Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительного направления. Занятие кружка "Юный турист: изучаю родной край"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, в обучении необходим деятельностный подход. Ученики сегодня другие и роль учителя также должна быть другой. Данная разработка ориентирована на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Предлагаем вашему вниманию разработку занятия кружка “Юный турист: изучаю родной край” в рамках внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. Занятие проходило как сюжетно-ролевая игра “Идём в поход” с учениками 1-х классов. Место проведения: спортивный зал.

Обучающиеся были поделены на 2 команды с равным количеством участников. Состязания проходили в виде конкурсов и эстафет. В ходе игры обучающимся предстояло находить выход из проблемных ситуаций средствами физических упражнений и с помощью теоретических знаний, т.е. двигательные задания сочетались с устными.

Тема занятия: “Туристы – ловкие, сильные, смелые”.

Место занятия в данной теме: 11 занятие (итоговое) в теме “Туризм”.

Тип занятия: учебное занятие обобщающего повторения.

Форма занятия: соревнование.

Цели: развитие интереса к занятиям спортом и туризмом, воспитание любви к природе, желания вести здоровый образ жизни.

Задачи.

Обучающие: формирование представления о видах туризма, закрепление знаний о туристском снаряжении, привитие навыков туриста в преодолении препятствий.

Воспитывающие: воспитание чувства коллективизма, самостоятельности, взаимовыручки, дисциплинированности.

Развивающие: развитие логического мышления, наблюдательности, зрительной памяти, укрепление здоровья.

Структура занятия.

  1. Организационный этап.
  2. Этап актуализации знаний, умений и навыков (повторения).
  3. Этап обобщения и систематизации (закрепления).
  4. Этап применения (использование знаний в новой учебной ситуации).
  5. Этап контроля.
  6. Этап коррекции.
  7. Этап информации о домашнем задании.
  8. Итоговый этап.
  9. Этап рефлексии.

Формы организации педагогической деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: поисковый, проблемный, соревновательный.

Технологии: элементы проблемного обучения, элементы игровой деятельности, здоровьесберегающая.

Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:

Предметные УУД: отработка умения нахождения предметов туристского снаряжения, умения определять виды туризма, умения преодолевать препятствия.

Личностные УУД: формирование мотивации учебной деятельности на основе уже имеющихся знаний, формирование у учащихся умения самоорганизации.

Метапредметные УУД:

1) познавательные: умение принимать решения, формирование умения опыта решения проблем, умения анализировать и обобщать, использование межпредметных связей;

2) регулятивные: целеполагание, планирование деятельности занятия, прогнозирование возможных ошибок;

3) коммуникативные: умение работать в команде и самостоятельно, формирование коммуникативной культуры учащихся.

Физическая нагрузка: работа средней интенсивности 140-160 уд/мин.

Оборудование и инвентарь: поворотные стойки - 2, доска – 1, рюкзак туристический – 1, ранец – 2, рисунки видов туризма – 8, карточки туристского снаряжения – 20, гимнастические скамейки – 4, обручи – 10, туннель – 2, козёл гимнастический – 2, табло – 1, маркер – 1, тряпочка – 1, журнальный стол – 2, барьеры – 4, гимнастический мат – 6, сладкий приз – по количеству детей, липучка – 8.

Ход занятия

I. Подготовительная часть (15 мин.)

Организационный этап.

1. Построение, приветствие, сообщение темы и задач урока. 2 мин. (Здесь и далее в скобках показаны организационно-методические указания - Дети организованно заходят в спортивный зал. Повторение команд “Равняйсь!”, “Смирно!”, “Здравствуйте!”. Слова “Юный турист: изучаю родной край” дети произносят хором.).

Учитель: “Сегодня мы собрались на занятие кружка: “Юный турист: изучаю родной край” Тема нашего занятия: “Туристы – сильные, ловкие, смелые” Сегодня нас ждёт интересное путешествие. Отправляясь в лес, в поход на лесную поляну, мы должны сделать разминку, подготовить мышцы к дальней дороге”

Этап актуализации знаний, умений и навыков (повторения).

2. Повторить повороты на месте, изученные ранее. Учитель - “Направо!”, “Налево!”, “Кругом!”. На месте шагом марш, налево в обход марш!” Наш девиз: “Сильные, смелые, ловкие, умелые!” Наша цель: “Отправляемся в поход, много нового нас ждёт!” 2 мин. (Руки прижаты к туловищу во время выполнения поворотов, повороты выполнять во второй части команды. Слова речёвки дети говорят хором: “Сильные, смелые, ловкие, умелые!”, “Отправляемся в поход, много нового нас ждёт!”)

3. Ходьба. Ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая бедро.

Учитель: “Мы идем по узкой лесной тропинке. Посмотрим вокруг: повороты головы влево, вправо. Слева и справа от нас высокие сосны, зелёные ели, молодые берёзки. Они нам дарят кислород. В лесу самый чистый воздух. Вдохните глубоко. Вдох…выдох…”. 2 мин. (Строго соблюдать углы зала. Следить за осанкой, спину держать прямо.)

4. Учитель: “Бегом марш! Медленный бег. Бег на носках, бег, высоко поднимая бедро, бег с захлёстыванием голени назад. Шагом марш!” Ходьба. Упражнения для восстановления дыхания. 2 мин. (Строго соблюдать углы зала, интервал движения. Следить за осанкой, спину держать прямо.)

Учитель: “На вытянутые в стороны руки разомкнись, направляющий и замыкающий образовали круг!”.

Комплекс общеразвивающих упражнений “Зарядка туриста”. 7 мин. (Ученики стоят в кругу. Стихи дети произносят хором. Отметить лучших детей по выполнению упражнений.)

1. Повороты туловища. Погрозить пальцем одной руки, затем другой.

Если утром ты зарядку
Делать очень ленишься,
То в походе от нее
Никуда не денешься. (Спину держать прямо, повороты налево, направо, грозим пальцем при повороте)

2. И.п. – руки вверх, в замок. Наклоны туловища – “рубить дрова”.

Пришла пора заняться костром,
Подружиться с топором.
Вот друзья так уж друзья,
Лучше выдумать нельзя. (Наклоны туловища вперед, назад со взмахом рук, пальцы в замке. Ноги на ширине плеч.)

3.  И.п. – о.с. Махи руками вверх и вниз.

Чтобы жар костру задать,
Всем руками помахать.
Огонек гудит: “Постой,
Я ведь тоже не простой!” (О.С. Ноги на ширине плеч, руки поднять вверх, руки опустить вниз)

4. И.п. – руки на пояс. Вращение туловища.

Чтоб в лесу не заблудиться,
Надо вместе покрутиться.
А уставшая спина,
Это просто ерунда. (Круговое движение туловищем. Ноги на ширине плеч)

5. Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Ноги устали не знают,
По горам они шагают.
Я скажу вам “Это ловко!”
Вот что значит тренировка. (Спину держать прямо)

6. Плавные движения руками перед собой.

Вот и наш костер дымится,
Дыма облачко клубится.
Вот он гаснет, наконец,
И зарядочке конец. (О.С. Спину держать прямо. Ноги на ширине плеч)

Учитель: “Направо! За направляющим шагом марш!” Ходьба. Перестроение из одной колонны в две. “Через центр в колонну по два марш!”.

Учитель: “Получилось две команды для различных эстафет”. (Следить за правильностью выполнения строевых перестроений. Помощники ставят скамейки для каждой команды, участники садятся)

II. Основная часть (25 мин.)

Туристическая полоса “Идем в поход”

Состоит из различных эстафет и конкурсов (этапов).

Учитель: “Замечательно! Я вижу, вы настоящие друзья спорта, а теперь собираемся в поход, где нас ждут преграды и препятствия, а пока присаживаемся на скамейки. Я предлагаю назвать наши команды “Грибочки” и “Ягодки”. Согласны? Но прежде, чем отправляться в путешествие, давайте вспомним виды туризма.

Этап обобщения и систематизации (закрепления).

1 этап. Конкурс “Определение видов туризма” 5 мин. (Помощники ставят доску с картинками, обозначающими виды туризма.) Рисунок 1

 

Учащиеся, подняв руку, называют известные им виды туризма, пользуясь наглядными пособиями. Рисунки расположены на переносной доске, стоящей перед участниками игры. Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов.

Учитель: А сегодня мы в какой поход пойдём? (Дети должны ответить: “Пешеходный”)

Учитель загадывает загадку: “До чего же скучно, братцы, на чужой спине кататься, дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог” (Рюкзак). Кто видел настоящий туристический рюкзак? (Показ рюкзака) Ну, а пока вы маленькие, мы воспользуемся вместо рюкзака обычными ранцами.

Этап применения (использование знаний в новой учебной ситуации).

2 этап. Эстафета “Собери рюкзак”  5 мин. (Помощники ставят столики с картинками, обозначающими различные предметы) Рисунок 2

 

Учитель: “Без нужных вещей в походе не обойтись, найдите среди всех самые необходимые и сложите их в рюкзак”. Участники каждой команды по очереди бегут к столам, где лежат карточки с изображением различных предметов, выбирают нужные в походе, кладут их в рюкзак, возвращаются обратно. Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов. Рисунок 3

Этап контроля.

3 этап. Конкурс “Что в поход с собой возьмём?”

Учитель: Итак,
что в поход с собой возьмём,
если мы туда пойдём?
Очень быстро отвечайте,
но смотрите, не зевайте!
называю я предмет,
он подходит или нет?
Если “да” - в ладоши хлопни,
если “нет” - ногою топни,
только пол не провали
Всё понятно?
Раз, два, три!
котелок, утюг, расчёска,
пылесос, сачок и соска,
вездеход, бинокль, духи,
две засушенных блохи,
носовой платок, подушка,
ласты, мяч, коньки и клюшка,
молоток, верёвка, нож,
ну а соль с собой возьмёшь?
спички, гвозди, сала шмат -
вот и собран наш отряд!

(Дети хлопают – вещь нужна в походе, топают - вещь не нужна).

Учитель: “Собрали рюкзак и оправляемся в поход. А там много препятствий и преград, которые вам необходимо преодолеть”.

Этап применения (использование знаний в новой учебной ситуации).

4 этап. Эстафета “РОВ”  3 мин. (Помощники готовят следующий этап “РОВ”, две скамейки, 4 мата, 2 поворотные стойки)

 Переправиться с одного берега на другой. Рисунок 4 (На расстоянии 3 м стоят гимнастические скамейки, обложенные с обеих сторон гимнастическими матами в целях техники безопасности. По сигналу участнику необходимо боком, приставным шагом пройти по скамейке, оббежать поворотную стойку, передать эстафету следующему игроку. Побеждает команда, закончившая эстафету быстрее, если участник падает, то он выполняет задание повторно, обратно возвращается бегом).

Учитель: Ребята, перед нами новое препятствие (Помощники готовят следующий этап “БОЛОТО”, 10 обручей, 2 поворотные стойки)

5 этап. Эстафета “Болото” 3 мин. Участники команд выполняют прыжки по кочкам (в обручи), расположенные на полу один за другим. Нужно переправиться с одного берега на другой. Дети прыгают в обруч двумя ногами, оббегают поворотную стойку, возвращаются обратно бегом. Рисунок 5

Учитель: “Все трудности преодолели, пора сделать привал, развести костёр и приготовить пищу. После обеда отдыхаем и отгадываем загадки”.

Метапредметные УУД

6 этап. Конкурс “Собери костёр - пазлы” и “Конкурс туристских загадок” 4 мин.

Каждая команда собирает костёр в виде пазлов (Рисунок 6), затем отгадывает загадки на тему туризма.

Где бы ты ни находился,
если только заблудился,
он укажет тебе, друг,
путь на север и на юг. Компас
На привале нам помог,
суп сварил, картошку спёк,
для похода он хорош,
да с собою не возьмёшь. Костёр
Он с тобою и со мной
шёл лесными стёжками,
друг походный за спиной
на ремнях с застёжками. Рюкзак
Скорчится - с кошку,
а растянется – с дорожку. Верёвка
Что из воды родится,
а воды боится? Соль.

Учитель: “Ребята пора возвращаться домой, но перед нами возникло очередное испытание”. (Помощники готовят следующий этап “БУРЕЛОМ”, 2 козла, 6 матов,2 туннеля, 4 барьера, 2 поворотные стойки)

7 этап. Комбинированная эстафета “Бурелом” 5 мин

1- туннель Рисунок 7

2 – проползти под барьером и перепрыгнуть его Рисунок 8

3 – перелезть через козла Рисунок 9

Участники пролезают через туннель, проползают под барьером, перепрыгивают барьер, снова проползают под ним, преодолевают гимнастический козёл, оббегают поворотную стойку, возвращаются бегом. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

III. Заключительная часть (5 мин.)

Итоговый этап.

Учитель: “Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора.…
На табло взгляните все –
Подведем итог игре”. 2 мин. (Помощники считают набранные каждой командой баллы)

Объявляется итог. (Таблица очков располагалась в центре зала, участники наблюдали счёт на протяжении всей игры). Учитель называет победителей.

Поощрение учеников. (Все ученики получают приз – апельсины и яблоки).

Этап рефлексии.

Построение в одну шеренгу. 3 мин.

Учитель задает вопросы, дети отвечают:

Мне сегодня запомнилось…

Мне сегодня понравилось…

Я сегодня узнал…

Мне было интересно…

Я расскажу друзьям…

Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание.

Учитель: “Кто хотел бы нарисовать рисунок или составить рассказ о путешествии, походах, прогулках?”.

Учитель: “Налево! Шагом марш! Песню запевай!” Организованный выход учащихся из зала с песней. 

Участники поют: “Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам, и конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором!”.

Этап коррекции использовался в процессе всего занятия.

Список литературы

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. - М.Просвещение.1981.
  2. Коновалова Т.В. “Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов” Киров, 1995.
  3. Фатеева Л.П. “300 подвижных игр для младших школьников” Ярославль, Академия развития, 2000.
  4. А. Евтушенко, И. Стороженко “Программа комплексной туристско-краеведческой подготовки”, Москва “Народное образование”, 2002 г.
  5. Иванова Е.Ю. “100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе” М., ООО “Издательство “Астрель”, 2001.
  6. http://ped-kopilka.ru/
  7. http://nsportal.ru/