Литературная викторина по теме "Разноцветные страницы". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Цель занятия:

Обучающий аспект:

  • закрепить знания у учащихся по произведениям К.Паустовского, В.Чаплиной и Ф.Зальтена;
  • уметь применять полученные знания в практической работе;

Развивающий аспект:

  • развивать внимание, наблюдательность, сообразительность, память и мыслительную деятельность детей при работе с информацией;
  • развивать логическое мышление и устную речь;

Воспитывающий аспект:

  • воспитывать любовь к литературному творчеству, чтению;
  • воспитывать чувство дружбы и товарищества в соревновании;
  • формировать навыки совместной деятельности в групповой работе.

Оборудование: 5 столов, разноцветные галстуки для команд, таблички с раздаточный материал (конверты с практическим заданием), клей, фломастеры, презентация.

Ход занятия

Организационный момент. Встреча гостей и детей. Расположение команд за столами. Положительный настрой на работу.

Подготовительный этап.

Несчастная кошка порезала лапу -
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге -
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Даниил Хармс

Ведущий: Добрый день, уважаемые взрослые, добрый день, дорогие ребята! Неслучайно нашу литературную викторину открывает стихотворение Даниила Хармса "Удивительная кошка", так как сегодня мы будем говорить с вами об удивительном и необычном мире животных, а точнее о книгах, в которых главными героями являются животные. В природе существует много цветов и оттенков. Поэтому и называется наша литературная викторина "Разноцветные страницы".

Для того, чтобы работа над вопросами викторины в наших командах была слаженной и четкой, я напомню правила работы в группе:

  • Мы активно слушаем, ведем переговоры, уважаем различные мнения, но отстаиваем свою точку зрения;
  • мы стремимся к достижению общих целей, строим доброжелательные отношения и командный дух в группе, мы говорим так, чтобы нас слышали только члены нашей группы, а не соседи;
  • при проведении групповой работы каждый из нас выполняет определенную роль - капитан и участники команды.

Поможет нам в выборе самого внимательного читающего класса жюри. Представление членов жюри.

В нашей литературной игре сегодня принимают участие команды. Представление команд и капитанов.

Ведущий: Человек иногда забывает о бережном отношении к природе. Он хочет слишком много от нее получить: природные богатства, лес, ценный мех зверей, рыбу, мясо животных и птиц, и никакой взамен благодарности. А ведь в природе все взаимосвязано. Загрязняя реки и озера, пруды, море, лес и почву отходами, люди вредят всему живому дому: и растениям, и животным, и самому себе, так как он сам часть этой природы. Любовь к природе - великое чувство, но оно присуще людям, которые знают природу, понимают её, умеют видеть её. Такие люди всегда справедливы, великодушны, ответственны. Но воспитывать в себе всё это надо с раннего детства. А помочь в воспитании этого чувства у детей могут взрослые. И среди них наши любимые детские писатели.

1 конкурс.

1 страница нашей "Разноцветной викторины" посвящена произведениям Константина Георгиевича Паустовского.

"Он не был сказочником.
Он был рассказчиком,
который облегчал рассказом трудность добра"
(В. Шкловский).

Рассказы этого писателя учат нас любить, восхищаться неповторимостью природы нашей великой родины, быть благодарными и милосердными к ней. И цвет этой страницы - зеленый. Ведь зеленый в природе - цвет травы и листьев, это цвет, который у многих народов символизирует юность, надежду, веселье.

Вопросы по разноцветным категориям (презентация).

1. Дед - главный герой рассказа "Заячьи лапы" - не захотел продать зайца профессору из Москвы, потому что животное спасло ему жизнь. Каким образом? (Ответ: Заяц вывел деда из лесного пожара.)

2. В рассказе "Заботливый цветок" состоялся поход в Моховой лес для сбора сосновых шишек и беличьих:? (Ответ: Запасов)

3. Какая птица жила в сенях у мельника Панкрата? (Ответ:Сорока.)

4. Ларион Малявин, Ваня, детский доктор Карл Петрович Корш - все это герои какого рассказа К.Паустовского? (Ответ: "Заячьи лапы")

5. "Есть такое растение - высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно:.?" (Ответ: Кипрей - научное, иван-чай - народное).

6. Куда отправился Пётр Терентьев, когда сын Степа подарил ему жука-носорога? (Ответ: На войну/фронт.)

7. Видео - вопрос: Отрывок из м/ф "Теплый хлеб". Назовите рассказ К.Паустовского, по которому создан этот мультипликационный фильм.

8. "Удилище согнулось в дугу, леска со свистом врезалась в воду. Невидимая рыба туго и медленно водила леску по кругам. Солнечный свет упал на воду сквозь заросли вётел, и я увидел под водой яркий бронзовый блеск: это изгибалась и пятилась в глубину пойманная рыба". Какая рыба была поймана? (Ответ: Линь - рассказ "Золотой линь")

9. Как охарактеризовал жанр произведения "Похождения жука-носорога" сам автор? (Ответ: Солдатская сказка)

2 конкурс.

2 страница в нашей викторине - желтая. Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и солнца. Солнечный свет и доброту своим подопечным дарила Вера Васильевна Чаплина.

Ребята, в 2013 году исполнилось 105 лет со дня рождения этой детской писательницы. Эта удивительная женщина свою жизнь посвятила работе в Московском зоопарке, где не только выкармливала детёнышей диких животных и заботилась о них, но и наблюдала за своими питомцами, вела научную работу, старалась создать им такие условия, к которым звери привыкли на воле. Вера Васильевна так любила животных, что решила написать истории и о них, и о людях, которые работают в зоопарке - ухаживают, лечат, изучают и кормят доверенных им питомцев. Вы познакомились с рассказами Веры Васильевны Чаплиной, которые вошли в книгу "Питомцы зоопарка".

А вот от того, как внимательно вы читали эти увлекательные, веселые, а порой и грустные рассказы, зависят итоги второго конкурса нашей викторины.

Задание: По отрывку из произведения узнать героя рассказа - животного и выбрать его из представленных картинок под номерами. Записать полученные цифры, тем самым получив числовой код.

- "Вот эту-то Малышку и решила я приручить. Нелегкое это было дело. Долго не решалась ко мне подойти трусишка. Стоило только к ней протянуть руку, как она быстро отскакивала и убегала. Но я терпеливо просиживала в клетке часами и время от времени бросала ей самые вкусные кусочки:" (Обезьяна)

- "Попал Фомка в Москву не поездом, не пароходом, а прилетел на самолете. Маршрут его: остров Котельный - Москва. Управлял этим самолетом знатный летчик Илья Павлович Мазурук. Это ему, Илье Павловичу, преподнесли жители острова Котельный такой подарок, и экипаж самолета решил взять его с собой в Москву." (Белый медвежонок)

- "Когда Ная подросла, мы стали ей давать, кроме молока, еще рыбу: сначала чищеную и мелко нарезанную, потом целиком и даже живую. Рыбу приносили ребята. <...> Бывало, придешь домой, а дверь вся увешана связками рыбы и записками: "Для Наи от Коли", "Пусть Ная кушает и поправляется. Стёпа Иванов":" (Выдренок)

- "Привезли её в Зоопарк с острова Врангеля. Тяжелый, далекий путь совершила она на пароходе и поездом, в тесном ящике без воды. Приехала худая, истощенная, с большими открытыми ранами на спине и боках. Ухаживала за ней я: промывала раны, чистила клетку, кормила. Кормила рыбой - давала ей чищеную, без костей и мелко-мелко нарезанную. Иначе было нельзя: ведь Нюрка была ещё ребёнок". (Морж)

- "К чужим Арго не подходил и, если его не трогали, не кусал. Вообще вел себя так, как будто никого не замечал. Однажды был такой случай. Я пустила Арго побегать в загон и ушла. Возвращаюсь через полчаса и вижу: дверь загона полуоткрыта и его нет. Я испугалась: вдруг что натворит, укусит кого-нибудь: День был выходной, народу много. Бегу, а сама смотрю, не видно ли где беглеца. Нашла его около клеток с орлами. Идёт Арго между посетителями, по сторонам поглядывает, да так спокойно - даже публика не обратила внимания, что это: " (Волчонок).

3 конкурс.

Следующая страница нашей викторины синего цвета. Синий цвет у многих народов символизирует небо, доброту, верность, постоянство, расположение. И именно этими качествами обладали герои повести-сказки австрийского писателя Феликса Зальтена "Бемби", опубликованная в 1923 году, известная сегодня на весь мир. Книга рассказывала удивительно трогательную и драматическую историю косули по имени Бемби, а также историю его родителей, друзей и недругов. Это повесть о взрослении, о благородстве и о том, как сложно жить и расти в таком несовершенном мире, где добро вовсе не всегда побеждает зло. В 1928-м "Бемби" перевели на английский язык, и успех ее оказался просто оглушительным. Книга стала бестселлером, и вскоре права на экранизацию выкупила студия Уолта Диснея. Анимационный фильм вышел в 1942 году, и, несмотря на то, что общий дух мультфильма несколько отличался от первоисточника, этот фильм также пользовался огромным успехом.

Задание: Отгадать картинку, размещенную за квадратами, открывая квадраты поочередно. С 1 попытки - 20 баллов, со второй - 15, с третьей - 10, с четвертой - 5. Каждому классу - 1 картинка. (Презентация. Приложение 1)

1. Бемби и его мама жили в нем? - Шалаш

2. Ее детей звали Гобо и Фалина. - Тетя Энна

3. Самый благородный из всех оленей? - Вожак

4. Могучие родичи оленей. - Лоси

5. Молодой олень, уже увенчанный короной из рогов. - Принц

4 конкурс.

И заключительная страница нашей викторины - четвертая и ее цвет белый. Белый цвет символизирует чистоту, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном. И перед вами лежат чистые листы белого цвета, и вы сейчас на некоторое время сами станете писателя - художниками слова и составите синквейны.

Синквейн (от фр.cinquains, англ.cinquain)- пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. "Синквейн" от фран. "пять". Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по какой-либо теме.

Первая строка- тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка- два слова (чаще всего прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка- образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка- фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка- одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пример синквейна:

Былины.

Народные, эпические.

Рассказывают, воспевают, прославляют.

Открывают мир русского эпоса.

Мир культуры.

Русский язык настолько богат, что, по словам К.Паустовского, "для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и выражений". Подберите такие слова и для своих синквейнов.

А ключевыми словами для ваших синквейнов будут "Природа" и "Животные".

Заключение. Подведение итогов викторины. Награждение.

Ведущий: Мы часто говорим: "Природа - наш дом" или среда нашего обитания. А чтобы мы могли обитать, то есть жить, и жить хорошо, счастливо, наша среда обитания должна быть в порядке: вода и воздух должны быть чистыми, деревья, звери, и птицы - здоровыми. Если мы не сможем наслаждаться природой, то никогда не сможем полноценно жить. А чтобы природой можно было наслаждаться, нужно обязательно заботиться о ней. И это должен делать каждый человек.

Помните о том, что Природа, может окрашиваться в различные цвета, и за злые поступки "мстить" по-своему, сердиться на людей, а за добрые дела - вознаграждать!

Охотник нашёл медвежонка в тайге.
Его, как ребёнка, он нёс на руке.
Охотничья лайка, бежавшая рядом,
Сердито корила охотника взглядом:
"Медведь, даже маленький, - это медведь.
Он добрый сегодня, но вырастет ведь!"
Охотник дубовую трубку курил,
Сердито собаке своей говорил:
- Пойми ты, для нас
Малый зверь не добыча...
Обидим - нарушим таёжный обычай.
Остался один он в горелом лесу,
И я потому его в избу несу.
И зверю без матери плохо, однако? - спросил он.
И с ним согласилась собака.
В. Шульжик

Приложение.