Урок математики по теме "Сложение и вычитание в пределах 5". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: На данном уроке дети изучают число 5. Введению числа 5 предшествовала работа с опорными сигналами числа 4, в ходе которой повторяется смысл понятия числа, их последовательность в ряду, связь между предыдущим и последующим числом. Затем создается проблемная ситуация, демонстрирующая учащимся необходимость изучения числа 5 и цифры 5.

Закрепить знания таблицы сложения и вычитания + 5, – 5; пространственные отношения: “ слева”, “ справа”, “ между”, “ за”, “ перед”, “ над”, формировать умения решать задачи; решать задачи с опорой на числовое равенство; учить решать деформированные числовые равенства; учить находить значения числовых выражений; повторить компоненты действия сложения.

Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, интерес к математике.

Воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность, доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.

Урок построен таким образом, чтобы включить каждого ребенка в учебно-познавательную деятельность. Это позволяет наряду с развитием вычислительных навыков эффективно развивать мыслительные операции, умение анализировать, обобщать, рассуждать по аналогии.

На завершающем этапе ученики выполняют диагностическую работу, а рефлексия в конце урока позволяет определить уровень усвоения материала.

Задачи урока:

  • Закрепить знание цифр 1–10.
  • Закрепить навыки счета, взаимосвязь между целым и частями, сложение и вычитание.
  • Формировать умение сравнивать, классифицировать, анализировать.
  • Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать познавательный интерес, трудолюбие, коммуникативность, расширять кругозор, бережное отношение к природе.

Формы работы:

1. коллективная,
2. фронтальная,
3. индивидуальная.

Методы:

  • Словесная (беседа);
  • Практические (задания сказочных героев);
  • Наглядные: атрибуты персонажей, вывешенных на доске, музыкальное сопровождение.

Ход урока

1. Приветствие, посадка.

Придумано кем-то просто и мудро,
Утром здороваться “Доброе утро !”
“Доброе утро !” и солнцу, и птицам,
“Доброе утро !” улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым,
“Доброе утро !” длится до вечера!!!

Ребята, сегодня у нас необычный урок, т.к в гости к нам пришли дети из детского сада, поприветствуйте их.

2. Устный счет (разминка):

На доске закреплен ряд предметных картинок (художник, попугай, слон, обезьяна, Чипполино, заяц, медведь, волк, лев, мишка).

Счет вперед и обратно.

Отгадать предмет по координатам: что находится перед слоном?

Перед обезьяной?

Слева от волка ?

Справа от художника?

Между зайцем и волком?

Между слоном и зайцем, но не обезьяна?

На шестом месте?

На восьмом месте?

Между 3 и 5 номерами?

Соседи мишки?

3. Состав числа.

(Слайды.)

Состав чисел.

Сколько предметов нужно добавить, чтобы получилось данное число?

Сравни: (слайд)

Покажи знаки: =; >, <

4. Сообщение темы и цели урока:

Сегодняшний урок мы проведем в форме соревнований, в которых вы сможете показать все то, чему научились за время пребывания в школе.

Для этого мы разобьемся на 3 команды, по рядам (название команд: “Буратино”, “ Чипполино”, “Комарики”).

За быстро и правильно выполненное задание команда будет получать баллы в виде конфет. Победит та команда, у которой по окончанию соревнований окажется наибольшее количество конфет в корзинке.

Наши гости также присоединяются к командам, и будут не только активными болельщиками, но и участниками.

Задание № 1.

К нам на урок заглянул необычный гость, точнее гостья. Зовут её “Геометринка”, она очень расстроена, т.к. забыла дома свой праздничный наряд. Ваша задача помочь ей собрать костюм из геометрических фигур.

Так, чтобы все:

КРУГИ были – желтые,
КВАДРАТЫ – синие,
ПРЯМОУГОЛЬНИКИ – зеленые,
ТРЕУГОЛЬНИКИ – красные.
БАЛЛЫ: 3, 2, 1 – за скорость и правильность, к изображению прикрепить лицо “Геометринка”.

Спасибо, ребята! Она вам очень благодарна.

Задание № 2.

Как и полагается, в гости “Геометринка”, пришла с цветами .Они такие ароматные, что над ними тут же стали кружится бабочки. А вот какая бабочка, какой цветок выберет, решать вам.

На бабочках записаны примеры, а в сердцевинах цветов – ответы. (7, 8, 9.) Дети распределяют бабочек на цветы.

7+0
2+5
3+4
1+6
8–1
9–2
1+7
2+6
3+5
4+4
9–1
10–2
9+0
1+8
2+7
7+2
9–0
4+5

Проверяем примеры (я называю выражение, а дети хором по рядам ответы).

Физкультминутка.

Игра на внимание. (Класс.) Упражнения под музыку.

Задание 3.

У Эмми есть сестра близнец, и на уроке рисования девочки рисовали на тему “ Мой дом ”. На первый взгляд рисунки совершенно одинаковые, но есть отличия. Найдите их.

За каждый правильный ответ – 1б.

Задания № 4. (Резерв.)

На сколько?
Чего больше, ёлок или берёз?
На сколько ёлок больше, чем берез?

КТО ЕСТЬ КТО ?

Трех щенков назвали Бобик, Шарик, Тузик.
У Бобика длинные уши. У Шарика длинный хвост.
А Тузик сидит в середине.
Примеры с окошками:

…+ 2 = 4
1 +… = 3
4 – … = 1
3 +… = 3
0 +… = 4
…+… = 2

Подведение итогов.