Цель: вызвать интерес детей к соломенному творчеству
Задачи:
- Развивать творческую активность детей;
- Совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля;
- Раскрывать способности, творческий потенциал;
- Учить детей работать в творческой группе для воспитания коммуникативных качеств личности;
- Обогащать словарный запас детей;
- Расширить знания воспитанников о культурном наследии Пензенского края.
Прогнозируемый результат: обучающиеся смогут сделать выбор в пользу занятий соломенным творчеством
Форма проведения: работа в творческой группе, фронтальная работа
Межпредметные связи: музыка, краеведение, биология.
Оборудование и материалы:
Для педагога:
- Оформленная выставка аппликативных работ из соломки;
- Таблица последовательной подготовки соломки к работе;
- Магнитофон, аудиокассеты с записью русской народной музыки.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с компьютерной презентацией "Аппликация из соломки"
Для детей:
- Соломенные пластины и детали к картине-панно, клей ПВА, кисточка для клея, салфетка для рук.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального настроя на занятии Приветствие. Проверка готовности к занятию. Формулировка темы, целей занятия. Постановка задачи.
2. Вводная беседа.
Здравствуйте, дети! Меня зовут Золотая Соломинка.
Я хочу пригласить вас в сказку. Она называется "Сказка о Золотой Соломинке"
Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеяли однажды люди поле. Полежали зернышки в земле, полил их дождь, прогрело солнышко и выросли из зерен длинные, зеленые стебли, а на конце у них появились метелки - колоски.
Постепенно стебли стали тверже, колосья налились, в них появилось много зерен. Когда стебель стал твёрдым, жёлтым, а колосья - колючими и тяжёлыми, люди убрали с поля урожай.
Сухие стебли назвали соломой.
Однажды вот что произошло. Упал с воза снопик соломы и остался лежать на дороге, никто его не заметил. Пришла осень, стал поливать его дождь, обдувать холодный ветер, а потом и вовсе засыпало снегом - так и остались соломинки зимовать. Холодно им было, неуютно и очень обидно.
Но, вот, наконец, пришла весна. Растаял снег.
А в это время проснулось весеннее солнышко и послало свои теплые ласковые лучи на землю. И всё, чего они касались, просыпалось и оживало. Послало солнышко к соломинкам не простой лучик, а волшебный. Прикоснулся он к грязным соломинкам, и... произошло чудо!
Соломинки превратились в нарядных, красивых девушек, очень похожих друг на друга (дотрагиваюсь до девочек волшебной палочкой и они выходят к педагогу в русских сарафанах), а у одной самой красивой из них на голове оказалась золотая корона. Она стала царевной - Золотой Соломинкой-это я.
Волшебный лучик прошептал:
- Отныне у вас будут золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые чудеса.
Стали жить сестрицы в сказочном замке с Золотой Соломинкой.
Все кто жил с ними рядом, научились превращать обыкновенную солому в чудесные вещи (демонстрация декоративных панно из соломки, выставленных на доске).
3. Основная часть.
Понятие аппликация:
1. Изготовленная таким образом картина называется аппликация.
2. Аппликация - (от латинского- прикладывание). Это способ создания изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на плоскую основу отдельных кусочков: бумаги, картона, ткани, кожи, фольги, меха, соломки и др.
А в сказке вот что было дальше:
Прослушали люди о чудо-городе и царевне Золотой Соломинке и стали приходить да приезжать со всего света белого, чтобы научиться соломенному ремеслу.
- А вы, дети, не хотите ли побывать в гостях у Золотой Соломинки?
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Соломка - красивый и долговечный материал. Работы из соломки могут сохраняться долго, не меняя своего вида. Красить её не обязательно, она хороша сама по себе.
Компьютерная презентация "Этапы подготовки соломки к работе" (Приложение 1)
Соломка для работы требует длительной подготовки:
1. Её заготавливают
2. Хранят и просушивают
3. Обрезают
4. Распаривают, чтобы она стала блестящей и эластичной
5. Проглаживают
6. Наклеивают
А теперь обратите внимание на фанерку у меня в руках.
Это картина - панно. Что здесь на ней не хватает? (не хватает листьев, и цветов). Дайте название картине. (Букет) Сестрицы сказочного замка попросили вас, дети, помочь им доделать картину до конца. Поможем?
Прежде, чем начать работу, разомнем пальчики. Физкультминутка
Значительное место в сюжетах аппликаций из соломки занимают букеты и другие композиции с цветами. (Просмотр фотографий, репродукций с изображением букетов).
А теперь посмотрите, перед вами лежат недостающие детали нашей картины, материалы, которые будут нужны для работы: клей ПВА, салфетка для рук.
Прежде чем начать практическую работу, необходимо повторить правила техники безопасности при работе (повторение ТБ при работе с клеем)
4. Физкультминутка
Клеем ПВА наклеиваем каждую деталь на основу (фанера) аппликативного панно
Педагог, наблюдая за работой, оказывает необходимую помощь и проверяет правильность наклеивания цветов и листьев на картину-панно.
Дети самостоятельно подходят к панно и приклеивают недостающие детали.
5. Итог занятия.
Сегодня вы помогли завершить картину-панно
Игровое задание "Найди ошибку". Пронумеруй команды алгоритма в правильном порядке.
Заготовка соломки
::::..всего 7 вариантов действий
Заключительные вопросы по материалу:
- Что вам особенно понравилось на занятии?
- В чём проявлялись затруднения?
- Какое задание было самое трудное?
- Что бы вы пожелали и хотите сказать Золотой Соломке.
А Золотая Соломка дарит вам на прощание кроссворд
Кроссворд "Соломка"
Контроль. Оценка.
Сегодня на занятии мы приобщились к русской культуре, выполнили аппликативное панно с использованием старинного русского материала - соломки. Из компьютерной презентации вы узнали, как подготовить соломку к работе.
Молодцы, у нас сегодня получился оригинальный букет, все сегодня хорошо поработали. Посмотрите, какая красота, вот он мир цветов, созданный вашими детскими ручками.
Просморт панно. Анализ учащимися, затем учителем недочетов и ошибок. Определение личного вклада каждого ребенка в выполнении задания (активная или пассивная позиция). Пъедестал. А теперь , ребята, подойдите к пъедесталу (пъедестал изображен в виде трех снопов и символизирует 1, 2 и 3 места почета) и запишите свое имя на то место, которое вы по-вашему заслужили за работу на занятии. Дети подходят и записывают свои имена.
Список используемой литературы:
- Аблынина Г.А. Соломенная живопись - Пенза: 1997.
- Голубева Н. Аппликация из природных материалов - Москва: Культура и Традиции, 2002.
- Новикова И.В., А.В. Базулина. 100 поделок из природных материалов - Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
- Починова И.В., Дехтяренко В.Н. Инкрустация соломкой -