Урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Простое предложение"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательные:

  1. Сформировать представление у студентов о синтаксисе и пунктуации.
  2. Познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения.

Развивающие:

  1. Развить логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля.
  2. Развивать умение из текста выделить главное, уметь обобщать полученный материал.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру речи студентов, соблюдать речевые нормы русского литературного языка.
  2. Воспитывать умение высказывать собственную точку зрения.

Студент должен знать: Основные разделы русского языка, основные единицы языка, их признаки, характеристику простого предложения.

Студент должен уметь: Осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств: употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания. Выделить из текста главное, уметь обобщать полученный материал, анализировать и делать выводы.

Основные учебные элементы для усвоения: Синтаксис, пунктуация, предложение, грамматическая основа, второстепенные члены.

Тип урока: Урок изучения и закрепления нового материала.

Форма урока: Комбинированный.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины.
Дисциплина Тема Дисциплина Тема
Литература Жанр и композиция Русский язык и культура речи Функциональные средства выразительности
Литература Синтаксические средства выразительности Этика делового общения Выступления

Перечень литературы:

  1. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык», стр.108-116.
  2. Газета «Русский язык», издательский дом «Первое сентября»

Перечень используемых ТС: ПК, проектор, экран, программное обеспечение, ресурсы Интеренет

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: частично-поисковый, коммуникативный.

Методы обучения:

  1. Словесные – беседа, объяснение;
  2. Наглядные – слайды на ПК;
  3. Практические – работа с материалом.

Методы контроля: индивидуальный и фронтальный виды контроля.

Поэтапные задачи хода занятия:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Постановка цели урока (5 мин.)
  3. Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу (фронтальный опрос студентов) (10 мин.)
  4. Работа по осмыслению и усвоению нового материала (40 мин.)
  5. Работа по закреплению пройденного материала (составление текста) (20 мин.)
  6. Подведение итогов занятия (8 мин.)
  7. Домашнее задание (4 мин.)

Вид самостоятельной работы: Работа с конспектом (составление текста, работа с учебником, ответы на предлагаемые вопросы).

Ход урока

1. Организационный момент.

Преподаватель подготавливает студентов к работе на занятии (Контроль наличие конспекта, учебника на рабочем месте, готовность технического оборудования для демонстрации слайдов).

2. Постановка цели урока.

Преподаватель сообщает тему урока. Ставит проблему.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Сегодня на занятии мы с вами вспомним понятия синтаксис и пунктуация, поработаем с простым предложением.

3. Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу (фронтальный опрос студентов).

Обеспечивает преемственность понятия ранее изученных тем программы. Контролирует остаточные знания изученного материала по темам. Студентам предлагаются слова, в которых не просматривается логики. Им следует составить текст из «рассыпанных» слов (задание на время).

  • 1. На, каждый, сидел, старый, день, черемуха, птички.
  • 5. Веселый, птички, свой, покинул, место, родной.
  • 4. Заморозки, начался, первый.
  • 2. Они, щебетал, чирикали, и.
  • 3. День, наступил, дождливый.

4. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.

На данном этапе преподаватель обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний, сообщает сведения для сознательного и качественного усвоения, используя методы: словесные – лекция, рассказ; наглядные – демонстрация слайдов; проблемно-поисковые – проблемное изложение. В данный момент урока студенты активно слушают объяснение, делают записи в конспекте, работают с учебником.

Преподаватель:

Синтаксис – высшая область грамматического строя языка, основными единицами которого являются словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления. Пунктуация вместе с орфографией являются основным средством письменного языка. В оформлении текста участвуют все знаки препинания.

Синтаксическая загадка:

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставь­те на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашел выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы его решение.

(Отец забыл поставить запятую. Видимо, он предполагал такое прочтение: «Поставьте на моей могиле статую золотую, чашу держащую». Один из сыновей решил, что запятая должна стоять в другом месте: «Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую». Золотой в этом случае оказывалась лишь чаша.)

(Ответы студентов)

Предложение – это основная единица синтаксиса, служащая для общения и сообщения. Оно имеет грамматическую основу, характеризуется смысловой и интонационной законченностью. Предложение состоит из одного или нескольких слов, связанных грамматически и по смыслу. Оно содержит сообщение, вопрос или побуждение к действию.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения сообщают о каком-либо событии, факте. Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Побудительные предложения заключают в себе приказ, просьбу, побуждение к действию. 

По эмоциональной окраске различаются предложения восклицательные и невосклицательные. Восклицательное предложение может заключать в себе сообщение, вопрос или побуждение к действию. Они передают чувства говорящего по отношению к содержанию: восторг, радость, огорчение и т.д.

По своему строению предложения делятся на двусоставные и односоставные. Простое предложение, грамматическая основа которого состоит из двух главных членов( подлежащего и сказуемого), называются двусоставными.

Простое предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена, называется односоставным.

По наличию или отсутствию второстепенных членов различают предложения распространенные и нераспространенные. Простое предложение, состоящее только из грамматической основы, называется нераспространенным. Простое предложение, в состав которого, кроме грамматической основы, входят второстепенные члены, называется распространенным.

Простое двусоставное или односоставное предложение может быть полным или неполным. В полном предложении присутствуют все необходимые для структуры и смысла члены предложения. Неполным называется предложение, в котором пропущен член, необходимый как для структуры, так и для значения предложения.

5. Работа по закреплению пройденного материала (фронтальный опрос студентов).

На данном этапе преподаватель предлагает составить предложение (оно записывается постепенно, по мере выполнения зада­ния).

  1. Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определе­ние, выраженное именем прилагательным (желтые), согласовав его с существи­тельным листьями (желтыми листьями).
  2. Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение (осень).
  3. Добавить обстоятельство образа действия предложения Осень щедро одари­вает леса краской (щедро).
  4. Добавить сказуемое предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер (выстлала).
  5. Из предложения Вы куда ведете, дороги? взять существительное, которое является обращением (дороги).
  6. Добавить союз и продолжить предложение однородным членом. (Возмож­ный вариант: Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поляны.)
  7. Сделать синтаксический разбор предложения. Составить синквейн со словом предложение.

6. Подведение итогов занятия.

На данном этапе урока преподаватель проводит анализ, проверяет правильность ответа на предполагаемые вопросы и оценивает работы студентов, демонстрирует лучшие работы, указывает на допущенные недостатки в ходе выполнения работы.

7. Домашнее задание.

Преподаватель информирует студентов о домашнем задании.

  1. А.И.Васенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык» стр. 109, упр. 207.
  2. Составить диалог, в котором были бы уместно использованы простые предложения.