Урок литературного чтения. К.И. Чуковский "Путаница". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: продолжить знакомство учащихся с биографией К.И. Чуковского; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения.

Оборудование:

  • Портрет К.И. Чуковского;
  • Выставка его книг;
  • Аудио запись произведения «Путаница».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Дыхательное упражнение “Паровоз”

Паровоз кричит:
“Ду-ду-у-у! Я иду, иду, иду!”
А колеса стучат,
А колеса говорят:
“Так-так, так-так.
Чуф-чуф, чуф-чуф.
Ш-ш-ш, у-у-у! Приехали!”

Переводим дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе

III. Постановка целей урока.

– Как вы думаете с творчеством, какого замечательного детского писателя мы будем сегодня продолжать знакомиться?

IV. Работа по теме урока.

– Что вы знаете о жизни и творчестве К.И. Чуковского?

Корней Иванович Чуковский (1882—1969) — русский писатель, пере­водчик. От рождения его имя и фамилия — Николай Васильевич Корней­чуков. Он родился в Петербурге. Вскоре его мать, крестьянка из Полтавской губернии, переехала в Одессу. Мальчика отдали учиться в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключен.

Чуковский перепробовал много профессий, пока в 1901 г. не начал печататься в «Одесских новостях». Через два года газета направила его в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Позднее он занялся переводами с английского. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.

У Корнея Ивановича было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом.

Знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником стал совершенно случайно?

Случилось это так. Заболел его сынишка. Мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:

Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Крокодил, Крокодил, Крокодилович...

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услы­шал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр».

V. Физминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Актуализация знаний

– Вспомните строчку: «Вдруг из – под собаки лают ворота»? К какому жанру устного народного творчества относятся эти строки?

Значит, с каким произведением мы сегодня будем работать?

Правильно мы сегодня познакомимся с небылице К.И.Чуковского «Путаница».

2. Первичный анализ текста.

– Прослушайте внимательно данное произведение и подумайте, к какому жанру оно относится?

Прослушивание небылицы “Путаница”.

3. Вторичный анализ текста.

Чтение произведения учителем и хорошо читающими детьми

– Какое настроение создает поэт своим произведением?

– Как вы понимаете слово “небылица”?

– А сейчас мы будем читать это произведение.

Чтение сказки учащимися.

4. Словарная работа.

– При чтении отмечайте карандашом непонятные для вас слова (чтение по столбцам)

– Какие слова непонятные встретились в тексте?

На доске выписаны слова.

  • Ковш – округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.
  • Кадка – бочка с прямыми боками и одним дном.
  • Ушат – небольшая кадка с ушами.

– Что произошло с героями сказки?

– Почему им надоело говорить своими голосами?

– Зачитайте слова зайки, что он говорил зверятам.

– К чему же привела их шалость?

– Можно ли баловаться со спичками?

– К чему это может привести?

– Как звери восприняли пожар?

– Смогли бы звери самостоятельно потушить пожар в море? Почему?

– Кто помог потушить море?

– Почему бабочке удалось затушить море?

– Сейчас давайте попробуем прочитать небылицу по ролям.

– Кто является действующими лицами произведения? (Автор, котята, утята, свинки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заинька)

Работа в парах

5. Игра «Подбери рифму»

Подберите рифмы к словам: пирожок, котёнок, глаза, золотой.

Работа в группах

Сейчас вы попробуете себя в роли художников – оформителей. Вам нужно нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению и защитить свой рисунок. У вас на столах лежат альбомные листы и карандаши.

VII. Рефлексия

Незаконченная фраза.
Меня поразило… Что думал?
Меня удивило… Что чувствовал?
Я узнал… Что меня удивило?

VIII. Подведение итогов урока

Что из работы на уроке больше всего понравилось?

Какое произведение мы сегодня изучали? А какие произведения К.И. Чуковского вы ещё знаете?

Домашнее задание

Выучить отрывок из произведения «Путаница»