Урок информатики по теме "Кодирование информации". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Цели урока:

Обучающая:

  • Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;
  • Отметить роль кодирования информации;
  • Ознакомить с кодированием и декодированием информации.

Развивающая:

  • Развитие интереса учащихся к предмету "Информатика";
  • Развивать умение учащихся логически мыслить.

Воспитывающая:

  • Воспитывать культуру общения, усидчивость;
  • Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информации

Средства обучения: мультимедийная презентация, компьютеры. Приложения: MS Word, Рабочие листы для учащихся (приложение № 2).

Форма проведения урока:

Структура урока. Основные методы обучения. Формы организации познавательной деятельности.
Проверка теоретических знаний учащихся:
  • информация
  • виды информации
частично-поисковый, словесный. Фронтальная.
Постановка целей урока и мотивация учебной деятельности учащихся. частично-поисковый, словесный. Фронтальная.
Проверка умений учащихся применять полученные знания на практике. Практический.

Наглядный.

Индивидуальная.
Подведение итогов урока. Словесный. Фронтальная.

Ход урока

№ п/п Вид работы. Время (мин) Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
1 Организация начала урока. 1 Приветствует учащихся. Проверяет отсутствующих. Приветствуют учителя.
2 Проверка знаний учащихся. 4 Учитель проводит опрос:

Что такое информация?

При помощи чего человек получает информацию?

Как можно классифицировать информацию по форме представления?

А это изображение является информацией?

А какой же вид информации представлен на экране.

Учитель: Мы с вами расшифровали слово. Так как вы думаете, чем же мы будем с вами заниматься?

Учащиеся отвечают на вопросы. Информация- это сведение об окружающем нас мире.

Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую,

графическую и видеоинформацию.

Ученик: графическая информация.

Дети разгадывают ребус.

Ученик: Кодировать или шифровать информацию....

3 Постановка учебной задачи. 1 Тема нашего урока - кодирование информации. Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?

Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию.

На столе перед вами рабочий лист, который вы заполняете по ходу урока.

Рассмотрим многообразие окружающих нас кодов и научимся сами кодировать информацию.

Учащиеся проверяют наличие листа

4 Решение учебной задачи. 9 Рассказ учителя сопровождается соответствующей презентацией. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
  Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.

Так, для общения в нашей стране используется код - русский язык.

Код используется для оценки знаний в школе (число "5" - код отличных знаний, "4" - код хороших знаний, "3" - удовлетворительных, "2" - плохих).

Ребята, а кто знает, что изображено на этом слайде? (После того как учащиеся выскажут свои мнения, учитель объясняет). В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. "Буквы" этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.

Всем хорошо известны следующие дорожные знаки

А что же мы кодируем с помощью этих знаков?

Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конверте в специально отведённом для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской области начинаются с цифры 1.

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква "Q" имеет двоичный код 01010001, а цифра "7" - 00110111

5 Закрепление материала. 7 Учитель: закодируем слово загадка.

Учитель: а теперь по исходному коду давайте узнаем, что же скрыто за следующими цифрами.

14 16 19 12 3 1

Учащиеся заполняет таблицу в карточке.
 

      Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.

Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку.

1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте следующие сообщения: 12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15. (Ответ: кукушка кукушонку сшила капюшон)

Устно: (Слайд 16)

4 .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:

  • колос, мебель, таракан;
  • молоко, нерест, таракан;
  • кора, лото, боксер;
  • баран, рана, банщик;
  • монета; лошадь, корова
Ученик: по исходному коду восстановили информацию
Ученик: Декодирование - процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.

Самостоятельно выполняют задания в карточке

Отвечают на вопросы учителя

6 Инструктаж по технике безопасности. 1 Учитель спрашивает у учащихся о ТБ в кабинете информатике и на рабочем месте, одновременно высвечивается слайд и, если учащиеся назвали не все правила, то учитель акцентирует на этом внимание Отвечают на вопросы учителя.
7 Практическое занятие. 7 Ребята вам необходимо выполнить следующее задание: Зашифрованы слова. Чтобы узнать зашифрованное слово, вам надо оставить только вторые слоги из каждого данного слова, а первый или последний удалить.

Вспомните, какая клавиша удаляет текст, написанный с лева? (Backspace) А какая клавиша удаляет текст, написанный справа? (delete).

Открываем документ MS Word Набирают следующий текст, после чего выполняют задание

  • соловей, потолок;
  • змея, рама;
  • пуговица, молоток, лава;
  • укор, бузина, тина;
  • поворот, пороша, канава.

Во время выполнения задания, учитель помогает учащимся, так как еще не у всех достаточно навыка с работой на клавиатуре. Если есть учащийся, который достаточно быстро выполнил задание, то учитель назначает его своим помощником, и он тоже помогает одноклассникам.
После выполнения задания, ребята называют слова, которые у них получились, а на экране высвечиваются правильные ответы.

Слушают учителя, находят на клавиатуре клавиши (delete). (Backspace)

Выполняют практическое задание

8-9 Подведение итогов. Домашнее задание. 6 учитель задает вопросы учащимся

Выставляет оценки за урок. Объясняет домашнее задание.

Учащиеся садятся за парты.

Отвечают на вопросы учителя

10 Рефлексия. 1 Сегодня на уроке вы все хорошо работали. Молодцы! Получили новые знания? Вы узнали больше об информации, теперь я хочу получить от вас информацию: было ли вам интересно, хорошо ли вы усвоили урок. Закодируйте свой ответ с помощью нуля и единицы, как это принято в информатике. Если да, то оставьте карточку с цифрой "1", если нет, то "0". Учащиеся, отвечая на вопросы учителя высказывают свое мнение об уроке, высказывают свои пожелания. Оставляют карточки с соответствующей цифрой.

Используемые источники:

  1. Босова Л. Л. "Информатика-5",М: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Босова Л.Л. Босова А.Л. "Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие", М: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

Приложения.