Урок литературы по теме "Философские вопросы в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Урок изучения нового в рамках проблемно-диалогической технологии.

Цели урока:

  • Продолжить формирование умения анализировать художественный текст, выявить ключевые темы произведения;
  • Развивать умение обучающихся строить монологические аргументированные высказывания;
  • Развивать умение синтезировать найденную информацию, создавать собственную читательскую интерпретацию;
  • Развивать коммуникативные умения через работу в группе.

Ход урока

Слайд №1 А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

– Мы сегодня будем работать с произведением французского писателя А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Поднимите руку, кто прочел весь текст, часть. Каковы ваши читательские впечатления? (без вопросов). В чем заключается работа с любой книгой? ЦЕЛЬ 1 (Выявление главного смысла произведения) на доску.

А для этого надо ответить на ряд ПОЧЕМУ. Наверняка у вас есть вопросы после прочтения. И, безусловно, есть какое-то первоначальное осмысление. Сформулируйте, пожалуйста, то, что вы поняли в тексте (ответы детей).

– А теперь прочитайте свои ПОЧЕМУ. Наверное, когда мы ответим на все вопросы, нам станет ясен и смысл произведения. Но охватить всё не получится, мы ограничены во времени. Посмотрите на доску. Чего еще не хватает для того, чтобы начать урок? Темы. А почему её нет? Тема, как и название произведения, очень часто раскрывает смысл. Мне хочется, чтобы вы сформулировали её сами. На каком этапе урока? В конце. ЦЕЛЬ 2 (Формулировка темы урока) на доску.

Работа с текстом

– О чем говорится в 1,2 главе.

– Почему никто из взрослых не видел в рисунке удава? (Нет фантазии, которая преображает мир).

– Что вы можете сказать о рассказчике?

– Вот уже два мира представлены в тексте.

– Охарактеризуйте мир взрослых и детей. Для этого выпишите ключевые слова (можно эту работу выполнить устно). В парах. 1 мин.

Шляпа   удав
Бридж   джунгли
Гольф   звёзды
Политика   барашек
Галстуки   те, кто смеётся над цифрами
Цифры    

Слайд №2. Мир взрослых и детей.

– Сравните. (Мир взрослых – это одежда и игра, мир детей – это природа. Мир детей больше. Космос – главное место действия сказки. )

– Какими образами наполнена сказка? ….

Слайд №3. Система образов сказки.

– Где они живут? На разных планетах. Образы сказки символичны. Всё человечество – это Вселенная. Планета – это образ человеческой души Ваша задача сейчас будет охарактеризовать каждого жителя по плану. Как это удобнее сделать? В группах. Ребята оформляют ответы на листах в виде круга(планеты). Все листы магнитами крепятся к доске, таким образом визуально возникает образ Вселенной, где душа каждого человека – это планета.

  1. Планета Маленького принца.
    № астероида
    Кто житель этой планеты.
    Его занятия.
    Характеристика

  2. Глава10. Астероид короля №325
    Кто житель планеты.
    Чем занимается
    Главный порок
    Афоризмы
    Вывод Маленького принца

  3. Глава 11. Астероид Честолюбца №326
    Найдите в словаре значение слова ЧЕСТОЛЮБИЕ
    Чем занимается
    Порок
    Вывод Маленького принца

  4. Глава 12. Астероид пьяницы №327
    Кто живёт на планете
    Главный порок
    характеристика
    вывод маленького принца

  5. Глава13. Астероид дельца №328
    Кто житель планеты
    Чем занимается
    Главный порок
    Цитаты, афоризмы
    Вывод Маленького принца

  6. Глава 14. Астероид фонарщика №329
    Кто житель планеты
    Чем занимается
    Характеристика
    Порок
    Выводы Маленького принца

  7. Глава 15. Астероид географа №330
    Кто житель планеты
    Чем занимается
    Главный порок
    Цитаты, афоризмы
    Выводы Маленького принца

– Что объединяет всех жителей этих планет? (Взрослые)

– Что испытывает Маленький принц, пообщавшись с жителями этих планет? (Недоумение).

– Последняя планета, на которую попал Маленький принц – это Земля (глава 16) Дайте ей характеристику (111 королей, 7000 географов,9000 000 дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев. Четыреста шестьдесят две тысячи 511 фонарщиков.)

Слайд №4. Земля.

– Переформулируйте, кто живет на нашей планете…..тех, кто слаб духом

– Какая цифра вас удивила больше всего?

– Сделайте вывод письменно в парах. Автор говорит, что наша планета очень большая, что на ней трудно жить, что много пороков, что в нашей жизни много бессмысленного. Что много людей….что планета погибнет, если не увеличится число фонарщиков

– Но никого из этих людей Маленький принц не встретил на нашей планете в течение года.

– Почему автор выбрал пустыню местом остановки Маленького принца?

(Нет дельцов, честолюбцев, королей,пьяниц… «Совсем сухая, вся в иглах и солёная и у людей нет воображения. Она олицетворяет мир взрослого человека).

– Кого встретил Маленький принц на Земле?

Слайд 5. Змея, лис, лётчик.

Змею, лиса, лётчика. Образы символичны. Змея-смерть, лис – мудрость, лётчик –взрослый с душой ребёнка.

Вспомните, какие чувства испытал Маленький принц на нашей планете? Тоска, грусть (по цветку), восхищение (лисом)счастье дружбы привязанность, грусть разлуки.

Какой спектр чувств. На других планетах он испытал только недоумение.

Это сказка. Вспомните 5 класс. Главная композиционная черта волшебной сказки? Путешествие, в результате которого герой меняется, становится другим. В сказке он обычно получает награду за хорошие дела.

Чему научился Маленький принц? Дружить, любить. Ты в ответе за тех, кого приручил. Я узнал цену счастью, когда даёшь себя приручить, случается и плакать

Слайд №5. Планета Маленького принца………………………..Земля

– Расстояние. Большое видится на расстоянии. Расстояние тоже символ – символ духовного пути, духовной работы, работы сердца.

– Что помогло понять расстояние Маленькому принцу? Что он любит дом, родину, розу. В конце долгого пути бывает награда. Здесь награда – колодец, вода. Но вода бывает нужна и сердцу. Жажда сердца. Что это? (Жажда потребность в дружбе, в любви) Это и есть подарок сердцу.

Стр.178

– Да, – сказал я. – Будь то дом, звезда или пустыня – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами……..При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: всё это лишь оболочка. Самое главное – то, чего не увидишь глазами…трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который лучится в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит….И я понял, что он ещё более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

Помните мой вопрос, почему автор поместил героя в пустыню…

Маленький принц силой своего воображения преображает пустыню. Он говорит, что тут есть родники. То, чего глазами не увидишь. Во всем , что есть в природе и в человеке есть тайна и открыть тайну природы, познания – значит стать счастливым.

– Какой подарок сделал Маленький принц лётчику?

Особенные звёзды.

«У каждого человека свои звёзды. Одним – тем, кто странствует, – они указывают путь. Для других – это просто маленькие огоньки. Для ученых они – как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звёзды немые. А у тебя будут совсем особенные..
– Как так?
– Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь. – и ты услышишь, что все звёзды смеются. У тебя будут звёзды, которые умеют смеяться И когда ты утешишься (в конце концов всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом»

Рефлексия

– Какие темы затрагивает автор в своём произведении? (счастья, дружбы, любви, дети и взрослые, пороки и добродетели)

– Ради чего написана сказка, к чему призывает? ( Сохранить в душе ребёнка, научить людей любить, дружить, быть счастливыми)

– Каким словом можно объединить все эти темы, вопросы?

– Всегда люди задумывались над этими вопросами?

ФИЛОСОФСКИЕ

– Сформулируйте тему урока

Философские вопросы в сказке «Маленький принц»

– Какая фраза может стать ключом ко всем этим вопросам?

«Самого главного глазами не увидишь. Зорко только сердце!»

Слайд №6

Музыка

Приложение