая Ответы на вопросы      
Тезисы      
Кислоты в нашей жизни Ответы на вопросы      
Тезисы      
3. Экспериментальная страница Определение      
Техника эксперимента      
4. Мозговой штурм      
5. Итог      
______________подпись________________ФИО члена жюри

2. Презентация – сопровождение игры.

Информационные ресурсы.

1. Чернобельская Г.М..А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. Химия: 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 207.

2. Мартыненко Б.В. Химия: кислота и основания: Пособия для учащихся 8–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. – 128 с.: ил.