Урок окружающего мира по теме "Правила поведения на дорогах, дорожные знаки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: Способствовать формированию безопасного поведения детей на улицах и дорогах.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование личного отношения к выполнению правил дорожного движения; развивать умение предвидеть опасную ситуацию;
  • регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;
  • познавательные: познакомить с правилами безопасного поведения на дорогах и улицах; учить быть внимательными на дороге, обращать внимание на дорожные знаки;
  • коммуникативные:способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дорогах.

Оборудование: учебник "Окружающий мир", 1ч, с.46-47; рабочая тетрадь №1, с.23. Интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Межпредметные связи: обучение грамоте, изобразительное искусство, технология, история, математика.

Формы работы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Методы: игровой метод, метод проблемного обучения, объяснительно-иллюстративный метод.

Функция учителя: организатора и помощника

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Вот прозвенел звонок, пора начинать урок.
Постарайтесь всё понять, много нового узнать.
По какому предмету пора начинать урок?
Как называется учебник, который лежит на парте?

2. Целеполагание и мотивация.

Тему урока вы определите, если из каждого слова выделите первый слог и составите слово в каждом столбике.

пра-вил дви-га-тель до-ро-га
ви-дел же-ла-ние рож-де-ни-е
ла-па ни-зи-на но-та
я-корь го-род
Правила движения дорожного

3. Актуализация имеющихся знаний.

Кто является участником дорожного движения? (водители и пешеходы)

Когда-то давно люди ходили пешком, но это было медленно и неудобно. Они сели на лошадь, а потом в телеги, сани, кареты.

Те, кто ехал, торопились, а прохожие им мешали. Кто не успел увернуться, попадали под копыта лошадей. Так начались дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русскому царю. Решил он издать указ, который стали считать первыми правилами дорожного движения.

Как же сделать, чтобы жизнь пешеходов и водителей стала безопасной? (Надо знать и соблюдать правила дорожного движения)

4. Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

Знаете ли вы, где можно переходить дорогу? (В специально отведённых местах: "зебрах")

Ребята! Сегодня я шла в школу и увидела следующую картину. Ученик перебегает дорогу перед идущим автомобилем. Дорога скользкая. Водитель успел затормозить, и машина смогла резко остановиться. Какую ошибку допустил ученик?

(<Рисунок 1>)

Какие ёщё ошибки допускают дети?

Обсудите ситуации друг с другом и подготовьте обоснованный ответ на вопрос "Правильно ли поступают дети?" (<Рисунок 2>)

В результате неправильного перехода дороги происходят дорожно-транспортные происшествия. Люди получают различные травмы, иногда тяжёлые, а иногда человек погибает.

Как этого избежать?

Чтобы повторить правила дорожного движения, мы отправимся в путешествие по дорогам и улицам города.

5. Систематизация и обобщение знаний у детей. Изучение нового материала.

Остановка "Светофор"

Внимание, внимание

С площадей и перекрёстков на вас глядит в упор
С виду грозный и серьёзный..... светофор

Светофор в переводе с греческого означает " несущий свет".

Назовите, цвета светофора, что обозначает каждый свет?

Я могучий красный свет!
Ярче в целом мире нет.
Я- пожар, я свет- зари, Увидав меня- замри!
Я жёлтый свет.
Перехода больше нет
Не спешите, подождите,
Посмотрите на меня.
Не спешите, потерпите
До зелёного огня.
Проходите- разрешаю.
Не беда, что я один.
Я надёжно защищаю
От трамваев и машин.

6. Остановка. Релаксационная пауза. Разминка "Сигнал светофора"

Красный - хлопаем, жёлтый - приседаем, зелёный - шагаем.

Как быть в тех случаях, если нет светофора? (переходить по пешеходному переходу)

7. Остановка "Дорожные знаки"

Когда по улицам помчались автобусы, автомобили, улицам надо было дать свой язык. На дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира. У дорожного языка есть знаки. Один знак-это целая фраза, дорожный сигнал. Дорожные знаки должны быть заметны издалека, поэтому их окрашивают в яркие цвета.

Предупреждающие: Белые треугольники с красной каймой. О чём они предупреждают? (Они говорят о возможной опасности)

Запрещающие: Белые или синие круги с красной каймой. (Запрещают движение транспорта, не разрешают въезд, запрещают стоянку)

Предписывающие: синие круги с белым рисунком. Сообщают, кому и в какую сторону ехать, определяют скорость.

Указательные и знаки сервиса. Синие прямоугольники с различными рисунками. Они что-либо подсказывают.

Работа по учебнику. О чём говорят знаки дорожного движения ?

8. Практическая деятельность

Работа в парах: На парте цифры 1, 2,3,4.

Задание 1. Определи, что обозначает каждый знак, и покажи соответствующую цифру.

(<Рисунок 3>)(<Рисунок 4>)(<Рисунок 5>)(<Рисунок 6>)

Движение на велосипедах запрещено.

Место остановки автобуса

Велосипедная дорожка

Подземный пешеходный переход

(Ученики работают парами и показывают нужную цифру)

Задание 2. Раскрась знаки дорожного движения. (<Рисунок 7>)

Работа в тетради с.23

(Учащиеся проверяют свою работу при помощи работы на интерактивной доске)

9. Проверка уровня обученности. Бульвар "Внимания".

Парная работа. (У детей фишки зелёного и красного цвета)

(Согласны - зелёная фишка, не согласны- красная)

Проезжую часть улицы перехожу на жёлтый свет, так как транспорт стоит.

Если горит красный свет светофора, машина далеко, то можно быстро перебежать дорогу.

Перекрёсток- наиболее опасное место для пешехода.

При переходе дороги разговаривать нельзя

Дорожная размётка нужна, чтобы украсить дорогу.

10. Рефлексия.

Дети проговаривают способы "открытия" новых знания. Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.

В заключении нашего урока, ответьте на проблемный вопрос

Я изучаю правила дорожного движения, чтобы.......

(Дети читают стихи)

Как шофёр не тормозит, а машина всё скользит
На колёсах как на лыжах, ближе, ближе, ближе..
Для спасенья есть возможность:
Лучший тормоз-осторожность.
Жизнь свою побереги:
На дорогу не беги.

Рисунки.