Внеклассное мероприятие "Путешествие в лес"

Разделы: Внеклассная работа


Форма проведения: урок - путешествие.

Цели:

  • Привитие любви к природе, её бережному использованию;
  • Развитие способности замечать красивое в окружающем мире;
  • Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята! Любите ли вы путешествовать?

Путешествие - это всегда открытие, встреча с неизведанным. Приглашаю всех вас отправиться вместе в увлекательное путешествие в - Страну удивительных тайн.

Предлагаю вам отгадать загадку:

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом-
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Учитель: Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила 21 марта Международным днем леса. Поэтому наше сегодняшнее мероприятие посвящается самому большому природному богатству нашей Родины - лесу. В нашей местности нет больших лесов, но есть небольшие. На территории нашего Карамышевского сельского поселения имеется особо охраняемая природная территория, лес "Упаснер". В настоящее время это заказник "Карамышевский". "Упаснер" это народное название.

Учитель: Заказник - участок территории, в пределах которого постоянно или ременно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны определённых видов. Он расположен на склоне левого берега безымянной речки - левого притока реки Аниш. На поверхность почвы выходят известняки, которые придают всему склону белесоватый оттенок и создающие особые почвенные условия для произрастания здесь специфических видов растений. Склон прорезывают многочисленные очень и менее глубокие расщелины, по дну которых текут ручейки, делающие эти овражки труднопроходимыми из-за размыва верхнего слоя карбонатных пород. Общая протяженность склона более 1км. Он достаточно крутой, угол наклона - 40° . Травянистый покров склона неравномерен, в иных местах он густой и формирует огромные заросли из достаточно крупных видов; например: норичника крылатого, включенного в Красную книгу ЧР. Восточной части безлесный склон граничит с дубравой, в первом ярусе которой господствует дуб черенчатый. Подрост образован дубом, липой, кленом. В составе подлеска отмечены лещина обыкновенная, бересклет бородавчатый, крушина ольховидная. По краю оползня произрастают огромные экземпляры тополя бальзамического, диаметр которых составляет 1 м. В травянистом покрове западной части дубравы доминирует лазурник трехлопастный. В восточной части, отграниченной от западной глубокой расщелиной, в травянистом покрове доминирует сныть обыкновенная. Здесь отмечено большое количество особей дремлика широколистного.

Ученик:

Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы,
Ягоды, грибы:
Звериные тропинки,
Пригороды и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый - чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

Ученик:

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет
Накормит русский лес.

Ученик:

Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.

Ученик:

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если я устану
Присяду на пенёк.

Ученик:

Лес очень любит пеших
Для нас совсем он свой.

Учитель: Какие деревья, растения, животные можно встретить в нашем лесу, мы узнаем из путешествия. Каждого из вас ждут загадки, игры и открытия.

Итак, начинаем.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.

Под фонограмму "Голоса птиц".

Давайте пройдемся
Медленно по лесу.
И "здравствуй!"
Скажем каждому цветочку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Самет Вургун.

Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотримся: кругом кипит жизнь. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.

Станция "Растения леса"

Учитель: Ребята, угадав загадки, узнаем, какие деревья и кустарники растут в нашем лесу:

Изба белена, а маковка зелена. (Берёза)

Стоит летом золотая, сладким мёдом налитая. (Липа)

Кто в мороз и в зимний холод
Утоляет птичий голод?
Прилетают в гости к ней
Стайка алых снегирей. (Рябина)

Если дунет ветерок,
Задрожит её листок. (Осина)

Весною кудри завила,
Стоит в лесу белым- бело. (Черёмуха)

Учитель: С ранней весны до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов:

Ученик:

Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.

Ученик:

Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень, -
Он тихо зазвенит,
И этот эвон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг. (Е. Серова)

Учитель: Наступает лето, и на смену весенним цветам приходит летние (лесные) цветы.

Ученик:

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь нескошенный травы,
Головой качая. (А. Толстой)

Ученик:

На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке-
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит:
"Не тронь!" (М. Познанская)

Учитель: Ребята, как вы думаете, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)

Учитель: Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

Учитель: В нашем лесу можно встретить душистую ягоду землянику, она везде: на опушках и лесных полянах, на вырубках и среди кустарников.

Некоторые любят собирать землянику в букетики. Красиво, когда на тонких веточках алеют душистые ягоды. Но красота эта дорого обходится ей. После таких сборов на растении остаются незаживающие ранки, оно долго болеет и может погибнуть. Поэтому, чтобы земляника радовала всех каждый год своим вкусным урожаем, не губите её, собирайте по ягодке.

Станция - "Литературная".

Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой".

Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

- Стыдно: перед соловушкой,- ответила тихо Лида.

Станция "Птицы и дикие животные"

Учитель: (Фонограмма "Голоса птиц"). Прекрасен и многолик мир певчих птиц. Украшают эти птицы наши леса, луга и горы, сады и парки. Певчие птицы неизменно сопровождают нас на всех дорогах жизни.

Какие же птицы живут в нашем лесу? (Ответы детей). Дополнения:

Дятел питается насекомыми. У дятла очень крепкий клюв, длинный твёрдый, с зазубринами язык. Благодаря этим приспособлениям, дятел легко достаёт насекомых, которые прячутся под корой на зиму.

Сова - хищная птица. Питаются, в основном, мышевидными грызунами.

Кукушка. Одна из перелётных птиц. Питается мохнатыми ядовитыми гусеницами.

Синица. Синица питается семенами, ягодами и является одним из основных истребителей вредных насекомых.

Снегирь. Оседлая и кочующая птица. После первого значительного снегопада снегири покидают свои родные леса и начинают кочевать, залетая почти во все области нашей страны. Кормится семенами сирени, крапивы или почками, в том числе плодовых растений, выкусывая их клювами как кусачками. Голос - громкое "фю-фью" и трескучая песня.

Учитель: Отгадав загадки мы узнаем, какими дикими животными богат наш лес?

Он мог бы зелёным стать,
Но не смог ветвей достать
И собрал под ёлкой
Старые иголки. (Ёж)

Кто зимой холодной
Бродит по лесу злой, голодный? (Волк)

По веткам скачет, да не птица;
Рыжая, да не лиса. (Белка)

Также можно встретить лису и иногда кабана.

Станция - "Игровая".

Немного отдохнем.

Игра "А если бы?"

Учитель: Я начину предложение, а вы закончите его.

Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы:

Если бы муравей умел говорить, он сказал бы:

Игра "Можно-нельзя". Дети отвечают хором.

  1. Ломать деревья и ветки (нельзя)
  2. Сажать больше деревьев (можно)
  3. Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
  4. Ходить только по тропинкам (можно)
  5. Рвать большие букеты цветов (нельзя)
  6. Любоваться ими (можно)
  7. Оставлять мусор в лесу (нельзя)
  8. Собрать мусор в яму и закопать (можно)
  9. Разжигать костры в лесу (нельзя)
  10. Беречь лес от пожара (можно)
  11. В лесу шуметь (нельзя)

Учитель: Какие знаете пословицы о лесе? (Дети рассказывают).

Ученик:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Учитель: Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.

Станция "Грибная".

Учитель: Отгадайте загадки и скажите какие они: съедобные или несъедобные.

Отгадайте загадки:

Гриб я не белый,
Немного попроще,
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)

Нет грибов дружней, чем эти-
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)

Мальчик - с-пальчики
В красных, в серых шапках.
Собирай, не зевай!-
Их в лесу урожай! (Сыроежка)

Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносит летом,
Очень дружные сестрички,
Средь молоденьких сосенок
В блестящей темной шапке
Растет грибок :. (маслёнок)

Нет дружней грибов, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу ... (опята)

Станция - Кладовая здоровья.

Учитель: Лес был первой аптекой в давние времена, туда предки обращались за лекарствами. И сегодня скромные травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч людей. Ценность огромного числа лекарственных растений признана научной медициной.

Учитель: Кому незнакома малина? (Сообщение о малине делает ученик)

Учитель: Действительно, чай из сухой малины - хорошее потогонное средство.

Учитель: Сообщение о калине подготовил Коля, послушаем его.

Ученик: Калина относится к числу лекарственных растений. Экстракт из ее коры - хорошее кровеостанавливающее средство при внутренних кровотечениях, он назначается при судорогах.

Учитель: С красавицей березой, которая вся в белое платье одета, в сережках, в листве кружевной: познакомит Таня. (Сообщение)

Учитель: Издавна известны целительные свойства березового сока, почек и листьев. На Руси в бане воду, в которой запаривали веник, пили, поэтому практически не страдали мочекаменной болезнью.

Учитель: Нельзя пройти мимо таких растений, как черника, брусника. О них нам расскажет Юля.

Ученица: Черника. Она приятна на вкус, содержит органические кислоты, сахара, витамины, дубильные и красящие вещества. Настой ягод стимулирует обмен веществ и обладает вяжущим, закрепляющим, обезбаливающим и противовоспалительным действием. Ягоды черники способствуют усилению остроты зрения, снимают усталость глаз. Брусника. Настой из листьев брусники применяют при ревматизме, а также как мочегонное средство при камнях в почках и как вяжущее - при гастритах. Свежие и сухие ягоды эффективны при авитаминозах.

Учитель: А как лес помогает человеку?

Ученик: Даёт ягоды, грибы, лекарственные растения.

Учитель: Правильно, всё это лес даёт нам, а мы называем это "дары леса". Но есть ещё много всего, что даёт человеку лес. Лес даёт людям чистый воздух: листья деревьев притягивают пыль и выделяют кислород, необходимый для дыхания, хвойные деревья выделяют фитонциды - летучие вещества, убивающие микробы. Но и это ещё не всё.

Посмотрите в классе, сколько нужных предметов приготовлены из древесины: цветные карандаши, бумага, мебель, музыкальные инструменты:

Ученик:

Берёте книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол,
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришёл?

Недаром пахнет он сосной
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол - сосновый стол -
К нам из лесу пришёл. С. Я. Маршак

Учитель: Кроме этого лес даёт людям хорошее настроение. Любуясь красотой леса, музыканты создают прекрасную музыку а поэты и художники пишут замечательные стихи:

Как чудесен наш лес на заре!
Весь сверкает, блестит в серебре!
Подорожник умылся росой,
Одуванчик горит золотой.
Молодая осинка стоит-
В бриллиантах сияет, блестит.
Лёгкий ветер вдруг тронет листву.

Учитель: Дары леса, лекарственные растения, чистый воздух, деревянные изделия, хорошее настроение и отдых - вот, сколько всего дарит человеку лес!

Значит, он очень нужен людям, лес дружит с людьми. И лес можно назвать кладовой природы.

Станция "Лесной этикет"

Учитель: Нет на Земле человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако, с каждым днем, леса все больше нуждаются в защите. Лес - это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы.

Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Дети:

  • Не оставлять мусор в лесу.
  • Не ломать зеленые ветки и деревья.
  • Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
  • Не рвать незнакомые растения, грибы, ягоды.
  • Не шуметь в лесу.
  • Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинка и др.)
  • Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
  • Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
  • Нельзя ловить бабочек, насекомых.
  • Нельзя ловить диких животных и уносить их домой.
  • Не убивай лягушек, жаб, змей, они полезны.
  • Съедобные грибы аккуратно срезать.
  • Не допускать возникновения пожара.

Учитель:

Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Ученики:

Лес - это наше богатство!

Лес - это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес - всегда чистый воздух. 3.

Лес - это дом для птиц и зверей.

Лес - бережет реки.

Лес - это кладовая орехов, ягод, грибов.

Все вместе: Лес - кладовая природы.

Учитель: Верно, лес - это огромная кладовая природы. Ценность его не только в красоте, но и в большой пользе для человека.

Ученик:

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну а стул, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!

Ученик:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа
Давайте же всегда ее беречь!

Учитель: Михаил Пришвин писал: "Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".

Звучит песня и ребята подпевают "Это называется природа" слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.

Приложение.