Цели:
предметные: формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух; познакомить с новой буквой; учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
- по источнику знаний: словесные, практические;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, карточки со схемами слов, фишки, карточки для парной и групповой работы, презентация.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка, релаксация под музыку, правила посадки при чтении.
Ход урока
1. Организационный момент.
Посмотрите на гостей, подарите им свою улыбку. Слайд 1. Презентация
"Здравствуй друг!" в парах.
- Каким вы хотите видеть наш урок? (Познавательным и интересным)
- Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья.
Я желаю вам успеха на уроке.
2. Мотивация к деятельности.
Предлагаю начать наш урок с пословицы:
Слайд 2. "Кто много читает, тот много знает…". (В слайде пропадает слово знает)
Одно слово в нашей пословице пропало. Помогите его восстановить.
- На партах у вас лежат карточки с буквами. Соберите в парах слово?
- Чья пара готова, поднимайте руки.
(Работа в паре)
- Какое слово у вас получилось? (Появляется слово в пословице)
- Давайте прочтём пословицу.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Я с вами согласна, читая книги, вы узнаёте много нового и интересного.
- А вы любите читать?
- Сегодня к нам на урок пришли герои известных сказок.
3. Групповая работа.
- Для того, чтобы узнать какой сказочный герой пришёл к нам на урок, вы должны собрать картинку. Я приготовила вам конверты, но их мало. Что вы предлагаете сделать? (Надо объединиться в группы).
- Вспомните, пожалуйста, как надо работать в группе, чтобы успешно справиться с заданием? (Дети называют правила)
Дети работают в группах.
- Что у вас получилось? (Буратино) Слайд 3
- Из какой сказки этот герой? Кто знает сказку?
Учитель показывает книгу А. Толстого и братьев Гримм. Слайд 4
- Еще раз произнесите имя героя. Интонационно выделите в слове первый звук.
Буратино пришёл не один.
- Узнайте кто это.
"Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех белее?" -
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответило, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
"Всех прекрасней молодая
Падчерица: (Белоснежка)". Слайд 5
- Из какой сказки этот герой?
Учитель показывает книги братьев Гримм. Слайд 6
- Какой первый звук слышите в этом слове?
- Еще раз произнесите имя героя. Интонационно выделите в слове первый звук.
- Эти герои принесли нам новые звуки. Вы догадались какие звуки принесли нам герои?
4. Постановка темы и целей урока.
- Почему вы решили, что именно эти звуки принесли нам Буратино и Белоснежка? (В слове Буратино первый звук (б), в слове Белоснежка - первый звук (б*))
Да Буратино и Белоснежка принесли на звуки (б) и (б). Эти звуки сегодня гости.
- “Передайте” друг другу эти звуки. (Дети “передают” друг другу звуки называя их (б), (б*))
- Назовите серьёзный звук. (б)
- Назовите его доброго братика.(б*)
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Назовите тему урока: Познакомиться с - для чего?
- Назовите цели урока. Учиться различать - для чего?
(Писать, читать, говорить)
- Давайте дадим характеристику этим звукам. Но для этого нужно вспомнить на какие 2 группы делятся все звуки речи. (Гласные и согласные)
- Самостоятельно определите, к какой группе они относятся. Докажите. (Звуки согласные, при произношении встречают преграды, не поются)
- Определите эти звуки звонкие или глухие? Докажите. (Учащиеся кладут руку на горлышко, доказывают)
- Какой вывод сделаем? Что узнали о звуках (б) и (б*)?
5. Работа над темой по учебнику. (С. 109)
- Прежде чем мы начнём работать по учебнику, послушайте и отгадайте загадки.
1) У маленькой Катюши
Уселся на макушке,
Не мотылёк и не птичка,
А держит две косички. (Бант)
Вдруг поранил пальчик,
Закручивая винт.
И чтоб не плакал мальчик
Кровь остановит. (Бинт)
- Откройте учебники на с.109.
- Посмотрите на картинки, что видите? БАНТ и БИНТ.
- Для чего нужен бинт? (Перевязывать раны, воспитательный момент)
- Для чего нужен бант? (Где применяют, на праздниках, рождение детей СИНИЙ и КРАСНЫЙ)
- Белоснежка и Буратино просят, вас определить, у кого из них в кармане бинт, а у кого бант. Объясните.
Сейчас девочки будут составлять схему слова “бант”, а мальчики со схему слова “бинт”.
- Вместе с вами герои тоже решили составить схемы данных. Проверьте свою работу. (Проверка с наборным полотном заранее подготовленным, если есть ошибки, то находят их.)
- Определите, сколько в каждом из этих слов слогов. Объясните свое мнение. (Один гласный звук.)
- Назовите как можно больше признаков сходства и различия, слов "бинт" и "бант".
- Что мы составили? (Звуковые схемы)
- Что такое звуки? Хором. (То, что мы слышим и произносим)
- А как звуки можно увидеть? (Буквой)
- Что такое буква? (То, что мы пишем и видим)
- А вы знаете как выглядит буква Б? (Ученик показывает букву если правильно выполнил задание, то ученики хлопают в ладоши)
- Рассмотрите внимательно букву.
- На что похожа буква?
Буква Б проснётся рано
Буква Б - бочонок с краном
Умывайся, будь здоров!
Богатырь Борис Бобров!
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Разыгралась буква Б
И бараном блеет: Бе-е:
- Какие бывают буквы? (Печатные, и письменные, заглавные и строчные) Выходит Карточка
- Какую букву написал ученик? (Заглавную)
- Для чего нужны заглавные буквы? (Хором)
- Как вы думаете, с какой буквы нужно писать имена наших героев? (Заглавную)
- Какой буквой можно заменить первые звуки в словах БАНТ и БИНТ? (Маленькая печатная)
Заменим 1 звук в схеме на букву. (На доске 1 ученик пишет сам)
- Давайте сделаем вывод. Какие звуки обозначает буква б?
- А теперь найдите новую букву:
- в букваре;
- в алфавите;
- в кассе букв;
- среди письменных букв.
(Дети находят букву, демонстрируя её)
На ленте букв где? Почему 1 ряд?
6. Чтение слогов по окошечкам.
- Белоснежка и Буратино хотят послушать, как вы читаете слова с буквой (б).
- Какие гласные предлагают читать твёрдо? (А, о, у, ы, э)
- Какие буквы предлагают читать мягко? (Я, е, ю, и, ё)
(Чтение слогов)
Физминутка для глаз игра “Буратино”.
(Дети закрывают глаза и представляют что нос начал расти. Отсчитывают от 1 до 10 с закрытыми глазами. Затем, не открывая глаза, проследить за уменьшением носа от 10 до 1)
- Для чего нам нужны слоги? (Составлять слова)
- Дополните до слова слоги: ба, бе, бу, би.
- Где может стоят буква Б? (В начале и в середине)
- Назовите слова в середине. (Бублик, барабан, библиотека)
Физминутка “Буратино”.
Давайте почитаем слова в учебнике.
Чтение слов с. 109 хором зуб – зубы, дуб – дубы.
7. Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте название фруктов.
Название одежды.
Название животных.
Прочитайте слова, которые мы не прочитали. Что эти слова обозначают?
8. Сравнение звуков в словах с. 110
- Назовите предметы, изображенные на картинках. (Берёза, брюки, барабан)
- Как одним словом можно назвать предметы изображенные на картинках? (Неодушевленные предметы)
- Рассмотрите схемы. Соотнесите схемы и рисунки.
- Сравните в словах “брюки” и “барабан” первые звуки. (Они одинаковые)
- Сравните в словах “барабан” и “берёза” сначала первые, а потом третьи звуки. Что заметили? (Звуки разные, а буквы одинаковые)
- Объясните почему? (Парные по твердости - мягкости согласные записываются одной буквой)
- Как вы думаете, почему в слове “берёза” буква е написана красным цветом?
(Безударная позиция)
- Берёза - это символ России. О ней написано много стихотворений. У Буратино и Белоснежки тоже есть любимое стихотворение о берёзе. Слайд 7
(Читает заранее подготовленный ученик)
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
- Назовите слова, в которых встречался звук б.
9. Закрепление темы урока.
Работа над предложением. Дифференцированная работа. В парах (1 лист большой)
- Ребята, какие цели мы ставили перед собой?
- Достигли мы цели, которые ставили?
- Давайте проверим. У вас на парте листок с предложением:
Белые бараны били в барабаны.
I ряд сосчитайте, сколько раз встречается буква Б.
II ряд подчеркните слоги с буквой Б.
III ряд найдите мягкие и твёрдые согласные. Звуки Б и Б* и раскрасьте буквы нужным цветом.
Проверить.
10. Итог. Рефлексия.
Закончи предложение.
- Кому было трудно?
- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
11. Оценивание. Самооценка.
Зелёный: Я все понял и справился со всеми заданиями!
Жёлтый: Я всё понял, но были трудности:
Красный: Я ничего не понял, мне было сложно.