Адаптация детей к детскому саду

Разделы: Работа с дошкольниками


Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляется воспитатели, помощники воспитателя и другие незнакомые взрослые. И все происходит в новом детском коллективе, где у каждого ребенка уже есть свое место, игрушки, друзья. Малыш медленно привыкает к спальне с множеством кроватей, к коллективным походам в туалет и прочим атрибутам общественного воспитания. Чтобы будущий воспитанник детского сада быстро привык к дошкольному учреждению, ему надо помочь. Эту помощь ребенку родители должны "организовать" задолго до поступления в детский сад.

Начать надо с самого главного - с наблюдения за состоянием здоровья малыша и его оздоровления. Постарайтесь вылечить все детские недуги и сделать необходимые профилактические прививки. Причем прививки делаются не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детское дошкольное учреждение. И конечно, самое главное - это закаливание и физкультура. Воздушные ванны, влажные обтирания, длительные прогулки на свежем воздухе и другие закаливающие процедуры являются необходимым элементом всей подготовки детей к поступлению в детский сад. Закаленные физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них условиях.

Затем следует перестроить весь домашний режим под распорядок детского сада. Ребенок должен рано просыпаться, делать утреннюю гимнастику, есть в те часы, когда происходит прием пищи в детском саду. Необходимо, чтобы ребенок спал днем, дневной сон является одним из важнейших режимных моментов в детском саду. Дети там значительно быстрее устают и от шума, и от многочисленных и продолжительных игр, сор. Им необходим дневной сон, его ни чем нельзя заменить, поэтому родители должны либо сдвинуть дневной сон своего ребенка на то время, в которое он проходит в детском саду, либо если ребенок не спал днем привить ему эту привычку. Восстанавливать дневной сон надо постепенно, начиная с кратковременного отдыха, чтение книг, а затем переходить на все более и более длительные паузы в активности ребенка. На восстановление привычки спать днем может уйти много времени, но малыш от этого выиграет.

В детский сад дети должны поступать с уже сформировавшимися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки. Эти навыки только на первый взгляд представляются элементарными, а как страдают дети, когда родители не научили их простым приемам самообслуживания.

Кроме того, взрослым необходимо постоянно прививать своим чадам доброту, чувство коллективизма, воспитывать у них послушание. Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям. Перед поступлением в детский сад родители должны познакомиться с педагогами и помощником воспитателя. Затем в детский сад необходимо прийти с ребенком. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям. В течение нескольких дней можно приводить ребенка в детский сад на короткое время, постепенно переключая малыша на воспитателя и на помощника воспитателя.

В детский сад следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе. На период адаптации ребенка к детскому саду маме не стоит устраиваться на постоянную работу, а если она уже трудится, то целесообразно взять отпуск или временно организовать свободный график работы, чтобы побыть с малышом во время различных детсадовских мероприятий и забирать его пораньше домой.

В первое время маме можно даже постоять незамеченной вблизи ограды садика или у открытой двери группы, наблюдая за ребенком. Она увидит, как он играет со сверстниками, разговаривает, ведет себя за столом, ладит с воспитателем, агрессивен малыш или забит. Надо научить ребенка дружить со сверстниками. К сожалению, в семьях часто вырастают дети, которые общаются только с взрослыми, живут их интересами, приобщаются к несвойственным детям занятиям. Хорошо, если малыш быстро научится навыкам общения с детьми, детским забавам и играм. Адаптация к детскому дошкольному учреждению у таких детей проходит быстро и безболезненно. Если малыш с радостью рассказывает о новенькой, которая все время ревет, мягко остановите его, посочувствуйте девочке, а утром, собирая в сад, положите в карман конфету для ревы, и пусть он не забудет улыбнуться и позвать ее играть. Старайтесь не возмущаться, выполнять все требования воспитателя - от задания что-то принести до подготовки карнавального костюма. Ребенок не должен чувствовать себя хуже других, завидовать им или стыдиться своих родителей.

Никогда не выясняйте отношений с воспитателем (что бы ни случилось!) в присутствии ребенка. Страдающей стороной все равно будет малыш. Если отношения не улучшаются, лучше перевести его в другой садик, нанять няню или взять надомную работу. Постоянный контакт с педагогами детского сада позволит родителям избежать и многих просчетов в воспитании ребенка и его дальнейшем обучении. Довольно много детей приходит в детский сад с хроническими заболеваниями. Такие дети должны постоянно наблюдаться педиатром, а родителям следует неукоснительно выполнять все врачебные рекомендации. Однако здесь особую категорию составляют дети с заболеваниями центральной нервной системы.

Если ребенок наблюдается у невропатолога, родители хорошо знают детские проблемы. Есть дети с задержкой психического развития, которая становиться, очевидно, не сразу. Дети внушаемы, говорят плохие слова, их шалости могут быть опасны или жестоки. У них отмечаются эмоционально - волевые нарушения. Есть дети невротики - они часто плачут, подвержены страхам, беспокойно спят, заикаются, у них развиваются тики. Но такие дети могут воспитываться в саду. Более того, им это совершенно необходимо. Ведь именно в детском саду их может часто наблюдать психолог и вовремя помочь в сложной ситуации. Конечно, в таких случаях нельзя говорить о целом дне в саду - дети не выдерживают столь высокие эмоциональные и физические нагрузки. Малыши сами определят (а взрослые поймут по их поведению), как долго они чувствуют себя комфортно в не домашней обстановке, не ощущая напряженности и не уставая. И психологическое закаливание в таких ситуациях происходит по-особому плавно и мягко. Протест, слезы и другие откланения должны заставить родителей задуматься и проконсультироваться с психологом, который может предложить индивидуальную программу воспитания ребенка в детском саду. Поступив в детский сад, малыш может отказываться от пищи, вдруг начать просыпаться в "луже", выдавать повышенную температуру и сыпь, неожиданно стать плаксивым или агрессивным. Не одно такое явление не возникает на пустом месте. Существует причина и наша задача найти ее дома или в детском саду. Допрашивание ребенка обычно бывает безрезультатно, маленькие дети иногда сами не понимают, что им не нравиться. Например, чувства родителей, узнавших о том, что их дитя бьют или унижают в детском саду, не поддаются описанию. Опытный психолог скажет: "Плохой детский сад. В хорошем саду воспитатели не допустят подобную ситуацию и решат этот вопрос с минимальными потерями для всех сторон".

Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.

Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает не чаще одного - двух раз в неделю, и то когда это бывают какие - либо причины. Малыш ложиться спать спокойно, не выводя окружающих из терпения, у него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой - либо предмет), он почти не мочиться в постель. Ребенка можно на некоторое время оставить одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его навсегда, за ним не нужно постоянно присматривать. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет.

Если это добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш, привык к детскому саду и у него, началась новая и интересная жизнь. В детском дошкольном учреждении он получит много нового и полезного.

Психологи утверждают, что дети, выросшие в детском саду, легче "домашних" детей развивают разнообразные контакты в обществе. Их проще научить волевой регуляции поведения - умению согласовать свои действия, других детей и взрослых, контролировать эмоции. Даже конфликты, переживаемые детьми в более щадящих условиях (чем на улицах, например), будут им на пользу. Они стремятся отстаивать свои интересы и закаляются психологически. "Домашние" дети сталкиваются с определенными проблемами, появившись в новом коллективе, в непривычных условиях. Причем, чем старше ребенок, отдаваемый в детский сад, тем сложнее ему приспособиться. Ведь, кроме радости от родительской любви ему приходилось нести груз родительских ошибок. Ребенку, которым неумеренно восторгались дома, и ребенку, которому предъявлялись неумеренные требования, одинаково трудно привыкнуть к новому обществу, найти свое место среди многих. У детей именно в детском саду формируется адекватная самооценка. Как правило, в дошкольном учреждении трудятся профессионалы, знающие свое дело. И если дома ребенка окружает безграничная любовь, то в детском саду обычно к нему относятся доброжелательно и объективно оценивают его достоинства и недостатки. Чтобы адаптация прошла мягко, спокойно, безболезненно нами разработаны рекомендации по сотрудничеству с родителями при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С РОДИТЕЛЯМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД И ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

  • Начните работу с родителями до поступления ребенка в детский сад.
  • Посетите семью, познакомьтесь с ребенком и его родителями заранее.
  • Проведите беседы с родителями.
  • Организуйте встречу с родителями по пригласительным билетам в детском саду в мае.
  • Проведите экскурсии родителей и детей по детскому саду и участкам.
  • Устройте "День открытых дверей" - это даст возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию родителей к жизни детского сада.
  • Организуйте консультации для родителей по адаптации детей в детском саду (с медицинским работником, психологом, заведующей детским садом), можно индивидуальные и групповые.
  • Начните приучать ребенка к режиму детского сада постепенно. Кратковременное пребывание в группе, от 1 часа до целого дня (после прохождения медосмотра).
  • Для приобщения родителей к педагогической литературе создайте библиотеку - по раннему возрасту, папки - передвижки со статьями (по желанию) родителей давайте домой для ознакомления.
  • Оформите родительский уголок по теме адаптации и других тем, которые будут востребованы родителями.
  • Во время адаптации ребенка используйте элементы телесной терапии (возьмите ребенка на руки, обнимите, погладьте).
  • По рекомендации врача подвесьте над кроватью возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.
  • Дайте ребенку в постель мягкую игрушку (по желанию детей).
  • Расскажите сказки, пойте колыбельные песни перед сном.
  • Используйте игровые методы взаимодействия с ребенком.
  • Создайте у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
  • Проведите родительские конференции. Основная цель конференций - обмен опытом семейного воспитания.
  • Проведите вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей.
  • Организуйте спортивные развлечения, посиделки.
  • Подготовьте спектакли с участием родителей и покажите их детям.
  • Проверьте нетрадиционные формы собраний.
  • Организуйте телефон доверия, "День добрых дел", "Вечера вопросов и ответов".