Цели:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: название игры (разноцветные буквы), бумага, карандаши, карточки с заданиями, медали для награждения.
Целевая аудитория: 5-6 класс
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего: Добрый день, ребята! Как вы думаете, какой предмет в школе самый главный? Мы с вами русские люди, и должны грамотно говорить и писать на родном русском языке. Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке!
“Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий”,- говорил В.Г.Белинский.
Мы сегодня с вами в рамках проведения недели русского языкапосоревнуемся в знании русского языка. В России сейчас проходит важное мероприятие- зимняя Олимпиада в Сочи-2014. А мы с вами проведем лингвоолимпиаду. Путь наш будет не легок. Та команда, которая с честью преодолеет все препятствия, станет победителем. Итак, соревноваться у нас будет две команды. Оценивать достижения команд нам поможет компетентное жюри (2 учителя и 1 ученик из “хорошистов” по русскому языку)
Конкурс 1 “Открытие игр”
Придумайте команде оригинальное название, которое совмещало бы в себе темы русского языка и спорт.
Конкурс 2 “Лексический фристайл”
“Слово - великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти”,- писал в 19 веке Л.Н. Толстой.
- Составить как можно больше слов за 1 минуту из слова ПРОСТО. Балл получает та команда, у которой составлено больше слов.
- Каждой команде предлагается по 6 слов, из которых надо получить новые слова, поменяв местами буквы.
Лето (тело), атлас (салат), маяк (ямка), каприз (приказ), лопата (оплата), кукла (кулак).
Победителем становится тот, кто первым справится с задачей или подберёт больше новых слов.
Конкурс 3 “Словообразовательный кёрлинг”
Придумайте слова по данным схемам. Максимум- 3 балла.
Конкурс 4 “Биатлон”
Давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык- самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством.
Сейчас мы проверим вашу меткость с помощью пословиц.
По очереди продолжить пословицы- кто меньше ошибется. За каждый правильный ответ- 1 балл.
1. Один пирог два раза не ... съешь.
2. С кем хлеб-соль водишь на того и ... походишь.
3. Не вкусив горького, не узнаешь и ... сладкого.
4. Сам заварил кашу, сам и ...расхлебывай.
5. Кашу маслом не ... испортишь.
6. Хочешь есть калачи, не лежи на ... печи.
7. Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду... лезть.
9. Не разбивши яйца, не сделаешь ... яичницу.
10. Лето припасает, а...зима поедает.
11. Труд человека кормит, а... лень портит.
12.Назвался груздем-... полезай в кузов.
13. Не говори “гоп” пока...не перепрыгнешь.
14. Дерево узнают по плодам, а человека-...по делам.
15.Всяк сверчок знай...свой шесток.
16. На чужой каравай ...роток не разевай.
Конкурс 5 “Бобслей”
Составить за 1 минуту рассказ из всех слов на буквы К, М (по командам). По одному баллу за каждое слово в рассказе.
Конкурс 6 “Одиночное катание” (конкурс капитанов)
Раскрыть смысл крылатых выражений (фразеологизмов):
- Рукой подать (близко)
- Через час по чайной ложке (медленно)
- Морочить голову (обманывать)
- Во весь дух (быстро)
- Работать засучив рукава (усердно)
- Прикусить язык (замолчать)
- Ни пуха, ни пера (пожелать удачи)
- Сломя голову (очень быстро)
Подведение итогов. Объявление результатов. Награждение.
Слово ведущего: Дорогие ребята! Вы большие молодцы! Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства родного языка. Ведь человек, который правильно и красиво говорит, заслуживает уважения, как настоящий спортсмен-олимпиец.