Разработка обобщающего урока химии по теме "Электролитическая диссоциация". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты. Реакции в растворах электролитов»

Задачи:

1. Образовательные:

  • Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион, диссоциация, гидратация;
  • Обобщить и углубить знания учащихся о кислотах, основаниях и солях с точки зрения ТЭД;
  • Закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации, молекулярных и ионных уравнений реакций; совершенствовать навыки планировать и проводить эксперимент;

2. Развивающие:

  • Создать условия для развития у учащихся умения анализировать результаты лабораторных исследований, делать выводы, сравнения, выделять главное.
  • Развивать умение проводить химический эксперимент.

3. Воспитывающие:

  • Способствовать развитию чувства ответственности и коллективизма через игровые и групповые формы работы.
  • Прививать интерес к химии.

4. Здоровьесберегающая:

  • Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и приборами

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения: урок-путешествие.

Технология сотрудничества

Методы и приемы: фронтальный опрос, работа в группах, лабораторная работа, тестирование.

Оборудование:

  • таблица растворимости;
  • компьютер

На столах учащихся:

  • инструкции по технике безопасности;
  • маршрутные листы, в которых учащиеся делают записи;
  • пронумерованные конверты с заданиями к каждому этапу;
  • реактивы по экипажам: H2О, морская соль, растворы: H2SO4, HCl, , лимонная кислота, Ca(OH)2 , Na2SO4, BaCl2, NaCl c примесью Na2SO4, мраморная крошка, индикаторы

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

  • определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты, основания, соли
  • химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Уметь:

  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
  • составлять уравнения реакций ионного обмена;
  • проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
  • пользоваться таблицей растворимости;
  • извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента и делать соответствующие выводы.

Подготовка к уроку

До начала урока на столы учащихся разложить инструкции по технике безопасности, маршрутные листы, оборудование и реактивы для лабораторных опытов.

Ход урока

I. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП 

1. Организационный момент

Формирование экипажей, распределение обязанностей между членами группы

2. Мотивационный момент.

Учитель: Ребята, мы заканчиваем изучение темы «Электролиты. Реакции в растворах электролитов», и сегодня мы виртуально отправимся в научно-исследовательскую экспедицию по островному государству «Диссоциация». Будут сформированы 6 экипажей, которые должны будут наблюдать, изучать, делать записи в маршрутных листах и к концу экспедиции весь накопленный материал нужно обобщить и выступить с ним. Давайте продумаем и составим план нашего путешествия.

3. Постановка цели.

Учитель записывает на доске план путешествия и общую цель: познакомиться с «обитателями» архипелага «Диссоциация» и убедиться, что между ними существует генетическая взаимосвязь. Вам предстоит впереди большая работа и поэтому необходимо определить, все ли готовы к данному путешествию

4. Актуализация знаний учащихся

1 этап - Контрольный пункт «Подготовка к путешествию»

Учитель: Морская вода, в отличии от дистиллированной содержит большое количество различных растворенных веществ. Ребята, как вы думаете, изменяет ли это свойства воды?

Задание 1

Даны в 3-х стаканчиках: дистиллированная вода , морская соль (сухая) и раствор морской соли.. Используя прибор для электрической проводимости веществ, проверить какое из веществ будет являться электролитом и как объяснить электрическую проводимость водных растворов электролитов?

Демонстрация опыта: К доске выходят два ученика и проверяют на электрическую проводимость дистиллированную воду, сухую морскую соль и раствор морской соли.

Фронтальная беседа с классом

Вопросы для повторения, обобщение и систематизация основных понятий

  1. Как вы думаете, почему вода и сухая соль не проводят электрический ток, а раствор соли проводит?
  2. Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
  3. С какими типами химической связи вещества относятся к электролитам?
  4. Что такое электролитическая диссоциация?
  5. Кто является основоположником ТЭД?
  6. Каковы основные положения теории электролитической диссоциации?
  7. Что такое ион?
  8. Какие ионы называются гидратированными?
  9. Какие ионы называются катионами?
  10. Какие ионы называются анионами?
  11. Что такое степень электролитической диссоциации?
  12. От каких факторов зависит степень электролитической диссоциации?
  13. Какие вещества относятся к слабым электролитам, а какие к сильным?

II. ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

2 пункт путешествия – Остров «Электролит», работа в группах

Учитель: Каждый экипаж получает задание, выполнив которое, вы узнаете свою тему для выступления при обобщении в конце урока.

Задание Крестики-нолики

Выбрать ряд веществ электролитов

Для 1, 2 экипажа

CO2 HNO3 K2O
 Na2O HCl CuSO4
NaCl H2SO4 СuO

Для 3, 4 экипажа

Ca(OH)2 H2SO4 CO2
KOH Na2O сахароза
Ba(OH)2 CuSO4 СaO

Для 5, 6 экипажа

CO2 HNO3 AgCl
NaNO3 CuSO4 K2SO4
NaOH СaO спирт

Экипажи №1, 2 работают по теме «Свойства кислот с точки зрения ТЭД».

Экипажи №3, 4 работают по теме «Свойства оснований с точки зрения ТЭД».

Экипажи №5, 6 работают по теме «Свойства солей с точки зрения ТЭД».

3 пункт путешествия – архипелаг «Классы неорганических соединений»

Учитель: Успешно преодолев 2 этапа, мы продолжаем наше путешествие по государству «Диссоциация», и следующий пункт, который мы посетим – архипелаг «Классы неорганических соединений».

Лабораторный опыт №1

Задание 1 экипажам №1, 2 – исследование веществ на острове «Кислот».

Ребята у вас на столе находятся растворы: лимонной, серной и соляной кислот. Что объединяет все эти вещества? Как доказать это свойство опытным путем? Записать уравнение диссоциации соляной кислоты.

Задание 1 экипажам №3, 4 – исследование веществ на острове «Оснований».

Во время работы с гашеной известью (Ca(OH)2) рекомендуется обязательно надевать перчатки, чтобы не повредить руки и беречь глаза. Докажите опытным путем, что гидроксид кальция является основанием? Записать уравнение диссоциации гидроксида кальция.

Задание 1 экипажам № 5, 6 – исследование веществ на острове «Солей».

Поваренная соль играет важную роль в жизни человека. На столе в пробирках находятся растворы: щелочи, кислоты, хлорида натрия. Необходимо определить в какой из них – раствор поваренной соли. Записать уравнение диссоциации хлорида натрия.

4 пункт путешествия - остров «Ионного обмена»

Учитель: Итак, мы подплываем к главному самому большому острову государства, здесь расположены крупнейшие промышленные объекты и большие современные города. Экологическая обстановка на острове неблагополучная. Вам предстоит выяснить причины загрязнения атмосферы, воды и почвы, предложить свои методы защиты окружающей среды.

Лабораторный опыт №2

Задание 2 для групп № 1, 2 по проблеме «Повышенное солесодержание почвы»

Минеральная вода одного из источников содержит ионы: Na+, K+, Mg2+, I-, Сl-, SO42-. Какие соли можно взять, чтобы при их растворении образовались эти ионы?

Каждому члену экипажа составить из имеющихся ионов и записать по одной формуле соли.

Задание 2 для групп № 3, 4 по проблеме «Сточные воды»

Сточные воды содержат токсичные вещества, ионы тяжелых металлов.

В виде каких нерастворимых солей можно удалять из сточных вод ионы:

a) Вa2+ б) Pb2+ в) Zn2+ г) Fe3+?

Каждому члену экипажа, используя таблицу растворимости солей, записать по одной формуле вещества.

Задание 2 для групп № 5, 6 по проблеме «Кислотные дожди»

Выброс в атмосферу газов CO2, SO2, NO2, приводит к образованию кислотных дождей. Кислотные дожди могут разрушающе действовать на памятники. Каждому члену экипажа записать по одной формуле кислоты, соответствующей этим оксидам.

Беседа с классом по теме «Реакции ионного обмена»

  1. Что такое кислоты, основания и соли с точки зрения ТЭД?
  2. Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
  3. Что такое ионные уравнения химических реакций?
  4. В чем сущность химических реакций, протекающих в растворах?
  5. При каких условиях реакции ионного обмена идут до конца?

5 пункт путешествия «Химическая эстафета»

Учитель: На вашем пути встречается речка, через которую переброшен небольшой мостик, пройти по которому может только один человек.

Задания 3 к этапу «Химическая эстафета»

Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить

превращения по схеме:

Группа №1, 2: Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO

Группа №3, 4: Р → Р2O5 → Н3РO4 → Са3(РO4)2→ Н3РO4

Группа №5, 6: Са → СаО → Са(OH)2 → СаСO3 → СаО

Уравнения реакций рассмотреть с точки зрения ТЭД. Каждый член экипажа пишет только одно уравнение и записывает в свой оценочный лист.

Возвращение на контрольный пункт «Подведение итогов экспедиции»

Учащиеся в своей группе обсуждают тему своего задания, полученную в начале урока, делают необходимые записи, схемы и готовят выступление.

III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

  1. Комментированное домашнее задание: повторить §35–42, подготовиться к контрольной работе.
  2. Подведение итогов урока

Рефлексия 

Продолжите предложение: Изучая тему «Электролитическая диссоциация»,

  • Я узнал …
  • Я научился …
  • Своей работой на уроке я …