Как организовать повторение перед экзаменом

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


"Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели"

Аристотель

В настоящее время издано множество различной литературы по подготовке к ЕГЭ и тематических сборников задач. Результаты экзамена (ЕГЭ) показали, что недостаточно иметь литературу, нужно суметь ею пользоваться. Одна из самых распространенных ошибок в обучении - подмена изучения математики "натаскиванием" на тесты.

Вопрос в том, как применить на деле, как организовать учебный процесс, как мотивировать обучающихся работать интенсивно, в напряжённой обстановке всеобщего ажиотажа подготовки к экзамену.

В такой ситуации в короткий срок требуется:

  • отработать упущенный материал (зачастую элементарный);
  • изучить новый материал (по программе);
  • научить сдавать экзамен в форме теста;
  • научить правильно излагать ход решения письменных заданий.

Руководствуясь выводами психологов, что дети являются больше субъектами собственной деятельности, саморазвития, чем объектами педагогической деятельности, считаю первоочередной задачей учителя - создать условия для активного саморазвития и самообразования обучающегося, активного самообучения, вызвать интерес, любопытство, даже некий азарт.

В основе обучения лежат принципы, которым следует придерживаться для достижения поставленных целей, это:

  • строгая систематичность;
  • право выбора;
  • унификация.

Осуществляя право выбора, стоит предложить обучающимся разные варианты домашнего задания. Сроки его выполнения установить с учетом их пожелания, но в определенных временных рамках. Разрешить советоваться при заранее определённых условиях, например, при первичном закреплении материала, проверять и оценивать работы друг друга. Обучающимся рекомендуется заготовить памятки для урока. Учитель должен заранее определять объём работы с дифференциацией по сложности. При подготовке к уроку учителем разрабатывается:

  • тематическое планирование (общее);
  • тематическое планирование (индивидуальное);
  • план собеседований и защиты индивидуальных работ.

Для всех ставятся одинаковые цели и учебные задачи, разница существует только в способах достижения.

В связи с этим предлагается выделить следующие формы заданий:

  • краткосрочные;
  • долгосрочные;
  • самоанализ;
  • ведение своей папки, сводной ведомости;
  • изучение литературы (при поиске ответов на некоторые из поставленных вопросов).

И следующим образом детализировать виды контроля:

  • перспективный, опережающий, планирующий - вместе с учителем обучающийся определяет, из каких этапов будет состоять работа, к какому сроку её нужно выполнить и что в ней будет сложным, что важным;
  • пошаговый контроль, пооперационный - по ходу изучения каждого отдельного понятия;
  • рубежный - проверяющий уровень развития знаний, умений и навыков после завершения изучения темы;
  • диагностические работы.

На первом уроке по изучаемой теме обучающимся выдается список вопросов к собеседованию, который они вкладывают в свою папку. Круг вопросов охватывает не только фактический материал, но и приложения, историю возникновения, развития изучаемых понятий. Таким образом, каждый имеет возможность делать пометки, формулировать ответы, используя дополнительную литературу, и контролировать свою информированность.

При осуществлении пошагового контроля удобно использовать математические диктанты разного формата. Теоретические вопросы, определение истинности высказываний, устный счет, подготовительные задачи из ЕГЭ части В.

После проведения и проверки математических диктантов тексты анализируются и сохраняются в папке обучающегося. Полезно проводить и самопроверку. В ходе самопроверки математического диктанта обучающиеся сверяют свои результаты с ответами, записанными на доске, и оценивают свою работу по установленным заранее критериям. Самостоятельные работы (индивидуально или фронтально) выполняются по сборникам типовых вариантов. Задания выполняются в тетрадях, которые сдаются на проверку. Но и для тренировки заполняются бланки ответов.

Во время устной работы на уроке целесообразно применять и карточки индивидуального опроса. Учитывая специфику конкретного коллектива и соблюдая принцип унификации, следует давать задания, мало отличающиеся по форме, но разные по уровню сложности.

Проверочные работы формируются также из сборников КИМ ЕГЭ. Проверочная работа выполняется обучающимися письменно с подробным решением и ответом, затем заполняется таблица ответов. Ответы без решений не засчитываются - это непременное условие всех проверочных и контрольных работ (если они в форме теста - также необходимы выкладки). Обычно это небольшая потеря времени, но необходимость записей не только исключает вероятность "угадывания" ответов, но и позволяет понять, на каком этапе сделана ошибка.

Текст контрольной, проверочной работы или теста остаётся в папке обучающегося. После проверки учителем, анализируется лист самопроверки и также вкладывается в папку. Лист самопроверки и самоанализа может быть составлен в удобной, но единой форме, и должен отражать эмоциональное восприятие изучаемых тем, сомнения и трудности.

Например, при повторении темы "Логарифмы" лист самопроверки и самоанализа может выглядеть следующим образом:

Лист самопроверки и самоанализа №_________________________тест № __ дата_______

№ п/п Круг вопросов Уверенно Сомнения Трудности Проверка
  Чтение и распознавание графиков элементарных функций        
  Область определения логарифмической функции        
  Определение множества значений логарифмической функции        
  Графический метод решения уравнений        
  Графический метод решения неравенств        
  Логарифмические выражения        
  Логарифмические уравнения        
  Логарифмические неравенства        
  Логарифмические неравенства с параметром        
  Самооценка: Оценка:

В итоге у каждого обучающегося в собственной папке имеется следующий набор материалов:

  • Расписание и график собеседований;
  • Инструкции и рекомендации;
  • Списки литературы и адреса сайтов;
  • Основные вопросы ЕГЭ;
  • Вопросы по темам;
  • Справочный материал (памятки);
  • Тесты и контрольные (решенные);
  • Лист самоанализа.

На уроке, после изучения темы, учитель объявляет, что на следующем уроке будет проходить взаимный опрос. Дома каждый обучающийся должен составить карточку, в которой 10-12 вопросов: формулы и примеры с недописанными частями. На уроке обучающиеся меняются своими карточками. Проверяет работу тот, кто составил карточку. Каждый обучающийся получает двойную пользу. Составляя карточку, он должен уметь решить все задания из нее сам, чтобы правильно оценить работу товарища. Вместе с тем, на уроке каждый решает карточку, составленную своим товарищем, а для этого нужно знать изученные формулы и правила. Все работы обязательно проверяются учителем.

Тренировка в постановке вопросов помогает осмыслить суть задач и является профилактикой досадных ошибок при записи ответов. Нередко решив верно, экзаменуемый даёт ответ не на тот вопрос, что поставлен в конкретной задаче.

Проблемы вызваны и относительной сложностью и, в основном тем, что в учебниках формулировки заданий однотипные "стандартные". Уделять должное внимание нестандартным задачам в рамках учебного времени "обычного класса" - отдельная проблема, которой мы и находим решение.

Список использованной литературы:

  1. Гин А.А. "Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность". Пособие для учителя. - 4-е изд. М.: Вита-Пресс. 2002.
  2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. Для учителя С.Г. Манвелов - М. Просвещение. 2002. (Библиотека учителя).
  3. Кочагин В.В. "Математика тематические тренировочные задания". - ФИПИ "Издательство Астрель" 2013.
  4. Башмаков М.И. и др. "Алгебра и начала анализа 10-11 кл." Учеб.-метод. Пособие. - М.: Дрофа 2001.
  5. Под ред. А.Л. Семенов, И.В. Ященко "Математика. 30 вариантов типовых тестовых заданий" - М.: Издательство "Экзамен" 2013.