Тренинг "Правописание безударной гласной в корне"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, рождает желание понять те или иные языковые явления.

Обращение к мнемотехнике – системе различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти за счет искусственных ассоциаций. К ним относятся стихи, ребусы, загадки, группирование слов, вызывающих определенные ассоциации, рифмованные упражнения, тестовые задания.

Дети любят работать с тестовыми заданиями, так как эта работа выполняется самостоятельно. В помощь учащимся создается памятка, в виде плаката- инструкции, где указан алгоритм работы с заданной орфограммой.

Рассмотрим эту работу в разных классах на примере изучения одной из самых сложных тем в начальных классах “Безударная гласная в корне”.

ПАМЯТКА

Алгоритм проверки безударной гласной корня:

1 шаг: Найди в слове корень

2 шаг: Есть ли в корне безударный гласный

Да

3 шаг: Измени слово так, чтобы на этот

гласный падало ударение. Напиши.

4 шаг: Проверь написанное.

Нет

Проверка не требуется

 

Примеры заданий по классам.

1 класс

1. Вставь пропущенные гласные:

н..га – нОги

р..ка – рУки

гл..за – глАзки

сп..на – спИнка

л..цо – лИца

2. Найди лишнюю пару слов и подчеркни ее. Объясни свой выбор графически.

3. Игра “Собери слова”

Соедините столбики так, чтобы появились новые слова:

сено овод = сеновал
бор вал = столяр
хор очки = борода
сто ода = хоровод
гриб ляр = грибочки

2 класс

1. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова:

п..ля –

м..рковь –

сл..ва –

стр..на –

с..ды –

ч..сы –

з..рно –

2. Какое слово является лишним? Подчеркни его. Объясни причину.

3. Игра “Слова по теме”

Учитель предлагает подобрать слова, с безударной гласной в корне, проверяемой ударениемпо теме, например: “Дом, где я живу”, “Наша школа”, “Прогулка в лес”. Победителем является тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

3 класс

1. Замени одним словом
Холодное время года –
Капельки влаги на траве –
Ночная птица –
Мальчик, который учится в школе –
Жилище крота –

2. Найди в получившихся словах безударную гласную в корне. Подбери проверочные слова.

3. К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

Шалость – … (глагол) (что делал?)

4 класс

1. Запиши слова:

[в’и’с’н’а] [ц’в’и’т’ы] [л’и’с’а] [с’и’р’э’н’] [зв’и’р’к’и] [п’и’н’к’и]

2. Определи орфограмму, подбери проверочные слова.

3. Составь эссе, используя эти слова.

4. Найдите (проверяемые ) безударные гласные в следующих текстах:

Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса. (Н. Некрасов)
Облетели листья с клёна,
Клён от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковёр лежит. (Е. Авдеенко)

Лишь пёстрая осень
Ушла со двора,
Как новая гостья
Явилась с утра.
Покрасила белым
Дома и окошки,
Засыпала пухом
Кусты и дорожки.
Луга замела
И укрыла поля,
И сразу просторнее
Стала земля. (Г. Ходырев)

Кот поёт, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре.
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе. (А. Фет)

5. “Различай на слух”.

Учитель читает каждому ученику по четверостишию:

Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок

К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на брёвнышко
Сел и посидел.

Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание проверочными словами.