Современный урок музыки

Разделы: Музыка


“В сложных противоречиях нашей жизни искусство не только не исчезает, но, напротив, на него ложится все большая и большая ответственность за воспитание новых юных поколений. Музыке, самому эмоциональному искусству, неотразимо воздействующему на человека, принадлежит здесь особенно важное место…”.
Д. Б. Кабалевский

Моя работа, как учителя музыки, прежде всего, направлена на поиски путей перехода от традиционной школы к школе личностно-ориентированного обучения, через использование современных образовательных технологий, поскольку сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на личность. Школьнику должно быть приятно и комфортно на уроке - тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Урок должен нести понимание Мира, его образы, умение увидеть место человека вообще и себя в частности в этом мире.

Какой смысл мы вкладываем в понятие “урок музыки”, и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организованной форме обучения или в ситуации, когда человек делает какой-либо важный, значимый для себя вывод, расширяя тем самым жизненный опыт. О таких ситуациях говорят “извлек урок”. Урок музыки, является ли он формой обучения или “ситуацией извлечения”, это всегда встреча с музыкальным искусством. Что стоит за словом “музыка”, когда мы говорим об уроке?

Само звучание музыки уже может стать уроком, если человек воспринимает ее содержание, понимает авторский замысел, ощущает ее смысловые оттенки. Такой урок состоялся благодаря усилиям самого человека, его внутренней потребности в общении с музыкой, где он сам “извлекает” урок из музыки.

Школьный урок музыки - это урок, который является частью целостного образовательного процесса. Его содержание ориентируется на стандарты школьного музыкального образования и реализуется на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания.

Школьный урок содержит обязательные требования к уровню подготовки учащихся, это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.

В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.

Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг человека, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы в мире музыки.

Стандарты нового поколения — это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

Стандарты второго поколения уходят от парадигмы получения только знаний, все понятия ведут к личному развитию ребенка.

Способами, обеспечивающими формирование адекватных смыслов, являются организация обучения, становление активной жизненной позиции учащихся, развитии потребности в знаниях и познании, приоритете мышления над репродукцией заученного. Противоречием в обучении является разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности учащегося, обессмысливающий сам процесс обучения. Разрешение данного противоречия предполагает согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом. Основным понятием Стандартов второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Педагогические задачи при восприятии человека во взаимосвязи его с музыкой должны быть направлены не к тому, чтобы развивать отдельные свойства учеников, необходимые только во взаимодействии с музыкой или воспитывать определенный набор качеств, а формировать у них творческое отношение к действительности, где действительность предстает как система взаимоотношений с миром, с культурой.

Творческое отношение всегда деятельное, оно связано с реальным преобразованием действительности и самого себя. Процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Содержанием музыкального воспитания в современном уроке музыки является освоение способов взаимодействия с музыкальным искусством, а через него с другими людьми и с собой. Все способы взаимодействия в совокупности представляют деятельное бытие ребенка на уроке музыки. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится как проникновение в факты, явления, на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности. В процессе проникновения, ребенок обнаруживает свои собственные смыслы, соприкасается со смыслами другого человека.

Обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры ребенка, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т.е. в музыкальную деятельность.

В современном уроке музыки музыкальную деятельность ребенка следует рассматривать как способ его предметно-деятельного бытия. Ребенок и музыка, находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя на правах событийности. Ребенок является источником движения и “создателем” самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и условие существования его музыкальной деятельности. Встреча ребенка с музыкой является событием, организовать которую и должен учитель.

Завоевать достойное, место музыки в школьном воспитании и образовании может педагог стремящийся вызвать к ней интерес своих учеников. “Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть “спецом” в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и практиком, но, в то же время, и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону” Б.В. Асафьев.

По-моему мнению, одной из важнейших задач современного урока музыки является развитие у ребят, особенно в старшем звене, потребности в музыкальном самообразовании, проявления желания передать, своим одноклассникам свое отношение к музыке.

Инновации в образовании, это использование новых, повышающих эффективность способов, средств подачи информации, обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля за усвоением информации.

Применение информационно-компьютерных технологий на уроках музыки позволяет мне создать электронный вариант плана-конспекта урока.

В презентацию электронного варианта плана-конспекта урока я включаю демонстрационные материалы (фотографии, картинки, рисунки), фрагменты музыкальных произведений, созданных с помощью нотных и звуковых редакторов, текстовые документы, видеофрагменты из опер и балетов, музыкальные клипы и.т.д. Включение в презентацию эффектов анимации и интерактивных тестов, придает динамичность и развитие раскрываемой темы урока.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве.

Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Урок – это зеркало общей
и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора
и эрудиции.
В.А. Сухомлинский

Современный урок есть поиск и открытие истины в творческой деятельности детей и учителя.

Цель моей работы – показать, что современный урок музыки ориентирован на глубокие изменения в личности ребенка.

Они проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве.