Детский хоровой коллектив и его руководитель

Разделы: Музыка


Хоровое пение – как средство эстетического воспитания детей в музыкальной школе

В нашей стране огромное внимание уделяется эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Одним из наиболее действенных средств эстетического воспитания является хоровое пение. Через хоровое пение дети приобщаются к искусству, участвуют в нем, познают мир прекрасного.

В музыкальной школе пение входит в цикл музыкально-теоретических дисциплин, способствующих развитию и совершенствованию слуха, расширению общего кругозора, воспитанию высокого художественного вкуса. Кроме этого, на занятиях хора детям прививаются основы певческой культуры, они приобретают навыки коллективного исполнительства. Но работа с хором осложнена тем, что в музыкальной школе поют все дети, без специального отбора. В то же время в коллективе ребенку со средними музыкальными способностями легче раскрыться, почувствовать в себе силы для дальнейшего творческого развития, и даже для сольного выступления в концертах. Из своего опыта могу сказать, что многие воспитанники моего детского коллектива успешно выступают на сцене районного Дома культуры и в ансамбле, и сольно, и ведущими, а также активно проявляют себя в общеобразовательной школе, являясь организаторами многих внеклассных мероприятий, хотя сначала это были замкнутые, стеснительные, неуверенные в себе дети.

Руководитель хора — создатель “Ценностно-ориентационного единства” коллектива

Работа с детским хоровым коллективом требует от руководителя большой организованности,

ясного перспективного представления о педагогическом процессе, как единой согласованной и последовательно проводимой системе воспитания и обучения учащихся.

Наибольший результат виден у такого детского хора, который развивается в ходе регулярных занятий, на протяжении многих лет, охватывая все периоды роста детей, начиная от младшей возрастной группы и кончая старшей. Ребята, прошедшие такую школу хорового пения, на всю жизнь сохраняют любовь к нему и часто продолжают свои певческие занятия во взрослой самодеятельности.

Мне, приехавшей в 1977 году в р/п Мордово, можно сказать, пришлось почти с нуля начать работу по созданию хорового коллектива в музыкальной школе, так как до меня хоровой класс велся не специалистами. Дети посещали предмет плохо и без желания. Разделение на младший и старший хоры было чисто формальным, так как репертуар по трудности и исполнению не отличался друг от друга. Много труда пришлось приложить , чтобы наладить стройную систему, которая существует у нас сейчас. Если в начале в течение пятнадцати лет я одна вела оба хора, то сейчас руководителем младшего хора является другой педагог, а я занимаюсь с учащимися старшего хора. Но наличие двух руководителей не нарушило сложившейся системы занятий. Между нами существует полное взаимопонимание относительно задач развития и принципов обучения коллектива. Главной заслугой этих лет я считаю то, что хор нашей музыкальной школы сейчас называют “спутником” народного хора, а многие бывшие наши хористы до сих пор поют в народном хоре ЦКД.

Известно, что роль хормейстера в создании коллектива и обеспечения его творческого роста огромна. Большое значение имеет общая музыкальная культура руководителя хора, его способности к управлению им. Но это далеко не достаточно. Дирижер должен хорошо чувствовать и знать природу хорового пения, ясно представлять себе весь сложный и трудный процесс работы с хором, начиная от первых шагов и кончая концертной деятельностью.

Исполнение музыкального произведения коллективом действительно требует огромного взаимопонимания и умения подчинять свои действия единой воле дирижера, отвечающего за конечный результат усилий многих музыкантов.

И руководитель, и хор составляют единое целое. Как хоровой коллектив не может без руководителя осуществлять плодотворную художественную деятельность, так и один руководитель без поддержки коллектива мало что в состоянии сделать. Воспитание сплоченного музыкального коллектива – это задача, которая встает перед многими дирижерами хоров и оркестров; решение этой задачи, помимо чисто музыкальных проблем, включает в себя и некоторые психологические, связанные с закономерностями общения людей друг с другом.

Руководитель, никогда и ни при каких обстоятельствах, не должен противопоставлять себя хору. Он является для участников старшим товарищем, который одинаково относится ко всем членам коллектива, никому не оказывая предпочтения. Однако это вовсе не предполагает панибратских отношений.

Авторитет руководителя должен быть очень высок, он завоевывается знаниями, хорошей работой и активным участием в жизни хорового коллектива. Руководитель должен быть требовательным в первую очередь к себе. Чрезвычайно важно, чтобы он никогда не терял самообладания и не выходил из равновесия при неудачах. Совершенно недопустима грубость в отношении детей-участников; для них руководитель хорового коллектива должен являться образцом дисциплинированного и тактичного поведения.

Очень важную роль играют и взаимоотношения между самими участниками детского хора. Они могут способствовать успеху в работе или, наоборот, мешать ей. Нельзя допускать, чтобы в хоре были группы, противостоящие друг другу, или отдельные певцы, которые противопоставляли бы себя коллективу: это может создать нездоровую обстановку. Руководителю хора следует постоянно заботиться о том, чтобы отношения в коллективе устанавливались на основе взаимопонимания и взаимоуважения. Только при этих условиях в хоре может возникнуть коллективная дружба, необходимая для успешной деятельности.

Большое значение для успешной деятельности коллектива имеет его сплоченность, понимаемая как “ценностно-ориентационное единство” (по высказыванию В.И. Петрушина), в которой отражается степень совпадения мнений членов группы по отношению к наиболее значимым для нее объектам. Сближение оценок в профессиональной и нравственной среде, сопровождается ростом эмоциональной привязанности детей к делам коллектива, ростом внутригрупповых коммуникаций.

Если детский хор и его руководитель представляют собой монолитный коллектив, проникнутый пониманием стоящих перед ним художественно-общественных задач, и все его участники относятся к своим обязанностям с полной ответственностью, возникает творческая атмосфера, появляется горячая увлеченность делом, а это создает необходимые предпосылки для укрепления сознательной дисциплины.

Большое значение для хорошей работы детского коллектива имеет совместимость психологических характеристик входящих в него детей. Такие черты личности, как общительность, хорошая работоспособность, способность к эмпатии положительно влияют на успешность совместной деятельности, в то время как подозрительность, самоуверенность и авторитарность препятствуют ей. Серьезные помехи в системе межличностного взаимодействия чаще всего возникают в ситуациях, когда в коллективе хора среди детей ярко заметен разный уровень профессиональной подготовки, способности к творческим решениям.

Групповая деятельность может быть построена как на основе принципов кооперации, предполагающих взаимопомощь и сотрудничество, так и на основе принципов конкуренции, в основе которых лежит идея соревнования участников хора друг с другом. В разные моменты работы руководителя с детским коллективом, при правильном умении регулировать отношения между детьми, эти два принципа могут иметь положительный успех. Отмечая большое значение сплоченности коллектива для эффективности его деятельности В.И. Петрушин, ссылаясь на исследования психологов Г. Келли и Д. Тибо, утверждает, что “до определенного предела межличностная контактность, то есть, теплые и дружеские отношения между участниками хора способствуют повышению успеха в работе, но после перехода критической точки подобная контактность становится отрицательным фактором. При слишком теплых отношениях в коллективе, участники большую часть своей энергии направляют не на работу, а на поддержание хороших межличностных отношений и работа незаметно отходит на второй план”.

Роль дирижера хора в жизнедеятельности коллектива

На успешность деятельности детского хора большое влияние оказывает стиль руководства, используемый дирижером для решения организационных и исполнительских задач.

При авторитарном методе руководства большинство решений принимает сам руководитель. Права подчиненных, в данном случае хористов, на выработку решения игнорируются, ибо к участникам хора дирижер относится как к людям мало компетентным и не обладающим необходимым кругозором. В этом случае хоровой коллектив живет по жестким законам, установленным дирижером, которые надлежит безоговорочно выполнять.

Демократические принципы управления основаны на признании прав хористов участвовать в выработке решений, передачи части управляющих действий воле коллектива.

Третий тип управления называется попустительским, при котором ни руководитель, ни коллектив не обсуждают и не участвуют в поступательном решении коллектива и не намечают перспективы его развития. Результаты деятельности коллектива при таком отсутствии целенаправленного руководства, как правило, ниже среднего.

Использование того или иного стиля руководства детским коллективом зависит от обстоятельств и уровня развития данного коллектива.

При недостаточной квалификации детского хора, их низкой сознательности лучшие результаты может дать директивный стиль управления, четко определяющий функции каждого ребенка в хоре и строгий контроль за их действиями.

Демократический стиль руководства дает наилучший результат в коллективе с разветвленными горизонтальными и вертикальными связями. Участники такого хора отличаются хорошей подготовкой и ответственностью за выполняемое дело. Контроль за деятельностью в этом случае осуществляется не столько со стороны руководителя коллектива, сколько со стороны самих участников процесса.

Попустительский тип руководства хоровым детским коллективом не допустим. У каждого коллектива нет ни будущего, ни результатов в работе, ни интереса у участников самого процесса.

Групповая дискуссия, как один из эффективных методов формирования “ценностно-ориентационного единства”

Одним из наиболее эффективных методов развития коллектива и формирования в нем ценностно-ориентационного единства является групповая дискуссия, посвященная выработке решения по вопросам, связанным с жизнедеятельностью коллектива. Цель групповой деятельности воспринимается каждым ребенком как своя собственная и для достижения прикладывается больше усилий, чем в том случае, когда они приходят к нему со стороны в готовом виде.

В ходе коллективных дискуссий дети лучше узнают друг друга, между ними лучше возникают дружеские и деловые связи, коллектив в целом становится дружнее и стабильнее в отношении неблагоприятных внешних воздействий. Такой метод работы в своем коллективе я использую при подготовке к внеклассным мероприятиям, при посещении и обсуждении классных часов, проводимых другими коллективами: вокальной группой, оркестрами у нас в школе. Такая форма работы помогла при постановке с коллективом музыкальной сказки С. Соснина “Кот в сапогах”, при проведении Лекций-концертов. Детям очень интересно самим участвовать в процессе. В ходе обсуждения того или иного вопроса, я иной раз удивляюсь их мышлению, какие любопытные предложения они могут внести. Наиболее ценные из них я обязательно отмечаю для себя.

Применяя метод групповой дискуссии, следует соблюдать одно важное условие: никогда не критиковать выдвигаемые предложения. Все предложения обсуждаются и по ним принимается коллективное решение.

О правильной постановке учебно-репетиционной работы в хоре

“Руководить - значит приводить коллектив к успеху и к самореализации”. Это значит, что руководитель хорового коллектива должен знать о потребностях и нуждах участников, с которыми он делает общее дело. По выражению лица, по их глазам, жестам, мимике руководитель должен уметь составить себе представление о том, с каким настроением работают его ученики в коллективе. Умение в одном случае приказать, в другом – попросить, в одном случае – улыбнуться, в другом – тактично промолчать, приемы увеличения и сокращения социальной дистанции в интересах дела – все эти тонкости психологии в управлении детьми необходимы каждому дирижеру хора. Важнейшим условием планомерной работы хора является правильная постановка всей учебно-репетитационной работы.

Так трудно поддерживать интерес к работе и дисциплину, если в репертуаре преобладают художественно слабые произведения. Только тогда, когда репертуар, над которым работает хор, является полноценным по своему художественному содержанию, он может пробудить у исполнителей подлинную заинтересованность.

Не меньшее значение имеет и правильная методика работы. Использование правильных и разнообразных методов, соответствующих изучаемому материалу, поможет сделать занятия увлекательными и, следовательно, они будут проходить с наибольшей продуктивностью.

Залогом успешного проведения занятий является также их четкая организация. Они должны начинаться в точно назначенное время, даже если собрались еще не все участники. При таком порядке каждый опоздавший почувствует, что он помешал работе своих товарищей по хору. Это заставит участников подтянуться и повысить дисциплину.

В моей практике был очень интересный случай, когда коллектив смог перевоспитать одну девочку, которая постоянно опаздывала минут на десять. Каждый раз приходилось отвлекаться, пока она пройдет на свое место. Конечно, я ей делала замечания, что надо уважать других детей. Но ей, как я поняла, нравилось привлекать к себе внимание. И вот однажды у меня вырвалась фраза: “О, какое счастье, Инна к нам пришла!”. Она заулыбалась и видно не поняла моей иронии, но это отметили дети. И когда в следующий раз она опоздала, кто-то из хористов захлопал при ее появлении, и спонтанно его поддержали остальные, а я их не прервала. Инна засмущалась, такое поведение сверстников на нее подействовало, и больше она не опаздывала.

Решающее значение в педагогическом процессе имеет высокий профессионализм дирижера. Знание материала, понимание цели, к которой направлена вся работа, четкий план в занятиях, умелое применение методов, твердая деловая дисциплина, творческий подход, внимательное и любовное отношение руководителя к хору – вот фундамент, на котором основывается успех детского хорового коллектива.

Деятельность дирижера в коллективе

Деятельность дирижера – одна из сложнейших в ряду музыкальных профессий. Кажущееся отсутствие трудностей в ней, по словам Лео Гинзбурга, является источником величайших недоразумений. За дирижерским пультом “проваливались” такие выдающиеся музыканты, как Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Лядов, Глазунов, Шуман, Бриттен, Кабалевский, Хачатурян, Шостакович. Хорошие межличностные отношения, складывающиеся у дирижера с коллективом, помогают детскому хору и дирижеру быть в хорошем контакте и увлеченно служить своему искусству. Черты личности дирижера, стиль его обращения с исполнителями накладывают на коллектив особый отпечаток в манере звучания, что хорошо понимают опытные дирижеры.

Многие дирижеры отмечают, что во время исполнения между ними и музыкантами возникают “духовные токи”, по которым устанавливается необходимая связь. Говорят о гипнотическом воздействии дирижера на сознание музыкантов, которые как завороженные выполняют все указания дирижерского жеста. Большое значение многие дирижеры отдают зрительному контакту. “Глаза всесильны, - утверждает Ю. Орманди – Внушающие, просящие, утверждающие глаза – средство постоянной коммуникации между руководителем и музыкантами, то зеркало, которое отражает каждую мысль и эмоции дирижера”.

Очень важной проблемой является умение дирижера делать своим ученикам критические замечания в адрес их исполнения. Многие из них воспринимают подобные замечания болезненно. Поэтому дирижер должен быть всегда тактичен и корректен в общении с детьми – участниками своего хора. Ему нужно помнить, что воздействовать на людей надо не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды, а для этого надо:

- начинать с похвалы и искреннего признания достоинств исполнителя;

- указать на ошибки не прямо, а косвенно;

- выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех;

- создавать детям хорошую репутацию, которую они будут стараться сохранить.

Способность дирижера к общению является одной из составных граней его таланта. И как каждая способность, она поддается развитию. Ошибки в общении дирижера со своими хористами приводят к тому. Что они не раскрывают полностью своих возможностей и не желают работать так, как могут.

Для сохранения хороших отношений с хористами дирижер должен уметь играть попеременно три роли – Родителя, Взрослого и Ребенка. Находясь в позиции Взрослого, он обсуждает проблемы трактовки музыкального произведения или дела из текущей жизни хора. Находясь в позиции Ребенка, он может пошутить со своими учащимися, обсудить какие-то личные проблемы детей и т. д.

Умение встать на правильно выбранную позицию в зависимости от сложившейся ситуации способствует формированию и поддержанию группового единства хорового коллектива.

Заканчивая рассмотренную тему, подчеркнем:

Деятельность хора требует усилий всех его участников, а поведение каждого человека в коллективе имеет свои закономерности. Для успешного участия в ансамблевом или хоровом пении каждый исполнитель-учащийся должен учиться согласовывать свои действия с действиями партнера. Любой коллектив проходит ряд стадий роста. Сплоченный коллектив отличает единство во мнениях, взглядах и установках. На этом пути одним из действенных методов, на наш взгляд, является групповая дискуссия по важнейшим организационным вопросам и исполнительским целям.

Дирижер хора, как отмечалось, может придерживаться разных стилей руководства. Но если ему присущ Демократический стиль, то это говорит о высокой нравственной культуре данного дирижера. Такой руководитель может быть поднят коллективом на такую высоту художественных достижений, на которую не может рассчитывать дирижер при попустительском или авторитарном стиле руководства. Важнейшим условием такого результата является любовь хористов к своему искусству, с одной стороны, и любовь к своему дирижеру - с другой стороны.

Заключение

В заключение хотелось бы дать несколько советов молодым дирижерам, начинающим работать с детским хором.

1.Не показывайте детям-хористам своей радости и волнения, которые естественны при первом выходе к хору.

2. В домашней работе помимо изучения партитуры, несколько раз мысленно прорепетируйте и представьте момент выхода к хору, и, по возможности, спрогнозируйте все ситуации, имеющие непредвиденный характер.

3. Помните, что от дирижера должны исходить сила, уверенность в себе, подчиняющая хористов воле дирижера.

4. Используйте такие механизмы взаимодействия с детьми, как; волевой жест, подбадривающая или одобрительная улыбка, шутка, легкая ирония, требовательная настойчивость, вежливая просьба – эти и другие приемы взаимодействия с детьми помогут вам, начинающему дирижеру, найти свой неповторимый стиль общения с хором и добиться того, чтобы ваш коллектив стал единым целым.

Литература

  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология.- М., 1997.
  2. Пономарьков И. Пособие для руководителей самодеятельных хоровых коллективов – М., 1955.
  3. Работа с хором: методическая разработка для ДМШ – М., 1970.
  4. Работа в хоре: сборник статей /Под редакцией Д. Локшина – М., 1960.
  5. Соколов В. Работа с хором – М., 1967.
  6. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом – м., 1988.