Урок русского языка по теме "Первое склонение имен существительных (падежные окончания)". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ЦЕЛЬ: Закрепление знаний и умений в написании в 1-ом склонении падежных окончаний имен существительных; продолжать формировать умения группировать слова по признакам; прививать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: аудиозапись музыки Чайковского «Щелкунчик», «Еловый лес зимой»; иллюстрации «Лес зимой», «Зимующие птицы».

ХОД УРОКА

1. Чистописание.

Ззз ззззз зя зе зл зм за

З м и а

Какое слово рассыпалось? (Зима)

Пришла, рассыпалось, клоками повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов.

Записать: зима

Записать рядом слово, которое получится, если взять корень у слова «зима», суффикс – у слова «совушка» и окончание – у слова «синица». (Зимушка).

– Что общего у этих слов? (Сущ., ед.ч., 1-ое склон., ж.р., И.п.).

– Что нужно помнить об окончания имен существительных 1 склонения? (Р.п. – и, Д.п. – е, П.п. – е, Т.п. – ой, ей).

Сегодня продолжим эту тему – «Изменение имен существительных 1-ого склонения по падежам».

2. Индивидуальная работа у доски:

а) разобрать по составу слова, найти лишнее слово:

  • к. рмушка
  • в. рона
  • с. рока
  • в. робьиха

б) выписать имена существительные по склонениям, используя иллюстрацию «Лес зимой»;

в) сделать морфологический разбор слова

сн . ж . нкой ;

г) определить падеж имен существительных 1-го склонения, найти лишнее словосочетание:

  • побежит (по) дорог.
  • сидел (на) ветк.
  • скатился (с) горк.
  • пролетел (над) опушк.
  • блестел (на) речк.
  • живет (в) лес.

3. Что это?

По уской трапинке от елки к бирески бижит белка

(Запись с ошибками на доске)

Предложение.

– Записать без ошибок, обозначить падежи имен существительных 1 склонения.

Проверка.

4. Проверка индивидуальной работы на доске

а). Лишнее слово-кормушка. Почему?

5. Составить и записать предложение

со словом «кормушка» в любом косвенном падеже. Проверка.

6. Беседа о зимующих птицах.

К нам в гости прилетели снегирь, дятел, зяблик, синичка.

Какое лишнее слово? (Синичка, так как это имя существительное 1 склонения, остальные – 2склонения). Как оно изменяется?

7. Просклонять слово «синичка».

8. Проверка индивидуальной работы

г). Какое лишнее словосочетание? (Живет в лесу, сущ. лес – 2 скл.).

9. Сгруппируйте в тетрадях существительные

1-го склонения с предлогами (запись на доске):

  • появился у кормушки
  • тянулся от опушки
  • расселись на верхушке
  • серебрится в роще
  • подлетел к елке
  • петляет по дорожке
  • заметил на снегу

Проверка.

10. Проверка индивидуальной работы б) и в).

11. Составить небольшой рассказ по картине

«Лес зимой», используя слова, которые встречались сегодня на уроке. Звучит музыка Чайковского «Щелкунчик», «Зимний лес зимой».

12. Проверка.

Ученики зачитывают свои сочинения.

Домашнее задание. Обозначить падежи имен существительных 1 склонения в своем рассказе.