Урок математики по теме "Пропорциональные величины. Решение задач методом пропорций". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Пояснительная записка

Представленный урок является одним из видов нетрадиционной формы организации обучения школьников математике. Нестандартная ситуация способствует развитию мыслительной деятельности, будит эмоции учеников, заставляет удивляться. Урок проводится по теме «Пропорциональные величины. Решение задач «методом пропорций», целью которого является повторение и обобщение полученных знаний, применение  их на практике. Большое внимание уделяется  решению задач, составленных на тему здоровья. Я считаю, что усиление практической направленности обучения математике в средней школе в значительной мере способствует успешному решению задач образования, повышает интерес к математике и облегчает изучение смежных дисциплин.

При проведении данного урока были использованы элементы технологии деятельностного метода, который обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания и элементы метода социального взаимодействия, описанного в педагогической литературе доцентом МПГУ В.П. Капустиным. Названный метод основывается на закономерностях формирования процессов сознания, самосознания, мотивации.

На уроке используются различные виды деятельности:

  • групповая работа – класс делится на творческие группы, которым предлагаются вопросы, требующие исследования, в группе каждому ученику предоставляется возможность высказывать свое мнение, предлагать гипотезы, доказывать или опровергать их;  
  • динамическая пара – группа их 4 человек, сидящих за соседними партами (общее задание делится между членами микрогруппы самими учениками, в результате совместной деятельности появляется решение задачи);
  • парная работа – работа учеников, сидящих за одной партой;
  • индивидуальная работа учащихся – каждый ученик самостоятельно отвечает на вопросы теста, решает задачи;
  • консультативная помощь сильных учеников слабым.

Дети владеют навыками работы с компьютером, строят таблицы, графики, диаграммы, создают простейшие презентации, умеют работать со справочной литературой.

На данном уроке решаются задачи, текстом которых служит фактическая информация о вреде курения. Причина выбора такой темы заключается в необходимости проведения профилактической работы среди младших школьников на антитабачную тему. Тем более, что данный  класс принимает участие в соревновании «Классы, свободные от курения».
В работе над уроком принимали участие учащиеся МОУ ООШ №287 ЗАТО г. Заозерска Мурманской области, в которой я отработала 16 лет.

Легенда о…  Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
«Разве тебе безразлична судьба детей?» – спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».
Я считаю, что задача педагогов – суметь добежать «до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься профилактикой всеми возможными средствами.

Цели.

  • Образовательные:
    • сформировать способность  решению текстовых задач «методом пропорций»;
    • повторить и закрепить понятие пропорции, «метода пропорций», прямую и обратную пропорциональные зависимости, их задание таблицей, формулой и графиком; совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями;
    • формировать способность к построению и чтению графиков зависимостей, при помощи графиков моделировать реальные ситуации;
    • развивать познавательную активность, творческие способности учащихся.
  • Воспитательные:
    • формировать сознание, самосознание и мотивацию ребенка, активную жизненную позицию;
    • привить интерес к предмету;
    • обратить внимание учеников на задачи, составленные на тему здоровья, задуматься над проблемой курения среди подростков.
  • Развивающие:
    • развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач «методом пропорций»;
    • строить аналогии, доказывать, сравнивать;
    • привить умение работать с дополнительной литературой, пользоваться библиотечными каталогами.

Оборудование: мультимедиа проектор, наглядные иллюстрации, стеллаж с книгами, рассказывающими о вреде курения, карточки для самопроверки с копировальной бумагой, раздаточный материал. На столах учеников лежат карточки опроса, позволяющие проанализировать  интерес учащихся к теме урока. Эти карточки можно не подписывать.

Подготовительный этап урока: заранее учителем дается задание ученикам (можно вместе с родителями) подготовить информацию о вреде курения, при возможности выполнить компьютерную презентацию, используя дополнительную литературу или источники Интернет. Класс разбивается на три группы, каждой из которых дается задача – исследование.

1 группа. Провести опрос среди учащихся 5 – 11 классов школы с целью выявления числа подростков, пробовавших хотя бы раз закурить. Построить график по итогам исследования. Сделать вывод.
2 группа. Проанализировать причины курения школьников. Построить диаграмму. Сделать вывод.
3 группа. Провести опрос учащихся с целью выявления числа курящих родителей подростков. Сделать вывод.

Учителю необходимо подготовить сведения о вреде курения, о содержании смол и никотина в сигаретах, последствий курения, подготовить необходимую литературу. При необходимом оборудовании данный урок можно провести в школьной библиотеке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Подготовка к дискуссии

– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Мы начинаем наш урок. Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам  нужны в реальной жизни. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. И всерьез задумаетесь над темой нашего разговора.
Я предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока. У вас есть четыре попытки. В словаре С.И. Ожегова о нем написано так:
– Связанность явлений, предопределяющая их существование; обусловленность.
– Нодчиненность другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы;
– Находящийся в … от чего-нибудь; [10]
– На уроках математики мы говорим «… между величинами».
Это слово «Зависимость»
– Почему это слово можно назвать ключевым словом нашего урока?
Потому что мы сейчас изучаем тему «Пропорциональные величины. Зависимость между величинами».
Мы сегодня проводим необычный урок, нам понадобится дополнительная литература,  ваши домашние заготовки, ваше внимание и хорошее настроение.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Организация сознания школьников

Опрос знаний изученной темы. Ученики в парах опрашивают друг друга по вопросам:

1. Какие величины называют прямо пропорциональными? Что можно сказать об отношениях соответствующих значений таких величин? Привести примеры.
2. Какие величины называют обратно пропорциональными? Что можно сказать об отношениях соответствующих значений таких величин? Привести примеры.
3. В чем заключается «метод пропорций»? Есть ли преимущества названного метода перед другими уже известными способами решения задач.
4. Назовите способы задания зависимости между величинами.
5. Как построить график зависимости, используя таблицу? Формулу?

Для успешной работы на уроке я предлагаю вам разминку. Отгадайте еще одно слово, оно пригодится нам, чтобы сформулировать тему и цель урока. Перед вами тест, ответьте на вопросы теста, выбирая букву верного ответа. Из выбранных букв  составьте  слово.
Ученики берут приготовленные заранее листочки и копировальную бумагу для последующей самопроверки своих ответов на вопросы теста.

1. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет?

Т. 30 дней 10 часов. 
П. 120 минут.
Р. 120 дней.

2. Если молодой человек выкуривает в день примерно пачку сигарет по цене 15 руб. Какую минимальную сумму денег он тратит  на сигареты в месяц? 

О. 45 руб.
А. 450 руб.
Е. 66 %

3. Какой процент своего месячного заработка тратит тот же молодой человек (см п.2) на сигареты, если он зарабатывает 3000 рублей в месяц? 

Б. 15%
Х. 12 % 
Е. 66 %

4. Посещение тренажерного зала в нашем городе стоит 30 рублей в час. Сколько времени молодой человек (см п.2) мог заниматься в тренажерном зале, если бы не тратил деньги на сигареты?

Н.  50 ч.
А. 15 ч.
О. 16 ч.

5. В России ежегодно умирает 500 000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы не курили? 

Т. 11904 чел.
Б. 210 чел.
К. 210 000 чел.

Ответы на вопросы теста спроектированы на доску. Ученики сдают копию ответов учителю и сверяют свои ответы с ответами на доске. Если возникли затруднения при выполнении теста, то обсуждаются причины возникновения этих затруднений.

3. Постановка учебной задачи. Эмоциональный штурм

– Задуманное слово «табак». Итак, ключевые слова урока – зависимость, табак.
Потому что мы сегодня на уроке будем говорить не только о пропорциональных зависимостях в математике, но и еще об одном виде зависимости, это зависимость от курения табака. Мы сегодня попытаемся  выяснить фактический вред от курения, при помощи знаний решения задач «методом пропорций», рассмотрим его в цифрах. И может быть, после этого вам никогда не захочется закурить, и вы расскажете своим курящим близким, какой вред они наносят себе такой вредной привычкой. Как говорил Л. Н. Толстой:  «Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком и опиумом . [9]

Цель урока: повторить пропорции и свойства пропорций, решить задачи «методом пропорций», текстом которых послужит фактическая информация о вреде курения.

– Запишите тему урока « Пропорциональные величины. Решение задач «методом пропорций».

4. Закрепление темы. Решение практических задач «методом пропорций»

Учитель демонстрирует  литературу, в которой можно найти фактическую информацию о вреде курения, последствий курения: «Новая популярная  медицинская энциклопедия», «Большая энциклопедия для настоящих девчонок», «Мальчик. Подросток. Юноша.» и др.
– А теперь проверим домашнее задание. Демонстрируются презентации, выполненные учащимися совместно с родителями (Приложение 2), ученики защищают свои исследовательские работы (Приложение 1).

Комментарий учителя: В табачном дыму, помимо никотина, содержится большое число других веществ (бензопирен, синильная кислота, формальдегид, сероводород, аммиак и др.). Вредными считается около 30 из них. В первую очередь они входят в состав смол, которые обладают раздражающим действием на слизистую оболочку, а при длительном действии – и канцерогенным (т. е. вызывающим развитие рака и других злокачественных опухолей). В зависимости от сорта табака содержание смол составляет в нем 5,4 – 6, 6 %. [4]

Задача 1. На пачке сигарет читаем: «Смола 12 мг/сиг, никотин 0,8 мг/сиг». Сколько процентов смол содержит одна сигарета? На сколько процентов превышено содержание смол в табаке? 

Ответ: 70%; 64 %.

Задача 2. При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40 – 60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда?

Ответ: 16мг, 50 сигарет.

Комментарий учителя: Курящий наносит вред не только своему здоровью, но также и здоровью окружающих. Установлено, что примерно 2/3 дыма от сгоревшей сигареты попадает во внешнюю среду и загрязняет её никотином, смолами и другими вредными веществами. Подсчитано, что пребывание в течение часа в накуренном помещении равносильно «выкуриванию» 4 сигарет. И, к сожалению, родственники и близкие курящих против своей воли оказываются в положении «пассивных курильщиков». Поэтому в нашей стране и в развитых странах мира курение в общественных местах постепенно запрещают. [7]

Задача 3. Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина, яда, более сильного, чем стрихнин. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты? [1]

Ответ: 14  мг, 35 %

Задание 4. Учащиеся в парах решают примеры и выясняют, какие заболевания грозят курильщикам. (Консультанты могут помочь слабоуспевающим ученикам)

Ответы: 2,8 – преждевременное старение, 2 – инфаркт, 0 – рак, 19 – язвенная болезнь, 0,57 – потеря зубов, 30 – повреждение генетического материала живых клеток.[1]

Оздоровительная пауза. Упражнение для расслабления мышц шеи, потирание рук друг о друга; упражнение «Ленивая восьмерка».

5. Дискуссия. Активизация мыслительной деятельности, столкновение разных точек зрения. Обсуждение вопросов

1. Какая польза от курения. Может быть, вред не настолько велик, и удовольствие или польза стоит некоторых неудобств?
2. Нужно ли проводить профилактическую работу среди подростков? Какую бы вы предложили?
3. Как вы думаете,  достаточно ли информации на табачных изделиях о вреде курения?
4. Учащиеся класса отвечают на вопросы на карточках опроса.
– вред невелик, можно курить;
– вред велик, нельзя курить;
– не определился с выбором.

Комментарий учителя: В 17 случаях из 100 знакомство с сигаретами происходит в возрасте 8-9 лет, а если подросток выкурит хотя бы две сигареты, то в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь. Курение подростков сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройства пищеварения. [7, 8]

Рисунок 1. Печальная статистика о вреде курения в подростковом возрасте

5. Американский психолог  Эрих Фромм (1900 – 1980) сказал: «Все, чем может помочь один человек другому, – это раскрыть перед ним правдиво и с любовью существование альтернативы». [2]

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель:  Я предлагаю вам поработать в динамических парах. Результатом работы будут слова, выражающие способы, как можно показать свое взросление, привлечь к себе внимание, как можно поднять свой авторитет в любой компании подростков, не прибегая к курению.
Класс разбивается на динамические пары и получает задание на карточках. Затем идет обсуждение результатов работы. (Приложение 3). Задания подготовлены дифференцированно.

7. Подведение итогов урока

1. Какие слова у вас получились?

– Спорт, интеллект, музыка, чтение, компьютер, красота.
– А почему именно красота?
– Чтобы быть красивым человеком, надо следить за своим здоровьем, интеллектом, развитием.

2. Знания каких тем нам понадобились на уроке?

Учащиеся обобщают и систематизируют знания тем повторения.

3. На карточках опроса учащиеся выражают свое мнение:

– сегодняшний разговор нужен и полезен;
– состоявшийся разговор – пустая трата времени;
– мне безразлично.

4. Знания математики, в частности пропорциональных величин, нужны в реальной жизни.

5. Выставляются оценки за работу на уроке.

8. Домашнее задание

Повторить п. 1-5. По имеющимся данным составить свою задачу на антитабачную тему, рассказать о теме разговора своим родителям и курящим товарищам.

Использованная литература

  1. Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы: Методическое пособие. Алимова Т.М. – М.: 2003.
  2. Иванов, Петров, Сидоров. Книга для учителя.: Методическое пособие. – Новосибирск: Изд. «Эфлакс», 2003.
  3. Воспитание школьников 9/2001: «Школьная Пресса», 2001
  4. Мальчик. Подросток. Юноша. А.Г Хрипкова, Д.В. Колесов. М.: Просвещение, 1982.
  5. Большая энциклопедия для настоящих девчонок. – Мн.: «Соврем. слово», 2004. 
  6. http://www.pond.permonline.ru/ Пермский наркологический диспансер.
  7. http://anti-smoking.ru/stati/ Вред курения.
  8. http://www.websib.ru/ Влияние табака на организм
  9. Золотые россыпи. Тумаркин И. Б. – Одесса: «Маяк», 1964.
  10. Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. – М.: Азбуковник, 1999.
  11. Математика 6 класс. Часть 2. Дорофеев Г.В., Петерсон Л. Г. – М.: Издательство «Ювента», 2006.

Приложение 4

Презентация 1

Презентация 2