Урок математики по теме "Умножение десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока.

Образовательные

  1. Закрепить умение умножать десятичные дроби.
  2. Выявить умения применять способ самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении действий с десятичными дробями.
  3. Сформировать умение применять свойства умножения для вычисления рациональным способом.

Развивающие

  1. Развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению анализировать, находить закономерности, формулировать свои мысли, оценивать свою работу и работу одноклассника.
  2. Расширить знания учащихся о витаминах и продуктах, содержащих их.

Воспитательные

  1. Воспитать познавательный интерес к предмету.
  2. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Тип урока.

Личностно ориентированный урок закрепления знаний, умений и навыков с элементами исследовательской деятельности.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос (правила и устный счет).

3. Обобщение и систематизация знаний.

4. Самостоятельная работа (взаимоконтроль).

5. Применение свойств умножения в вычислении рациональным способом.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин.)

На уроке используется презентация. <Приложение 1>

[1 слайд] - тема урока

Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких слов.

Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.

А нам с вами сегодня скучать не придется. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа и тему урока. У каждого из вас на парте лежит “Карта моих исследований” <Приложение 2>.   Я прошу вас на этом листе отметить личико человечка, настроение которого совпадает с вашим. Отложите карту на край парты, и начнем урок.

На партах лежат фломастеры, листы А4.

[2 слайд]

Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача”
Сформулировать цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем специалистами по питанию.

II. Фронтальный опрос

1) Повторим правило умножения десятичных дробей: две ученицы читают стихотворение. (1 мин.)

Умножая дроби десятичные,
К запятым их будьте безразличными,
Надо их, могу сказать заранее,
Умножать как числа натуральные.
Где же будет запятая?
Вот задача непростая!
Мы решим её, однако,
Показав высокий класс.
Отсчитаем столько знаков,
Сколько вместе есть у нас!

2) Устный счет. (5 мин.)

Составим девиз нашего урока, для этого вы правильно должны выполнить действия.

[3 слайд]. По щелчку появляется ответ и буква.

0,3•2=0,6 В

1,2•10=12 И

5,5:5=1,1 Т

1,2•0,3=0,36 А

2,3+2,7=5 М

11•0,1=1,1 И

1,25-0,27= 0,98 Н

23,5:10=2,35 Ы

0,8•3=2,4 В

0,24•100=24 С

2,4:8=0,3 Е

1,4•0,2= 0,28 М

1,45•0,1=0,145 Н

5,6-4,7=0,9 У

25,7- 1, 7= 24 Ж

0,04?5=0,2 Н

0,25?4=1 Ы

Выполнение действий с десятичными дробями сопровождается повторением правил. На экране появляется девиз урока: “Витамины всем нужны”

III. Обобщение и систематизация знаний.

1) Игра “Запятая заблудилась” (8 мин )

На карте исследований в № 2: расставьте в забавных равенствах запятые, чтобы они стали верные и мы узнаем какие самые важные витамины необходимы человеку.

[4 слайд]. По щелчку появляется ответ.

52+18=7

3+108=408

42+17=212

736-336=4

57-4=17

14?5=7

5,2+1,8=7

3+1,08=4,08

0,42+1,7=2,12

7,36-3,36=4

5,7-4=1,7

1,4?5=7

Какие витамины необходимы человеку? A, B1, B2, C, D, E

А теперь послушаем ребят, которые подготовили сообщения о этих витаминах. (Учащиеся задание получили заранее. Выступления сопровождаются рисунками). Проектор (телевизор) можно пока выключить.

2) Работа в парах. (10 мин )

Всем интересно узнать: какое количество витаминов необходимо человеку в сутки. И полезный ли компот мы пьем в нашей столовой? Давайте проведем исследование. Для этого в парах вы выполните № 3 и № 4 на карте исследований. Работаем письменно в тетрадях.

Все желающие, выходят к доске и напротив каждого витамина вешают свой ответ, с помощью магнита (можно использовать интерактивную доску). Группы оформляют задачу на доске или на листах формат А4 (готовятся к защите)

№ 3

Провитамин А 1,25 • 0,8 1 мг
Витамин В1 2,6 • 0,5 1,3 мг
Витамин В2 5,8 • 0,25 1,45 мг
Витамин С 31,25 • 1,6 50 мг
Витамин D 2,5 • 0,001 0,0025 мг
Витамин Е 1,6 • 6,25 10,мг

№ 4

В школьной столовой для приготовления компота берут 7 частей сухих яблок, 3 частей кураги и 4 частей изюма. Сколько килограммов каждого из сухофруктов понадобилось для 3,5 кг такой смеси? Подсчитать количество витамина С в компоте, если в 100 г яблок витамина С 10 мг, в кураге 20 мг и в изюме 15 мг. (Ответ: 1,75 кг яблок, 0,75 кг кураги, 1 кг изюма. Количество витамина С: 175+150+150=475 мг)

Результат исследования: учащиеся делают выводы в виде защиты своей исследовательской работы о количестве витаминов необходимых человеку в сутки. О количестве витамина С в школьном компоте.

IV. Самостоятельная работа. (8 мин.)

Теперь вам предстоит каждому провести лабораторное исследование: сколько витаминов находятся в следующих продуктах? Для этого нужно выполнить действия с десятичными дробями.

1) Каждый ученик получает цветную карточку с пятью заданиями.

Действия с десятичными дробями учащиеся выполняют в тетрадях.

1 вариант

Подсчитать количество витаминов в следующих продуктах

Витамины

А, мг В1, мг В2, мг С, г D, мг Е, мг
Гречка   2,15 • 0,2        
Морковь 3,6 • 2,5          
Укроп     0,074+0,06      
Шиповник       11,28:24    
Яйцо         9,38-(4,38+3,8)  

2 вариант

Подсчитать количество витаминов в следующих продуктах

Витамины А, мг В1, мг В2, мг С, г D, мг Е, мг
Рис   1,14 • 0,5        
Черемша     1,65 • 0,08      
Смородина       4,32:18    
Творог         7,71-(3,9+2,71)  
Семечки подсолнечника           15,2+34,98

Включить проектор (телевизор). [5 слайд].

Учащиеся обмениваются друг с другом тетрадями и выполняют взаимоконтроль с выставлением оценки.

Вывод о количестве витаминов в продуктах делают два ученика по слайду 5.

3) Физкультминутка. (2 мин.)

Ученик (или учитель) произносит слова и показывает движения, все учащиеся повторяют.

Быстро встали, улыбнулись.
Выше – выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

V. Применение свойств умножения в вычислении рациональным способом. (5 мин.)

1) На интерактивной доске показано произведение:

2,5 • 1,035 • 4 = 10,35

Вопрос: Подумайте, и определите, как не выполняя умножения в столбик можно быстро получить ответ? Какое свойство вы применили?

Далее решить рациональным способом: (задания на интерактивной доске)

1,25 • 3,84 • 0,8=

7,09 • 0,2 • 0,5=

3 • 0,13 • 0,5 • 2=

2) На интерактивной доске :

41,9 • 0,6712 + 58,1 • 0,6712 = 67,12

26,24 • 93,2 – 93,2 • 16,24 = 932

Вопрос: Подумайте, и определите, как не выполняя действия в столбик можно быстро получить ответ? Какое свойство вы применили?

3) Далее решить рациональным способом: (задания на интерактивной доске).

57,48 • 0,9093 + 42,52 • 0,9093 =

6,395 • 835,67 + 6,395 • 164,33 =

104,76 • 378,91 – 94,76 • 378,91 =

0,78 • 496,6 - 396,6 • 0,78 =

Сделаем вывод: какие свойства умножения вы применили в вычислениях рациональным способом?

Выходят все желающие ученики и записывают на доске свойства в буквенной форме.

VI. Домашнее задание. (1 мин.)

На вашей карте исследований вы найдете домашнее задание.

1) Пятачок съел 9 баночек мёда по 0,3 кг в каждой, а Вини-Пух 10 горшочков мёда по 0,83 кг в каждом. Сколько мёда они съели вместе? Вычислите сколько витаминов было в этом меде и заполните таблицу

Витамины C, мг B1, мг B2,мг PP, мг K, мг Na, мг Ca, мг Mg, мг P, мг Fe, мг
Количество в 100 г меда 2 0,01 0,03 0,32 25 25 14 3 18 1
Всего

 

                 

2) Сочинить сказку по теме десятичные дроби или стихотворение по любому правилу и свойству, которое мы сегодня использовали.

3) № 1439 Стр. 220.

Прокомментировать домашнее задание.

VII. Подведение итогов. (2 мин.)

За самостоятельную работу каждый ученик получает оценку. За активную работу на уроке оценивается не менее 50% учащихся второй оценкой.

VIII. Рефлексия. (1 мин.)

На карте исследований отметьте личико человечка, настроение которого совпадает с вашим.