Логопедическое занятие на тему "Дифференциация Ш-Ж"

Разделы: Логопедия


Цель:

  • развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа, самоконтроля при письме;
  • развитие артикуляторной и мелкой моторики;
  • формирование лексико-грамматического строя речи: умения употреблять существительные с количественными числительными 1 – 5;

Оборудование: комплект «Буквы и звуки русского алфавита» (ш и ж), цифровые ряды, сигнальные карточки для обозначения звонких и глухих согласных, мяч, сосновые и еловые шишки для массажа кистей рук.

Ход занятия

1. Оргмомент.

«Угадай песенку» – упражнение на развитие фонематического слуха. Логопед называет звуки, а дети показывают соответствующие движения.

с-с-с – песенка водички: дети имитируют движением рук умывание, не касаясь лица.

з-з-з – песенка комара: руки на локтях, движения кистей рук от себя – «отгоняем комара».

ш-ш-ш – «ползёт уж»: движение руки, имитирующее ползание змеи.

ж-ж-ж– «жужжит жук»: обе руки на локоть, движения пальцев имитируют, как жук шевелит ножками.

2. Артикуляционные упражнения для языка и губ «Заборчик» – «Рупор», «Чашечка» – «Тёплый ветер»

Улыбнуться, обнажив «заборчик» из верхних и нижних зубов, затем вытянуть несколько округлённые губы вперёд – до 5 чередований.

Придать языку форму чашечки, затем убрать его за верхние зубы и подуть: ш-ш-ш тыльной стороной ладони контролируем тёплый воздух.

Прикладываем ладонь к горлу: голосовые складки не вибрируют – «Голос спит». Значит, получился глухой согласный.

Включаем голос при произнесении звука ш – получается звонкий согласный ж.

На доске вывешиваются плакаты из комплекта «Звуки и буквы русского алфавита» – буквы с обозначением звуков.

3. Сравнительная характеристика дифференцируемых звуков

Чем похожи?

Оба согласные, у них одинаковая преграда (артикуляционный уклад), они всегда твёрдые.

Чем отличаются?

Звук ш глухой, а звук ж – звонкий согласный.

4. «Назови ласково». Измените слова так, чтобы в них появились звуки ш или ж.

Дети по очереди называют слова, остальные поднимают сигнальные карточки: синюю карточку с нарисованным жёлтым звоночком для звонкого согласного и синюю без звоночка – для глухого.

ухо (ушко)

луг (лужок)

смех (смешок)

снег (снежок)

горох (горошек)

творог (творожок)

5. Физминутка. Игра с перекидыванием мяча

Логопед называет слог со звуком ш или ж, а ребёнок возвращает мяч, назвав слог с оппозиционным звуком: ша – жа, жи – ши и т.д. Затем называются слова: шить – жить, шок – жёг, нашивка – наживка, крушить – кружить и т.д.

Пальчиковая гимнастика: начиная с указательного, поочерёдно соединяют пальцы с большим пальцем на обеих руках, чётко проговаривая текст.

А теперь посчитаем, сколько у ежа шишек. Дети выбирают из корзинки шишки для массажа ладоней: «Мне сосновую шишку!», «А мне еловую!». Считают их: одна шишка, две шишки… пять шишек. Усложнённый вариант: одна еловая шишка, две еловых шишки… пять еловых шишек. Затем катают шишки между ладонями, проговаривая текст:

У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.

Работа над словарём: ельник – еловый лес, можжевельник – кустарник.

6. Звуковой анализ.

Дети работают с цифровым рядом: определяют количество звуков в словах шапка, башня, камыши, гаражи, лужок, флажок и выдвигают соответствующую цифру вверх. Затем находят место искомых звуков в слове и называют их соседей.

7. Работа в тетрадях.

Запись проанализированных слов в два столбика по наличию в них звуков ш и ж. Уточняется написание ши и жи. Дети проверяют написанное, глядя на табличку для самоконтроля  «жи и ши с буквой и пиши!»

8. Итог занятия. «Оцени свою работу!»:

Сегодня я:

  • правильно произносил звуки ш и ж;
  • верно угадывал разные песенки;
  • правильно менял звуки и писал слова.