Цели урока:
Обучающая:
- Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
- Отметить роль кодирования информации;
- Ознакомить с кодированием и декодированием информации.
Развивающая:
- Развитие интереса учащихся к предмету "Информатика";
- Развивать умение учащихся логически мыслить.
Воспитывающая:
- Воспитывать культуру общения, усидчивость;
- Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информации
Средства обучения: мультимедийная презентация, компьютеры. Приложения: MS Word, Рабочие листы для учащихся (приложение № 2).
Форма проведения урока:
Структура урока. | Основные методы обучения. | Формы организации познавательной деятельности. |
Проверка теоретических знаний
учащихся:
|
частично-поисковый, словесный. | Фронтальная. |
Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся. | частично-поисковый, словесный. | Фронтальная. |
Проверка умений учащихся применять полученные знания на практике. | Практический. Наглядный. |
Индивидуальная. |
Подведение итогов урока. | Словесный. | Фронтальная. |
Ход урока
№ п/п | Вид работы. | Время (мин) | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
1 | Организация начала урока. | 1 | Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих. | Приветствуют учителя. |
2 | Проверка знаний учащихся. | 4 | Учитель проводит опрос: Что такое информация? При помощи чего человек получает информацию? Как можно классифицировать информацию по форме представления? А это изображение является информацией? А какой же вид информации представлен на экране. Учитель: Мы с вами расшифровали слово. Так как вы думаете, чем же мы будем с вами заниматься? |
Учащиеся отвечают на вопросы.
Информация- это сведение об окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Ученик: графическая информация. Дети разгадывают ребус. Ученик: Кодировать или шифровать информацию.... |
3 | Постановка учебной задачи. | 1 | Тема нашего урока - кодирование
информации. Чем же мы с вами будем заниматься
на уроке? Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию. На столе перед вами рабочий лист, который вы заполняете по ходу урока. |
Рассмотрим многообразие окружающих нас
кодов и научимся сами кодировать информацию. Учащиеся проверяют наличие листа |
4 | Решение учебной задачи. | 9 | Рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Код - это система условных
знаков для представления информации. Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код - русский язык. Код используется для оценки знаний в школе (число "5" - код отличных знаний, "4" - код хороших знаний, "3" - удовлетворительных, "2" - плохих). Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет). В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. "Буквы" этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать. По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки А что же мы кодируем с помощью этих знаков? Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1. В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква "Q" имеет двоичный код 01010001, а цифра "7" - 00110111 |
||||
5 | Закрепление материала. | 7 | Учитель: закодируем слово загадка. Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами. 14 16 19 12 3 1 |
Учащиеся заполняет таблицу в карточке. |
Учитель: что же мы с вами сделали?
Декодировали информацию. Попробуйте сами
сформулировать определение декодированию. Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку. 1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения: 12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15. (Ответ: кукушка кукушонку сшила капюшон) Устно: (Слайд 16) 4 .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:
|
Ученик: по исходному коду
восстановили информацию Ученик: Декодирование - процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду. Самостоятельно выполняют задания в карточке Отвечают на вопросы учителя |
|||
6 | Инструктаж по технике безопасности. | 1 | Учитель спрашивает у учащихся о ТБ в кабинете информатике и на рабочем месте, одновременно высвечивается слайд и, если учащиеся назвали не все правила, то учитель акцентирует на этом внимание | Отвечают на вопросы учителя. |
7 | Практическое занятие. | 7 | Ребята вам необходимо выполнить
следующее задание: Зашифрованы слова. Чтобы
узнать зашифрованное слово, вам надо оставить
только вторые слоги из каждого данного слова, а
первый или последний удалить. Вспомните, какая клавиша удаляет текст, написанный с лева? (Backspace) А какая клавиша удаляет текст, написанный справа? (delete). Открываем документ MS Word Набирают следующий текст, после чего выполняют задание
Во время выполнения задания, учитель помогает
учащимся, так как еще не у всех достаточно навыка
с работой на клавиатуре. Если есть учащийся,
который достаточно быстро выполнил задание, то
учитель назначает его своим помощником, и он тоже
помогает одноклассникам. |
Слушают учителя, находят на клавиатуре
клавиши (delete). (Backspace) Выполняют практическое задание |
8-9 | Подведение итогов. Домашнее задание. | 6 | учитель задает вопросы учащимся Выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание. |
Учащиеся садятся за парты. Отвечают на вопросы учителя |
10 | Рефлексия. | 1 | Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то оставьте карточку с цифрой "1", если нет, то "0". | Учащиеся, отвечая на вопросы учителя высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания. Оставляют карточки с соответствующей цифрой. |
Используемые источники:
- Босова Л. Л. "Информатика-5",М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
- Босова Л.Л. Босова А.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие", М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.