Задачи урока:
- Познакомить с новыми звуками и буквой, которая обозначает на письме эти звуки;
- Учить выполнять звуковой анализ слов, читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
- Развивать фонематический слух, память, внимание, речь;
- Формировать умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Методы обучения:
- Деятельностный.
- Создание проблемной ситуации;
- Поисковый;
- Наглядно-иллюстративный;
- Словесный.
Формы организации деятельности:
- Индивидуальная;
- Коллективная;
- Парная.
- Средства обучения:
- Мультимедийный проектор;
- Наглядные пособия;
- Дидактический материал;
- Макбуки.
Основные этапы урока. (Время) | Содержание урока | Формирование УУД |
1. Этап мотивации (30 сек) | Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок. - Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях. |
Личностные УУД (самоопределение). Создание ситуации успеха. |
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (5 мин) |
Хаврошечка: -Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Меня зовут Хаврошечка и пришла я к вам на урок не с пустыми руками.
-Ребята, почему именно Хаврошечка пришла к нам сегодня на урок и преподнесла нашим гостям хлеб? -Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?(Сформулируйте тему нашего урока) Дети: - Звуки [х] и [х'] и буква, которая их обозначает. ? - Чему мы будем учиться на уроке? (Открывать новые знания ) -Какие личностно-значимые цели мы поставим перед собой? -Давайте вместе определим задачи урока: Познакомиться с?: (новыми звуками и буквой.) Охарактеризовать?: (звуки [х] и [х'] и отличать их от других звуков.) Учиться читать?: (слоги, слова и предложения с новой буквой.) Познакомиться :(с новым произведением. Поработать :(на макбуках) |
Познавательное УУД (логическое). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Личностные УУД (позволяют сделать обучение осмысленным) Личностное УУД (жизненное самоопределение) |
3. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. (Работа над новым материалом). (8 - 10 мин) | 1) Работа по схемам. Учитель: -Отгадайте загадку, которую принесла Хаврошечка: -Обратимся к звуковым моделям этого слова. 4з.,4 б. [ х л' э б ] - Сколько звуков в слове хлеб? - Вычлените первый звук и охарактеризуйте его. В транскрипции запишем с помощью символов звуки. - Вычлените второй, третий: - Сколько в слове звуков? Сколько букв нам потребуется, чтобы записать услышанные звуки? - Сколько в слове слогов? -Чем воспользовались? (Правило!) - Будем ли делить слово на слоги? - Нужно ли в этом слове ставить ударение? [ х' э к ] 3 з.,3 б. - Сколько звуков в слове хек? - Вычлените первый звук и охарактеризуйте его. В транскрипции запишем с помощью символов звуки. - Вычлените второй, третий: - Сколько в слове слогов? - Будем ли делить слово на слоги? - Нужно ли в этом слове ставить ударение? -Сравните звуки, обозначенные стрелочками. - В чём отличие звуков? (Один мягкий, другой твёрдый) Слов на х есть вереница Х -хорёк и хь: продолжите называть слова, в которых встретятся звуки х и хь : в начале слова, в середине, в конце. |
Познавательные УУД (информационные:
поиск нужной информации, работа со схемами,
моделями, ориентироваться). Познавательные УУД (логические): анализ объекта с целью выделения существенных признаков. Регулятивные УУД (мыслительные операции): решаются путём привлечения интриги. ?Суждения детей взаимно дополняют друг друга и не вступают в противоречие. Познавательные УУД (логические): установление причинно-следственных связей. |
4. Первичное закрепление. (3 мин) | ВЫВОД. Звуки [х], [х'] -
согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг.,
непарные. Открываем маки. Перволого. - Закрепим полученные знания, выполнив работу на макбуках. Прочитаем задание. (Соотнесите картинку со схемой) - Все ли картинки вы распределили? - Сверим ваши работы с эталоном. - Просигнальте если у вас так. - Выполнена ли нами первая задача? 2) Знакомство с буквой Учитель: - Звуки [х] и [х'] обозначаются на письме буквами "ха" - строчной ? ? ? (маленькой). "Ха" - большой (заглавной). - Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова - с маленькой. 3) Конструирование буквы. - На что похожа буква Ха?
- Вернёмся к задачам урока. - Решили мы вторую задачу? ФИЗМИНУТКА. - Потрудились, теперь отдохнём. Поможет нам Хомка. |
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие. |
5. Включение нового знания в систему знаний. (7 мин) | Чтение слогов с новой буквой. - Посмотрите на задачи урока. Первую задачу мы выполнили. - Вторую ?достигли. - Посмотрите на 3 задачу. Будем её решать. - Почитаем слоги . ха ху ох хе хы ух хё хи эх хя юх - По каком принципу можно распределить слоги на две группы? - Назовите. -Прочитайте слоги, в которых буква Ха обозначает твёрдый согласный звук. А теперь мягкий согласный звук. -Назовите слово со слогом Хи. |
Регулятивные УУД (мыслительные операции) и познавательные УУД |
6. Включение нового знания в систему
знаний. (7 мин) |
1) Чтение столбиков слов с новой буквой. - Поработав над слогами, мы переходим к следующему этапу - это чтение слов с новой буквой. -Прочитайте слова. Что общего во всех этих словах(во всех словах есть буква ха) - Назовите, которые состоят из одного слога, из двух , из трёх. - Что помогает вам быстро и чётко определять количество слогов? (Правило) Открываем маки. Перволого. - Прочитайте задание. Необходимо к словам, с которыми мы работали подобрать подходящие по смыслу. - Выполним проверку. Назовите словосочетания. Что такое словосочетание? -Обратимся к нашим задачам урока. Справились мы со следующей задачей? 2) Работа над предложением. - Составьте предложение со словосочетанием вкусный хлеб - Уточните, какая главная составляющая, помогающая нам понять, что это предложение? Открываем маки. Перволого. - Прочитаем задание. Соберите из группы слов предложение. -Проверьте с эталоном. Просигнальте, у кого так. - Обратимся к нашим задачам. Справились ли мы? Вывод. |
Коммуникативные УУД: инициативное
сотрудничество в парах. Познавательные УУД (информационные). Коммуникативное сотрудничество как взаимодействие. Познавательные УУД (логические): анализ объектов целью выделения в них существенных признаков. |
7. Задания на развитие речи и умение
работать с текстом. (4 мин) |
-Чем является это предложение? (Пословица) -Закрыли маки. -Какие ещё пословицы о хлебе вы знаете? -О хлебе на Руси много писали и пишут пословиц, загадок, сказок и рассказов. - Обращаемся к следующему этапу урока. -Чему будем учиться? -Прочитайте название. Кто автор?(Хлеб, Ю. Яковлев) -Спрогнозируйте, о чём пойдёт речь в рассказе? - Послушайте внимательно и задумайтесь, какова тема и идея произведения. -Оправдались ли наши предположения? -Какими воспоминаниями детства поделился с нами писатель Юрий Яковлев? Открываем маки. Перволого. - Обратимся ещё раз к предложению , которое мы составили. Подумайте, чем оно является темой или идеей? - Что такое тема? -Выберите правильный ответ. -Проверим. Докажите, что это тема. -Что же такое идея? -В чём смысл идеи? - Закрыли маки. - Какой урок на всю жизнь преподнесла мама? - Что осталось у вас на душе? -Какой вывод мы сделаем? |
Личностные УУД: эстетическая
ориентация: пословицы, поговорки, загадки. Познавательные УУД (подведение под понятие) |
8. Итог урока. Рефлексия. (2 мин) |
- Посмотрите на план. Справились ли мы с
последней нашей задачей? Все задачи выполнены.
Выполняли мы их вместе. - Какое открытие мы с вами сделали? -Какое задание было самым трудным? Какое было интереснее всего выполнять? - Выполнены ли личностно-значимые? - Что нам помогло достигнуть таких успехов? |
|
9. Самооценка работы. | Оцените свою работу. Поместите в макбуках тот объект, который подтверждает успешность выполнения вашей работы на уроке. | Регулятивные УУД (контроль и самооценка процесса и результатов учебной деятельности) |