Урок истории по теме "Предпосылки петровских преобразований"

Разделы: История и обществознание


Цели: показать учащимся необходимость реформирования страны: выяснить роль контактов с Западом на протяжении XVII века для осознания властью необходимости перемен; рассказать о реформах А.Л. Ордина-Нащекина и преобразовательных планах В.В. Голицина. Выяснить их значение и причины неудач.

Задачи:

обучающие: уметь определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; выявлять причинно-следственные связи; формировать образ эпохи; работа с учебником, картой, словарём; умение доказывать, делать выводы, анализировать исторические документы

развивающие: способствовать развитию устной речи учащихся и логического мышления, формированию умения раскрывать причины, характер, исторические последствия событий, сопоставлять различные источники и делать выводы, находить варианты решений поставленных проблем;

воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности, способствовать осмыслению прошлого и формированию позитивного отношения к истории своей страны. Воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения.

Тип урока: изложение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер для каждого ученика, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Основные понятия: реформа, регулярная армия, регентство.

Выдающиеся личности: С. Полоцкий, А.Л. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын.

Структура и ход урока

Hе иди по течению, не иди против течения,
иди поперек него, если хочешь достичь берега.
Раздумья Ванталы

Таблица 1

Этап урока Название используемых
ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность
учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность
ученика
Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
  Организационный этап   Приветствие, проверка присутствующих.

Подготовить учащихся к работе.

Подготовка к уроку. Приветствуют учителя. Установка внимания. 1 мин.
  Проверка домашнего задания.   - Поработайте с картой и опишите территорию России к концу XVII – началу XVIII вв. - Учащиеся делают вывод: территьрия России занимает большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальненго Востока. Россия не имела выхода к Черному, Азовскому, Балтийскому морям. Был выход только к Белому морю и Ледовитому океану. 7 мин.
  Актуализация знаний   Объяснение хода урока, его цели и задач. Слушают информацию о том, что будут делать на уроке. 2 мин.
  Изучение нового материала Гравюра “Немецкая слобода”

ЭОР № 1

- Учитель говорит об усилении зарубежного влияния на внешнюю и внутреннюю политику, на быт и традиции населения страны. - Учащиеся описываю гравюру и находят в тексте описание Немецкой слободы (стр. 93) 22 мин
      - Учитель представляет характеристику Симеона Полоцкого. - Учащиеся делают вывод, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царевны Софьи отмечались целенаправленными попытками проведения реформ по западному образцу.  
    Портрет А.Л. Ордина-Нащокина, неизвестный художник

ЭОР № 2

Учитель делит учащихся на 3 группы. Каждая группа получает задания.

I группа: “Основные направления реформы А.Л. Ордина-Нащекина”;

II группа: “Преобразовательные планы В.В. Голицина”;

III группа: “Преобразовательные планы Ю. Крижанича”.

- Каждая группа работает по своим направлениям и делают общий итоговый вывод:

К концу XVII века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований; преобразования должны опираться на европейский опыт; были сформированы программы будущих преобразований.

 
  Физкульт-
минутка
  Учитель показывает упражнения Учащиеся повторяют упражнения. 2 мин.
  Продолжение нового материала Схема “Предпосылки Петровских преобразований”

ЭОР № 3

Учитель задает вопрос: “Каковы предпосылки петровских преобразований?” Учащиеся, работая со схемой, делают вывод: к концу XVII века Россия не конкурентоспособна на международной арене; ослаблено международное положение России; социально-экономическая, политическая отсталость России; слабое развитие промышленности; необходимо дальнейшее укрепление власти монарха; господство церковной культуры, отсутствие системы высшего и среднего образования; отсутствие выхода к морям; отсутствие регулярной армии и военно-морского флота. 5 мин.
  Закрепление материала Контрольные вопросы.

ЭОР № 4

  Основными направлениями реформ А.Л. Ордина-Нащокина являлись: расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом, заключение союза с Речью Посполитой против Турции; сокращение дворянского ополчения; увеличение стрелецких полков; переход России к регулярной армии; введение привилегий для иностранных купцов; создание новых мануфактур; отмена льгот русским купцам; передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

К концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

4 мин.
  Инструктаж домашнего задания   Описание объяснение домашнего задания.

Используя текст учебника и дополнительные материалы, подготовьте сообщение о “Немецкой слободе”.

Запись в дневник и печатную тетрадь. 2 мин.

Приложение к плану-конспекту урока.

Предпосылки петровских преобразований.

Таблица 2

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ
к ЭОР
  “Немецкая слобода” Гравюра Гравюра http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7
a9a45a2-0a01-01b2-0059-8a5d7e1c717
a/%5BIS67IR_3-1%5D_%5BTD_02%5D.html
  Портрет Ордина-Нащекина неизвестный автор Портрет Портрет http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
9e4dc6cd-c35b-4096-aa08-a8db63546
175/%5BIS7IR_3-1%5D_%5BPD_01%5D.html
  Схема “Предпосылки петровских преобразований” Интер-
активная схема
Интерактивная схема http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
7a9a4595-0a01-01b2-0185-e15539b8bcc
1/%5BIS67IR_3-1%5D_%5BPT_01%5D.swf
  Закрепление. Контрольные вопросы Контрольные вопросы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/
7a9a45b8-0a01-01b2-001b-d4272c254
3be/%5BIS67IR_3-1%5D_%5BTQ_
01%5D.html