Конспект урока обучения грамоте по теме "Гласная буква Я"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить учащихся с гласной буквой Я, я.

Задачи:

обучающие:

  • закрепить знания учащихся об изученных буквах;
  • закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова;
  • продолжить формировать умения работать с текстом;
  • продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
  • формировать творческую активность учащихся;
  • формировать фонематический слух;
  • совершенствовать умения звукового анализа;
  • расширять словарный запас, кругозор детей.

развивающие:

  • развивать наблюдательность;
  • развивать и обогащать речь учащихся;
  • развивать познавательный интерес к чтению;
  • развивать фонематический слух;
  • способствовать развитию УУД;
  • развитие эмоциональной сферы, самоконтроля и психологических процессов: память, внимание, логическое мышление.

воспитательные:

  • воспитывать уважение к мнению одноклассников;
  • воспитывать дисциплинированность и усидчивость;
  • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
  • содействовать профилактике утомляемости учащихся.

Оборудование: учебник, магнитная доска, буквы, слоги, предметные картинки, индивидуальные карточки, карточки со словами.

Этапы урока

Ход урока

УУД

Организационный момент. - Приветствие.

- Настроение.

- Желание работать на уроке и узнать новое.

Организационно-регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действия смыслообразования

Актуализация знаний. Деление букв на группы (работа в парах, 2 человека у доски)

а) Разделить изученные буквы на две группы:

Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

  а о у ы н м л р б в д з и е п к т с я (гласные - согласные)

У:- Какие затруднения возникли?

Д: - Буква Я.

У:- Почему?

Д: -Ещё не изучали.

У:-Значит какая сегодня тема урока?

Д: -Буква Я.

У: - Как вы думаете, чем будем заниматься?

Д: -Узнавать всё о букве Я.

У:- Как отличить гласные от согласных?

Д: - Гласные тянутся и поются:

Регулятивные: целеполагание

Познавательные: общеучебные: структурирование знаний; логические: анализ объектов

  б) Деление гласных на группы.

У: - Что можно сделать с гласными?

Д: - Разделить на две группы.

У: - Какие?

Д:- Показатель мягкости согласного звука, показатель твёрдости согласного звука.

В) Дальнейшее деление на группы.

У:- Можно ли разделить эту группу гласных (е, и) ещё на две группы?

У: - Каким образом?

Д: - Е - хитрая буква.

У: - Почему?

Д: - В начале слова и после гласной обозначает два звука. После согласной - приказывает читаться мягко.

У: - Как вы думаете для чего мы это вспоминали?

Д: - Пригодится при изучении новой темы.

Познавательные: общеучебные: структурирование знаний; логические: анализ объектов с целью выделения признаков
Изучение нового материала Работа со звуковыми схемами

а) Отгадайте загадку:

У: - Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко) (Приложение 1)

У: - Делим на слоги.

Д: - В этом слове три слога.

У: - Выделяем ударный слог.

Д: - Ударный слог первый.

У: - Составляем звуковую схему слова. Что слышим в начале первого слога?

Д: - Мягкий согласный звук [й], гласный звук [а], твёрдый звонкий согласный звук [б].и т.д.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации
  Знакомство с буквой Я

У: - Слияние [йа] принято обозначать буквой Я.

У: - Какую ещё хитрую букву знаете?

Д: - Е.

У: - На что похожа буква Я?

Д: (Предлагают свои варианты)

У: Поглядите-ка, друзья,

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички буква Я! (Приложение 2)

У: Я - сказала про себя:

Хоккеист известный я.

Шайба прямо в цель летит

Гол! Закончен алфавит. (Приложение 3)

 
  Физминутка 1: (показ движений)

У: - Как живёшь?

Д: - Вот так!

У: - Как идёшь?

Д: - Вот так!

У: - Как бежишь?

Д: - Вот так!

У: - Ночью спишь?

Д: - Вот так!

У: - Как даёшь?

Д: - Вот так!

У: - А берёшь?

Д: - Вот так!

У: - Как грозишь?

Д: - Вот так!

У: - А шалишь?

Д: - Вот так!

Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы
  У: - Что узнали о букве Я?

Д: - В начале слова обозначает два звука.

У: - В какой домик её поселим? (красный, синий, зелёный)

Д: - Не понятно в какой.

У: - Можем уже определить её в группу?

Д: - Нет.

 

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков

  Работа со звуковыми схемами.

У: - Отгадайте загадку:

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям

Заходите в гости к нам. (Маяк) (Приложение 4 )

У: - А что такое маяк?

Д: (Предлагают свои ответы)

У: - Где можно узнать значение этого слова?

Д: - В толковом словаре.

Маяк- башня с сигнальными огнями на берегу моря или острове, для ориентировки проходящих кораблей (судов).

Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы
  У: - Делим на слоги.

Д: - В этом слове два слога.

У: - Выделяем ударный слог.

Д: - Ударный второй слог.

У:- Составляем звуковую схему. Что слышим в начале второго слога?

Д: - Слияние [йа]?

У: - После какого звука слышим это слияние?

Д: - После гласного звука [а].

У: - Как обозначим слияние [йа]?

Д: - Буквой Я.

У: - Какой вывод можно сделать?

Д: - После гласного буква Я тоже обозначает два звука.

У: - Можем определить в группу?

Д: - Нет.

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.
  Работа с текстом

а) Чтение слов с доски

МАЯК ЯРКО

МАЯКИ МОРЕ

ВЫСОКО МОРСКАЯ

ВЫСОКАЯ ЯРОСТНО

Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
  У: - Что значит ярко? Яростно?

Д: - Предлагают свои варианты.

У:- Где можно узнать значение слова?

Д: - В толковом словаре.

Ярко - дающий сильный свет, сияющий.

Яростно - ничем не сдерживаемый, неистовый, неукротимый.

 
  Б) Работа с учебником (Чтение текста на стр. 116 цепочкой по одному предложению)

В) Работа с текстом.

У: - Почему на море стало темно?

Д: - Начался шторм.

У: - Куда торопятся суда?

Д:- Суда торопятся в порт.

У: - Что им встречается на пути?

Д: - На пути встречаются подводные скалы и мели.

У: - Что помогает судам смело идти в порт?

Д: - Им ярко светит маяк.

Задания к тексту:

У: - Найдите в тексте слова с буквой Я. Определите её место в слове.

Д: Выполняют задание.

У: - Что мы с вами узнали?

Д: - Что такое маяк и для чего он нужен.

У: - А на главный вопрос ответили?

Д: - Нет.

У: - Сможем поселить её в домик?

Д: - Нет.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
  Физминутка 2: (показ движений)

У:

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше!

 
  Продолжение изучения новой темы

У: - Как называется дерево, на котором растут яблоки?

Д: - Яблоня.

Коммуникативные: разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы.
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Яблоня

У: - Составим схему.

У: - Что можете сказать про букву Я?

Д: - Их две.

У: - Сколько звуков буква Я обозначает в первом случае?

Д: - Два.[йа]

У: - Сколько во втором?

Д: - Один.[а].

У: - Какую функцию он выполняет?

Д: - Приказывает согласным: Читайся мягко!

Чтение слогов - слияний

а) У: - Подружим букву Я с другими согласными.

НЯ МЯ ЛЯ РЯ БЯ ВЯ ДЯ ЗЯ ПЯ КЯ ТЯ СЯ

б) У: - Значит в какой домик поселим?

Д: - В красный, т.к. буква я - гласная.

У: - К какой группе отнесём?

Д: - К группе гласных.

в)У: - Подумайте и назовите слова с этими слогами-слияниями?

Д: - Предлагают свои варианты.

У: - Мы ответили на вопрос, который ставили в начале урока?

Д: - Да.

У: - Какова тема урока?

Д: - Гласная буква Я.

У: - Чему мы сегодня научились?

Д: - Находить и читать слоги и слова с буквой Я. Определять место в слове буквы Я. Различать, где я обозначает два звука [йа], а где один [а].

Личностные: нравственно - этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания
  Самооценка

У: - Поднимите пальцы вверх, кто всё понял и у кого всё получилось.

У: - У кого всё получилось, но было тяжело, поставьте большие пальцы навстречу друг другу.

У: -Кто ещё не понял и нужно поработать, опустите пальцы вниз.

Д: - Дети оценивают себя.

 

Приложения.