Воспитательное занятие в 4–5-м классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости "Письмо Деду Морозу"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: коллективное изготовление праздничного письма, подготовка учащихся к празднованию Нового года в классе.

Задачи:

Образовательная:

  • повторить и уточнить знания учащихся о празднике; обучать самостоятельному выполнению операций с бумагой, клеем и ножницами;

Коррекционно-развивающая:

  • корригировать и развивать зрительное внимание учащихся посредством выполнения заданий на различение; развивать мелкую моторику при работе с ножницами и шаблонами;

Воспитательная:

  • воспитывать желание участвовать в школьных праздниках, умение строить доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками и взрослыми, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: образцы оформления поздравительных открыток, шаблоны, сюжетная картина "Новый год", картинка с изображением Деда Мороза, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей.

Предварительная работа: рассматривание поздравительных открыток, рисование к празднику, оформление выставки детских работ, беседа о празднике, разгадывание загадок.

План занятия.

I. Организационный момент.

1. Упражнение на развитие мышления.

II. Основная часть.

1. Уточнение знаний детей о зиме - беседа по вопросам.

2. Игра "Бывает - не бывает".

3. Беседа о празднике по вопросам.

4. Коррекционное задание на развитие зрительного внимания.

- "Найди пару".

5. Физминутка.

6. Выполнение практической работы (изготовление стенгазеты).

  • распределение заданий;
  • повторение техники безопасности при работе с ножницами, правила работы в коллективе;
  • изготовление письма в технике "коллаж" с использованием заготовок;
  • индивидуальная работа с отдельными учащимися.

7. Декламация стихотворения.

III. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Настрой учащихся на занятие. Воспитатель предлагает посмотреть на рисунок-ребус на доске (ряд рисунков в клеточках - заяц, иголка, машина, арбуз), назвать предметы, определить первую букву в слове и вписать ее в пустую клеточку под рисунком. Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает прочитать получившееся слово:

- ЗИМА.

Воспитатель хвалит детей, предлагает сесть на места.

II. Основная часть.

1. Уточнение знаний детей о зиме.

Игра на развитие внимания "Громко-тихо".

Воспитатель показывает красную и синюю карточки и предлагает задание: проговаривать получившееся слово "ЗИМА" на показ красной карточки громко, на показ синей карточки - тихо. Дети выполняют задание, воспитатель контролирует качество выполнения.

Затем воспитатель уточняет:

- У нас получилось слово "ЗИМА" Значит, о чем будем говорить?

- О зиме.

Воспитатель задает вопросы:

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- Какая погода зимой?

- Что надевают люди зимой?

- В какие игры можно играть зимой?

Дети отвечают, воспитатель поощряет учащихся и предлагает поиграть.

2. Игра в кругу на развитие внимания "Бывает - не бывает".

Дети с воспитателем встают в круг, воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду говорить, а вы подумайте, если это бывает зимой, то присядьте. Если этого зимой не бывает, хлопните в ладоши. Приготовились, начинаем!

- Зимой идет снег.

- Зимой можно собирать грибы.

- Зимой ярко светит солнце, можно загорать.

- Зимой на полянке собирают землянику.

- Зимой носят босоножки, шорты, сарафаны.

Дети выслушивают предложения, выполняют правила, воспитатель контролирует. По окончании игры, воспитатель хвалит учащихся за внимательное выполнение, предлагает занять свои места и продолжает беседу по вопросам.

3. Беседа о празднике.

Воспитатель проводит беседу о празднике с опорой на имеющийся жизненный опыт учащихся. В ходе беседы задаются вопросы:

- Какой самый веселый праздник бывает зимой?

Дети отвечают, воспитатель предлагает отгадать загадку:

- Послушайте и отгадайте загадку, кто приходит на новогодний праздник?

Воспитатель и хорошо читающие ученики зачитывают загадки про Деда Мороза:

1.Кто придет на новогодний праздник?

Кто у елки, наш проказник?

От кого краснеет нос?

Это = :ДЕДУШКА МОРОЗ.

2. Кто ребят под Новый год веселить не устает?

Кто подарки дарит детям?

Кто ребятам, всем на свете, елку из лесу привез?

Это - :ДЕДУШКА МОРОЗ.

3.Красиво летнею порою, но хорошо ведь и зимою:

Елку, праздник нам принес добрый :ДЕДУШКА МОРОЗ.

Хорошо, если учащиеся умеют проговаривать отгадку хором.

Воспитатель отмечает правильность ответов и, в подтверждение, вывешивает на доску картинку с изображением Деда Мороза и продолжает беседу по вопросам:

- Что делают ребята на празднике?

- Почему мы ждем Деда Мороза на праздник?

Затем воспитатель напоминает детям, что в календаре имеется специальный День пожеланий Деду Морозу, и все ребята пишут письма Дедушке Морозу с желаниями, что бы они хотели получить на праздник. Но Дед Мороз читает и исполняет желания не из всех писем.

- Как вы думаете, у каких ребят Дед Мороз исполнит заветное желание?

Учащиеся с помощью педагога приходят к выводу, что исполнения желания нужно заработать хорошим поведением, хорошими поступками, заботой о младших, старательностью в учебе и труде.

В случае, если ученики затрудняются в составлении правильного ответа, педагог проговаривает правильный и неправильный ответ, а дети выбирают правильный.

Дети отвечают на вопросы, воспитатель контролирует правильность ответов, при необходимости предлагает обратиться за помощью к товарищам тем детям, которые затрудняются в составлении ответа.

4. Коррекционное задание на развитие зрительного внимания.

- Проводится игра "Найди пару" на развитие зрительного внимания с предварительным объяснением правил выполнения задания.

Воспитатель показывает вырезанные из белой бумаги схематичные изображения - заготовки рукавичек, проговаривает загадку о рукавичках:

-Едва повеяло зимой, они всегда с тобой.
Согреют две сестрички, зовут их :РУКАВИЧКИ.

Обращает внимание детей на то, что не все изображения одинаковые и предлагает подобрать парные рукавички.

Дети рассматривают, определяют парные рисунки.

Воспитатель хвалит детей, отмечает, что рукавички эти - не простые, а с заданиями, но задания вначале нужно расшифровать.

Для этого необходимо перевернуть изображения, и на обороте прочитать имена и схемы заданий.

Затем каждый ребенок находит рукавичку со своим именем.

5. Физминутка.

Проводится небольшая по объему физминутка "Зима" с речевой нагрузкой:

За окном метель седая, (ходьба на месте)
И зима белым-бела, (повороты туловища, руки на поясе)
И кружит снежинок стая, ("фонарики", повороты вокруг себя)
Все дороги замела. (махи руками над головой)
Не боимся мы метели, (грозят пальцем, стоя лицом в круг)
В зале - шумный хоровод! (поочередно выставляют ноги в круг)
Начинается веселье, (руки на пояс, наклоны вперед)
Нынче праздник - Новый год! (хлопают в ладоши)

Воспитатель хвалит детей, предлагает занять места.

6. Выполнение практической работы (изготовление письма Деду Морозу).

Ученики находят рукавичку со своим именем, занимают рабочие места. Воспитатель, показывая изготовленную основу коллажа, предлагает всем детям совершить хороший поступок:

- Дед Мороз - добрый, он всем приносит праздник и подарки. Но о самом Дедушке редко кто вспоминает. Как вы думаете, Дедушке Морозу будет приятно получить от вас письмо с поздравлениями и приглашением на праздник?

Дети поддерживают предложение и воспитатель предлагает изготовить волшебное письмо, красиво его украсить:

- Дед Мороз поймет, какие хорошие ученики учатся в нашей школе и придет на наш праздник.

Затем воспитатель обращает внимание детей на стол с подготовленными заранее рабочими инструментами, большим листом-"письмом" и предлагает занять рабочие места. Дети рассаживаются на места и педагог, по кругу обращаясь к каждому ребенку, уточняет у детей, какую работу они будут выполнять (Лейла - *, Руслан - выбрать и списать на красивый листочек слова с поздравлениями, Дима - нарисовать : и т.д).

Воспитатель, при необходимости, оказывает дозированную помощь, хвалит детей.

Затем проводится практическая работа с соблюдением этапов:

  • повторение техники безопасности при работе с ножницами;
  • изготовление учащимися коллажа с использованием заготовок;
  • оформление изделий аппликацией;
  • индивидуальная работа с отдельными учащимися.

Воспитатель проводит индивидуальную работу с отдельными учащимися, испытывающими затруднения при выполнении трудовых операций (вырезывании, запоминании последовательности операций, расположении деталей и т.д.). В конце работы воспитатель делает замечания учащимся, неаккуратно выполняющим работу, отмечает успехи при выполнении работы. По окончании работы, дети рассматривают письмо. Воспитатель отмечает, какая красивая работа получилась, что все старались.

7. Декламация стихотворения.

По окончании практической работы, воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение о Дедушке Морозе. Стихотворение заранее пишется на листе бумаги, оформляется.

Шел по лесу Дед Мороз мимо елок и берез,
Мимо просек, мимо пней - шел по лесу восемь дней.
Он по бору проходил, елку в бусы нарядил и подарки разложил.
А как раз под Новый год он их детям принесет.
Скоро-скоро Новый год, что он людям принесет?
У каждого, кто трудится, кто честен, добр и смел,
Пускай желанье сбудется, чего б он ни хотел!

Затем воспитатель вклеивает листок со стихотворением в центр композиции и делает вывод:

- Праздничное письмо Деду Морозу готово! Очень скоро мы его с вами отошлем Дедушке Морозу!

III. Итог занятия.

Воспитатель подводит общий итог занятия по вопросам:

- Кому мы приготовили волшебное письмо?

- Что было трудно?

- Что потом будем делать с письмом? Кому отошлем?

Приложение.