Урок на тему "Нейропсихологический подход в логопедической работе. Здоровьесберегающие технологии"

Разделы: Логопедия


1 слайд - название презентации - “Нейропсихологический подход в логопедической работе. Здоровьесберегающие технологии”.

2 слайд. Давайте вспомним III блока ГМ (головного мозга) (по А.Р.Лурия)

I блок – регуляция тонуса и бодрствования, энергетический – обеспечивается глубокими подкорковыми и стволовыми структурами.

II блок - приёма, хранения и переработки информации (“задний“ мозг – т.е. задние отделы коры ГМ)

III блок – программирования, регуляции и контроля (лобные отделы ГМ – “передний” мозг).

“Передний” мозг надстроен нaд одним анализатором, называемым условно двигательным, а “задний” – над разными: затылочные доли коры – над зрительным, височные – над слуховым, теменные - над кинестетическим. “Передний мозг” (лобные отделы) - расценивается как планирующий и оперативный, создающий и реализующий программы различных видов деятельности.

Кора “заднего мозга” квалифицируется как накопительная, осуществляющая прием, переработку и хранение информации.

3 слайд. Коррекционные упражнения можно разделить на 3 блока.

I блок – регуляция тонуса и бодрствования.

Цель этих упражнений: увеличение тонуса коры ГМ, уменьшение утомляемости, повышение работоспособности и энергетики, эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4 слайд. Массаж применяется для повышения кровообращения, увеличения или снижения мышечного тонуса. В работе с детьми с дизартрией применяем два вида массажа - активизирующий и расслабляющий.

На фото представлены: аурикулярный массаж (массаж ушных раковин), массаж рук, самомассаж шариками Су-джок и массажными мячиками. Для массажа ног используем ипликатор Кузнецова и “колючий коврик”. Также используем массаж трёхгранными карандашами - массаж отдельно каждого пальца и массаж ладони, при этом пальцы должны быть направлены строго вверх, локти не облокачиваются на стол.

5 слайд. Массаж с использованием шариков и колечек Су-джок.

Цель: нормализация мышечного тонуса и опосредованние стимулирование речевых областей в коре ГМ.

Вашему вниманию представлены фото и видео занятия с массажными шариками Су-джок.

6 слайд. Обучение правильному выдоху. Дети учатся дуть на кораблики в воде, на бабочек. Для работы с детьми используется компьютерная игра “Игры для Тигры” и фонетическая ритмика Т.М.Власовой, А.М. Пфафенродт, Н.Ю.Костылевой. Цели фонетической ритмики: развитие общей моторики и нормализация дыхания.

Вашему вниманию представлены фото и видео занятия.

7 слайд. II блок - упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации.

В рамках эксперимента совместно с кафедрой логопедии РГПУ им. Герцена под рук. Прищеповой И.А. нами был проведён эксперимент по определению ведущей модальности.

Модальность в нейропсихологии - совокупность видов деятельности, в основе которой лежит тот или другой анализатор.

Мы пришли к выводу, что у большинства детей нашей группы с диагнозом ОНР ведущими является зрительный и двигательный тактильный анализатор (“зрители”, “кинестетики” и смешанный тип). В своих занятиях мы используем опору на зрительный и тактильный анализатор и развиваем навыки, связанные со слуховым каналом восприятия.

Для алаликов применяем способ глобального чтения, т.е. через зрительную модальность (правополушарный способ). Если препятствовать предрасположенности к глобальному чтению, “сильному” от природы, то ребёнок параллельно с ним постепенно запомнит отдельные буквы и плавно перейдёт к комбинированному чтению (глобальному и аналитическому). Таким образом, будут учтены врождённые особенности полушарных взаимоотношений. Целесообразно проводить диагностику того, какое из полушарий мозга должно быть на начальном этапе обучения чтению ведущим и, соответственно этому применять ту или иную педагогическую тактику.

Всем известно, что эмоции влияют на память. Обучение, подкреплённое эмоцией, гораздо более эффективно, чем индифферентная подача материала.

8 и 9 слайды – язык телодвижений применяем для наших “кинестетиков” - показываем буквы телом и руками.

10 слайд - выполняем артикуляционные упражнения и произносим звуки вместе с движением руки (обводим маркером дорожки), таким образом, используем кинестетическую модальность. Кинестетическое чувство руки с одновременным проговариванием звуков даёт положительный результат при автоматизации звуков.

11 слайд – III блок упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности.

Используем в работе кинезиологические упражнения и растяжки (автор Л.С.Сиротюк ). На занятиях маркируем правую руку бантиком, а так же выполняем упражнения с одновременным движением глазами и языком.

Вашему вниманию представлены фото и видео занятия.

12 слайд - двуручное рисование. Цель: улучшает сенсомоторную активность руки, укрепляет мышцы руки, межполушарное взаимодействие, что очень благоприятно сказывается на моторном навыке письма, т.е. почерке. Круги двумя руками синхронизируют деятельность обоих полушарий, активизируют работу всего мозга.

Видео - ребёнок опирается на локти и рисует круги синхронно - правая рука по часовой стрелке, левая рука против часовой стрелки, потом поменять направление (работает запястье)

Видео - ребёнок опирается на ребро ладони - круги получаются меньшего размера (работают в основном пальцы).

13 слайд. Разукрашивание

Цель: совершенствовать моторику руки, координировать работу руки и глаза.

К 4 годам в основном у ребёнка определяется ведущая рука (формируется правшество и левшество). В занятиях с ребёнком необходимо учитывать не только ведущую руку, но и ведущий глаз и ухо. Существует несколько типов функциональной асимметрии мозга: левополушарники (“мыслители”) -праворукие с ведущим правым глазом и ухом, правополушарники -(“художники”) - с ведущей правой рукой, с ведущим левым глазом и левым ухом, смешанный тип - праворукие с несовпадающим ведущим левым глазом и правым ухом или с правым глазом и левым ухом.

Левши - яркие правополушарники.

Если у левши центр речи в левом полушарии, а у правши - в правом, то нормальным для этих детей будет письмо “крюком” - (карандаш от себя). Если такого ребёнка заставлять писать как все, то это задержит его способность писать.

Наблюдаем, как ребёнок дeржит карандаш при письме и рисовании. Это связано с индивидуальными особенностями асимметрии.

Если ребёнок держит карандаш параллельно строчке - нервные пути между полушариями ещё не созрели и это для него именно такой тип написания, который соответствует его физиологическим возможностям мозга.

Разукрашивать картинки следует мелкими движениями сверху - вниз, двигаясь слева - направо. У левши – листок повёрнут влево, чтобы не страдала осанка и зрение.

Тест на кручение, размешивание чая, раскладывание предметов.

Смотрим так же индивидуальное предпочтение направления.

Если кручение и размешивание ребёнок выполняет по часовой стрелке, то ему будет неудобно писать буквы в прописях, которые в основном пишутся против часовой стрелки, читать он будет справа налево. Таким детям при чтении необходимо использовать специальную линейку, предложенную в книге Т.В.Ахутиной, Н.М.Пылаевой “Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход”.

14 слайд.

Задание: “Построй забор”

Эта нейропсихологическая проба описана Т.В. Ахутиной в цикле лекций “Нейропсихологическая диагностика” на УоuТube. (Лекция № 3)

Эту нейропсихологическую пробу с трудом выполняют дети с трудностями серийной организации движений, дети со слабостью I блока не могут выполнить данную пробу до конца, т.к. быстро истощаются энергетически. Дети со слабостью II блока выполняют задание с кинетическими ошибками.

Дети со слабостью III блока выполняют это задание с другими ошибками: компенсаторное введение различных элементов по размеру, пропуск элементов и звеньев программы, т.е. упрощение программы, повторение элементов программы - персеверации.

Задание: “Нарисуй 6 картинок”.

Эта нейропсихологическая проба “Зрительные ассоциации” проба описана Т.А. Ахутиной в цикле лекций “Нейропсихологическая диагностика” на УоuТube (лекция № 6).

Дети со слабостью различных блоков мозга выполняют эти задания по-разному.

При слабости I блока мозга наблюдается ухудшение качества рисунка.

При слабости II блока мозга (трудности переработки слуховой информации, левое полушарие) наблюдаются проблемы со словарём, т.е. лексические трудности. При трудностях переработки зрительной информации (правое полушарие) наблюдается слабость зрительных образов – дети вместо конкретных фигур рисуют геометрические фигуры или буквы, т.к. они проще.

При слабости III блока (слабость программирования и контроля) наблюдается повтор приёмов рисования и повтор деталей рисунка.

15 слайд – биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка, способствующее активизации естественного распределения биоэнергии в организме.

Вашему вниманию представлены фото и видео занятия.

16 слайд. Сказкотерапия. Цель: повышение мотивации. Из курса психолингвистики известно, что наличие мотива - первая ступень в организации речи. Формируя мотивацию, мы существенно повышаем эффективность обучения. Дети усваивают числовой ряд в упроченных ситуациях, пересказывая сказки “Теремок” и “Репка”. Методика подробно описана Т.В.Ахутиной в книге “Школа внимания”.

17 слайд - рассказываем сказку про язычок с бегемотиком Жужей.

18 слайд - выполняем артикуляционные упражнения с использованием компьютера на занятии, т.к. эмоционально значимый материал лучше усваивается, неподвижный ребёнок хуже обучаем.

19 слайд - цветотерапия на занятии. Цель: отработка окончаний прилагательных при изменении по родам, расширение словарного запаса, повышение эмоционального настроя.

20 слайд - компьютерная игра. Читает слова, с заменой букв. По щелчку компьютерной мышки появляются по одной буквы, дети читают слово- МЫШКА, если слово прочитано правильно, то по щелчку появляется изображение мышки с музыкальным сопровождением, затем по щелчку быука Ы заменяется на букву И и МЫШКА “превращается“ в МИШКУ, после чего так же по щелчку компьютерной мышки появляется изображение мишки с музыкальным сопровождением, затем по щелчку заменяем букву И на букву О и МИШКА “превращается” в МОШКУ, которая появляется по щелчку со звуком, затем букву М заменяем на букву К и МОШКА “превращается” КОШКУ.

21 слайд. Спасибо за внимание.

Презентация находится у автора статьи (не представлена, т.к. превышен допустимый объем публикации)