Урок географии по теме "Географическое положение Австралии"

Разделы: География


Цель: Дать общее представление о географическом положении материка Австралия.

Задачи:

  • изучить характеристику географического положения континента;
  • продолжить формировать приёмы работы с разными картами (физическая карта мира, физическая карта Австралии, контурная карта Австралии);
  • способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов (презентация).

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, физическая карта полушарий.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Закрепление пройденного материала

IV. Подведение итога урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы начнём урок, я хотела напомнить о том, как вы должны следить за своей осанкой во время урока. Напоминаю вам основные правила посадки за столом.

- Сидите прямо, слегка наклонив голову вперёд.

- Не упирайтесь грудью в край стола. Расстояние между вами и краем стола должно равняться ширине ладони.

- Обе ноги ставьте на пол подошвой.

Если вы будете их выполнять, то будете стройными и иметь правильную осанку. А при правильной осанке у человека бывает нормальное дыхание, кровь свободно движется по телу и хорошо работает сердце.

Начинаем наш урок. А начать бы я его хотела словами из стихотворения:

Австралия - страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды.
Они в пустыне пропадают где-то.

Учитель: Речь сегодня пойдёт о загадочном и манящем континенте под названием Австралия.

Тема нашего урока - "Географическое положение Австралии". (1 слайд)

Сегодня мы с вами узнаем:

- Об особенностях географического положения Австралии. Основные сведения из истории открытия материка.

- Будем работать с разными географическими картами.

II. Изучение нового материала.

Учитель:

Всего на земном шаре 6 материков, давайте их найдём на физической карте мира.

(дети показывают на карте)

Чем отличается материк Австралия от других материков?

(дети: размером)

Учитель: Да, это самый маленький материк Земли.(2 слайд) Его площадь вместе с прилегающими островами составляет 9 млн кв. км. Это значит, что он в 6 раз меньше Евразии и в 4 раза меньше Африки.

Материк омывается двумя океанами. На востоке - Тихим океаном, а на севере, западе и юге - Индийским океаном. Столица - Канберра (учитель показывает по карте). Мы видим, что материк далеко находится от других материков. Следовательно, материк Австралия - самый удалённый материк. (3 слайд) Поэтому и был он открыт позже других. Путешественнику, задумавшему преодолеть расстояние от Москвы до Сиднея 100 лет назад, потребовалось от 7 месяцев до 1 года. Сейчас перелёт из Москвы с двумя обязательными посадками длится около суток. Австралию открыли голландцы. Много сведений об этом материке собрала экспедиция Абеля Тасмана. (4 слайд) Он исследовал северные и северо-западные берега и открыл остров, который позже назвали его именем - Тасмания. В 18 веке освоением южных морей занялись англичане. В 1770 году Джеймс Кук (5 слайд) исследовал острова Новая Зеландия и восточное побережье материка. И только в конце 18 века начинается освоение материка. Это привело ещё к одной особенности континента. Австралия - самый малонаселённый материк. (6 слайд) Там проживает 22 млн человек. Для сравнения, в Москве - около 12 млн человек.

Большая часть материка это пустыни - Большая песчаная пустыня и Большая пустыня Виктория. Поэтому Австралия - самый сухой материк Земли. (7 слайд)

Особенно сухо в Западной и Центральной части материка.

И ещё одна особенность этого континента. Там обитают такие животные и растения, которых не встретишь больше нигде. Поэтому по праву можно считать, что в Австралии самый удивительный органический мир. (8 слайд)

III. Закрепление пройденного материала.

Проведём самостоятельную работу на закрепление этого материала.

Инструкция по листу оценивания. (9слайд)

Работа с контурной картой (подписать материк, столицу, океаны).

Составим сиквейн со словом Австралия. Продолжите фразы:

1. Австралия - самый______________материк, вместе с прилегающими островами он занимает 9 млн кв. км. (слайд)

2. Австралия - самый_______________- поэтому открыт был позже других. (слайд)

3. Австралия - самый ______________материк, там проживает 22 млн человек. (слайд)

4. Австралия - самый ______________- большая часть - пустыни. (слайд)

5. Австралия - самый ______________материк, там обитают такие животные и растения, которых не встретишь больше нигде. (слайд)

IV. Подведение итога урока.

Вопросы к учащимся.

Просмотр листов оценивания, выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Австралия. Географическое положение. Стр.70-72, прочитать текст, ответить на вопросы. Работать по физической карте Австралии, учебник стр.71.

Спасибо за урок!

Приложение.