Семейный логопедический тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка

Разделы: Логопедия


Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если ОУ и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух огней. Поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Данный тренинг разработан на основе опыта учителя - логопеда Томилиной Т.М., практикующей в речевом центре "Логопед мастер" города Москвы. Сотрудники центра предлагают, как альтернативу консультациям, практикумам для родителей в образовательных учреждениях выход в семьи и проведение домашних тренингов, цель которых привлечь членов семьи ребенка - логопата к сотрудничеству и обучению приемам коррекции речи. Не все дети чувствуют себя комфортно в кабинете логопеда, а у себя дома ребенку уютно, ему проще воспринимать материал, многие проблемы отходят на второй план. Только в домашней обстановке, в окружении своих любимых игрушек, когда родители находятся рядом, малыш может полностью раскрепоститься, даже в присутствии постороннего человека и свободно пойти с ним на контакт, вряд ли это получиться сделать в логопедическом кабинете.

Пригодится этот опыт и логопедам, работающим в школах и детских садах, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Не редко ребята обучаются на дому, не имея возможности посещать школу и приход специалиста станет одной из возможностью получить детям и родителям квалифицированную помощь.

Тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения.

ЦЕЛЬ: Повышение уровня знаний родителей по автоматизации звука [c] в домашних условиях.

ЗАДАЧИ:

  • Повышение интереса родителей к выполнению рекомендаций учителя - логопеда.
  • Обучение способам взаимодействия с ребенком, с целью активизации его речи.
  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности.
  • Показ правильного положения органов артикуляции при произнесении звука [c].
  • Показ правильного положения органов артикуляции при произнесении звука [c].
  • Показать приемы автоматизации звука [c].

ХОД ТРЕНИНГА

Вводная часть:

Цель: настроить родителей и детей на позитивное общение между участниками тренинга.

Проводится коммуникативная игра "Здравствуйте" Участникам предлагается встать в круг и поздороваться друг с другом: ладошками, локотками, коленками, спинками и т. п.

Ведущий предлагает участникам тренинга познакомиться и проводит игру "Знакомство", где каждый называет себя так, как хотел бы, чтоб к нему обращались.

После приветствия и знакомства с семьей, логопед начинает передавать по кругу маленький комочек семейного тепла. (Каждый член семьи передает воображаемый комочек соседу, наполняя его своим теплом).

Основная часть:

Цель: обучить родителей приемам работы со звуками [c, cь].

Слово "сердце" начинается со звука [сь] и сегодня мы хотим поиграть с этим звуком.

Чтобы хорошо произносить этот звук, мы сделаем гимнастику для язычка (дети показывают артикуляционные упражнения родителям, совместно выполняют зарядку под музыку). Рекомендованные упражнения: "Улыбочка", "Трубочка", "Часики", "Качелька", "Горочка", "Наказать непослушный язычок".

Пояснение для родителей: Артикуляционная гимнастика выполняется с целью - выработать правильные движения и нужное положение органов речи для четкого произношения звука.

Мы потренировали язычок, а сейчас попробуем произнести этот звук по - разному (участники должны проявить воображение и произнести звук: ласково, брезгливо, грустно и т. д.).

Пояснение для родителей: Фонетическая зарядка проводится для отрабатывания звука [с] изолированно.

Игра "Наоборот", ведущий бросает мяч, членам семьи, называя слог, а они должны сказать его наоборот. (СА-АС).

Игра "Рифмы". Предлагается поиграть в рифмы. Один участник называет слоги, например, са-са-са, следующий придумывает рифму к данным слогам.

Пояснение для родителей: Игры "Наоборот", "Рифмы" направлены на автоматизацию звука [c] в слогах.

"Назови необычно". Участники достают из волшебного мешочка предмет и придумывают ему необычное название.

Пояснение для родителей: данное упражнение направленно автоматизацию звука в слове и на развитие воображения.

"Сказка по - кругу". Ведущий начинает рассказывать, а каждый из участников добавляет предложение, чтобы получилась законченная сказка, желательно использовать как можно больше слов со звуками [c, сь]. ("Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед:.)

Пояснение для родителей: Упражнение "Сказка по кругу" проводится для автоматизации звука в предложении.

Сегодня дети поиграли, а родители играя научились работать со звуками [с, сь]. Звуки человек слышит и произносит, а сейчас мы предлагаем сделать букву С, букву можно написать, нарисовать, выложить из крупы и ниток, слепить из пластилина и сделать аппликацию. Участникам предлагаются различные материалы для изготовления буквы.

Пояснение для родителей: Цель данного упражнения закрепить графический образ звука.

Заключительная часть:

Подведение итогов: предложить детям узнать у родителей, чему они научились за время тренинга, поинтересоваться, чему еще хотят научиться и нужны ли подобные тренинги их семье.

Рефлексия: По окончании тренинга дети и родители украшают поляну цветами различных цветов.

Красный, розовый - занятие понравилось, узнали что то интересное, новое.

Зеленый, синий - занятие не понравилось, узнали мало интересного и нового.