Самообразование математически одаренных школьников с углубленным изучением отдельных предметов в условиях информатизации

Разделы: Математика


В рамках президентской программы “Одарённые дети” на I Международной конференции, посвященной обсуждению рабочей концепции одарённости, была разработана единая теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Согласно концепции, в познавательной деятельности можно определить интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности, в частности, математическую одарённость. Традиционно выявление и развитие математически одарённых детей осуществляется путём привлечения их к олимпиадам и конкурсам. Развитие математически одарённых школьников нуждается в психолого-педагогическом мониторинге, имеющем комплексный характер. Однако в школе не всегда может быть создана образовательная среда, соответствующая склонностям и интересам ребёнка, нет экспертов для оценки продуктов его деятельности (способов решения математических задач, созданных моделей, проектов). Проблемой для учителя является выявление признаков математической одарённости при разработке индивидуального подхода к обучению такого ребёнка.

При организации индивидуальной траектории обучения одарённого школьника мы учитываем инициативность и самостоятельность, которые являются отличительными особенностями его личности. Одарённые дети стремятся к самообразованию, то есть к получению образования в ходе самостоятельной деятельности, цели, условия и средства которой устанавливают они сами. Обычно это деятельность осуществляется за рамками школьной программы. Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения поисковых задач. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять. Представляется необычайно полезным прививать школьникам вкус к исследованию. Как никогда каждому учителю дана широкая возможность самостоятельная возможность разработки индивидуальных программ, свобода выбора направления образовательного процесса. Так как математика считается одним из трудных предметов обучения и чтобы освободиться от абстрактности предмета, реализовать практические и прикладные значения математики организовали творческую группу “Алаьа”, в которой входят учитель математики - Ульяна Ивановна, учитель русского языка и литературы - Алексеева Лилианна Эрнстовна и учащиеся школы. Работа группы предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности, которой образовалась по принципу общности интересов учащихся и учителей. Организуется совместная деятельность партнерских отношений обучающих и обучаемых, дети включаются в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе деятельности. Обеспечивается диалогическое общение не только между учителями и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний. Корень профессионализма творческой группы “Алаьа” прячется в области сопряжения предметного и ценностного восприятия мира. Наши ученики Аянитов Леня - дипломант 1 степени в республиканской НПК “Шаг в будущее” в секции технические науки, Саввин Гриша - лауреат в республике в 2004 году, дипломант 11 Всероссийской НПК и удостоен право участвовать на Евразийском молодежном конкурсе молодых исследователей в Байкал, где награжден специальным призом. В 2005 году стал участником на международной выставке “ЭКСПО-2005” в Японию. За последние годы учащиеся систематически становятся дипломантами и в региональных и в республиканских научно-практических конференциях. Итак вся деятельность направлена на реализации целей и задач проекта школы и основана на интересе увлекательности, поиске и творчестве, что дает большие возможности для самореализации учащийся в дальнейшей жизни.

Цели. Создание в школе условий для разработки механизмов саморазвития, самореализации и профессионального самоопределения личности ребёнка в результате применения новых форм и методов школьного образования, направленных на организацию исследовательской деятельности учащихся.   Выявление  одарённых детей, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательской деятельности учеников.

Задачи.

1. Приобщение педагогов и учащихся к научно-исследовательской  деятельности.

2. Создание условий для расширения среды общения педагогов и учащихся школы, развитие их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

3. Систематизация научно-исследовательской деятельности учащихся, привлечение большего числа учащихся к НИД, содействия профессиональной ориентации, самоутверждения учащихся.

4. Участие в школьных, улусных, региональных, республиканских, всероссийских   научно-практических конференциях, конкурсах.

Содержание и формы работы научного общества учащихся:

• составление программ, разработка проектов и тем исследований;
• выполнение заказов учреждений и организаций;
• удовлетворение персонального спроса участников НО на изучение интересующих их проблем;
• участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках;
• проведение семинаров, дискуссий, научно-практических конференций;
• выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
• встречи с учеными, сотрудниками музеев, архивов;
• руководство объединениями по интересам для учащихся второй ступени школы;
• совместные заседания школьных и студенческих секций научных обществ;
• подготовка творческих работ и их публикация в сборниках.

Наши ученики в поисках новых знаний обращаются к образовательным ресурсам Интернета. Они могут найти в Интернете работы по исследовательским и творческим проектам, заочные школы, мастер-классы, творческие лаборатории, конкурсы, фестивали, олимпиады, детские научно-практические конференции и семинары. Школьники, с одной стороны охваченные жаждой познания, а с другой стороны ещё не владеющие методами оптимального поиска и отбора информации, могут посвятить много времени какому-нибудь информационному ресурсу, двигаясь по ложному пути. Поэтому в Интернете необходимо создавать не только образовательные порталы для математически одарённых детей, но и сетевые образовательные сообщества, включающие в себя школьников, учителей, психологов, учёных, методистов, работников управления образования, программистов, способствующие развитию математического образования в целом. В качестве ведущих концептуальных оснований в данном случае необходимо использовать личностно-ориентированный подход и конструктивизм, что предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование творческого мышления. Основным принципом является проблемная направленность обучения. Проблемные ситуации, исследовательские задачи, проектные методы, возможность учета альтернативных точек зрения, дискуссии, экспертная оценка результатов деятельности – всё это направлено на конструирование уникальных знаний математически одарённых школьников, которые нуждаются в специфических технологиях обучения, учитывающих интеллектуальные и психологические особенности каждого ребёнка. Широко используемые в Интернете технологии блоков, форумов, голосования предоставляют одарённому ребёнку возможность для научного общения со всеми участниками образовательного сетевого сообщества. Одарённый ребенок не меньше других детей нуждается во взрослых наставниках, предъявляя при этом к ним высокие требования. Причем как к уровню знаний наставника, так и к способу взаимодействия с ним. Сетевое образовательное сообщество может предоставить ему тьюторов, которые готовы взять на себя индивидуальную работу с конкретным математически одарённым ребёнком. Основная задача тьютера — на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его математических способностей. Реализация социокультурного компонента деятельности сетевого сообщества основана на психолого-педагогической поддержке и психологических тренингах, организованных психологами-членами сетевого сообщества. Воспитательная направленность образовательного сообщества заключается в общении одарённых учащихся между собой и с преподавателями в форме сотрудничества. Причем в рамках сообщества могут создаваться команды (в том числе, международные) для решения сложной математической задачи или выполнения исследования. Любое сетевое сообщество является самоорганизующейся системой. Но, несмотря на это, администрация информационного ресурса должна взять на себя организацию научно-методического и технологического обеспечения работы сетевого сообщества. Созданное Интернет-сообщество заинтересованных в развитии математического образования людей в течение очень продолжительного времени будет поддерживаться и обогащаться новыми идеями за счёт математиков, получивших в этом сообществе первую путёвку в науку.