Урок-викторина "Санкт-Петербургу 310 лет"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Тип урока: урок-викторина (МХК, технология, дополнительное образование) для параллелей 5-6-х классов.

Дидактическая цель:

  • создать условия для применения знаний и умений в незнакомой обстановке и новой ситуации
  • создать условия для развития творческих способностей; воссоздающего воображения, образное мышление через проблемное изучение материала;
  • формировать представление о городе-герое;
  • найти взаимосвязь Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда и Санкт-Петербурга в современном мире.

Содержательные цели урока:

Образовательные:

  • способствовать развитию значимости истории Санкт-Петербурга
  • продолжить формирование знаний об истории Санкт-Петербурга
  • создание условий для применения знаний в изменённой обстановке и новой ситуации
  • создание условий для развития исследовательских умений учащихся средствами элементов проектного обучения:

Развивающие: развитие творческих способностей, внимания, усидчивости, логического мышления, развивать навыки и умение анализировать историю Санкт-Петербурга.

Воспитательные:

  • создание условий для воспитания эстетических вкусов и взглядов на историю России, патриотизма;
  • способствовать воспитанию эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии у учащихся при восприятии художественного образа.

Методы обучения:

Проблемное изложение, частично-поисковые (или эвристические).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная.

Оформление актового зала: Проектор, мультимедийный экран, ноутбук, музыкальный центр, стенды с фотографиями Санкт-Петербурга разных лет. Столы в актовом зале расставлены по количеству участвующих классов-команд.

Ход урока

1 слайд Приложение

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем открытом мероприятии. Позвольте представить вам членов нашего жюри…

Скажите мне, пожалуйста, какой город вы видите на экране?

Дети: Санкт-Петербург

Ведущая: А почему мы о нем сегодня будем говорить?

Дети: Потому что у него юбилей.

Ведущая: А сколько исполняется этому прекрасному городу?

Дети: 310 лет

2 слайд:

Ведущая: Молодцы! Значит, в каком году он был основан?

Дети: В 1703г.

3 слайд:

Ведущая: Всё правильно! Санкт-Петербург – это красивейший город, построенный на множестве островов. Его еще называют «Северная Венеция» из-за большого количества рек и каналов. Город насыщен огромным количеством прекрасных мест.

4-6 слайд: Величественный облик Санкт-Петербурга определяют архитектурные ансамбли, строгие прямые улицы, просторные площади, сады и парки, реки и многочисленные каналы, набережные, красивейшие мосты, узорчатые ограды, монументальные и декоративные скульптуры.

7 слайд: Петербург - город довольно молодой - как по европейским, так и по российским стандартам, - был основан в 1703 году царем Петром Великим. Несмотря на довольно короткую жизнь у города богатая на события история, непростая судьба: он пережил первую мировую войну, вторую мировую войну, а также три революции. Это удивительный город, за всю свою историю он менял название 4 раза.

Посмотрите, пожалуйста, на экран и давайте перечислим все его названия:

8 слайд:

Санкт-Петербург (1703-1914)

Петроград (1914–1924)

Ленинград (1924-991)

Санкт-Петербург (1991 по настоящее время)

Ведущая: Молодцы! Всё правильно. А теперь давайте поподробнее поговорим об истории города и начнем с самого начала. Каждому классу было дано задание подготовить материал о каждом этапе в жизни города…

9 слайд:

1 конкурс «Домашнее задание»

Ведущая: И сейчас мы услышим об основных достопримечательностях Санкт-Петербурга (1703 – 1914). Конкурс оценивается жюри, максимально – 5 баллов.

10 слайд:

Дети: 27 мая 1703 года в устье Невы был заложен город Санкт-Петербург. Этим днём датируется закладка царём Петром 1 Петропавловской крепости — первого здания города — на Заячьем острове. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу.

11 - 12 слайд: С 1712 года город был провозглашён столицей России, а с 1713 году все лица, служащие царскому двору, должны были селиться в Петербурге, сюда переехал правительственный Сенат. Активно начинает застраиваться Васильевский остров, который должен был стать центром города. Разворачивается строительство дворцов Петергофа. Санкт-Петербург расположен на многочисленных островах. Основная водная магистраль города — река Нева, которая впадает в Финский залив, относящийся к Балтийскому морю.

Через водные объекты города перекинуто около 800 мостов, в том числе 218 пешеходных и 22 разводных. Пётр I задумывал город по образцу Венеции и Амстердама: вместо улиц, Санкт-Петербург должна была покрыть сеть каналов, по которым жители перебирались бы на лёгких судах. Хотя мечте Петра не суждено было сбыться, именно зарубежный опыт лёг в основу дальнейшей застройки.

13 слайд: Одна из основных достопримечательностей - это Дворцовая площадь. Она сформирована южным фасадом Зимнего дворца, закругленным фасадом здания Главного штаба и западным фасадом Штаба гвардейского корпуса. В ансамбль площади включен также Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж. В центре площади установлена Александровская колонна в память о победе Александра I над Наполеоном. На самом верху колонны, поставлен ангел мира, вылитый из бронзы. Левой рукой он держит крест, правую простирает к небу, а ногою подпирает змея. Ангелу приданы черты Императора Александра I. В главный ансамбль Эрмитажа входит Зимний дворец – бывшая резиденция русских императоров.

14 слайд: За Манежем высится громада Исаакиевского собора. Самый большой в России храм строился 40 лет. Выбор названия не случаен: 30 мая, день, отведенный в православном календаре святому Исаакию Далматскому, — это также и день рождения Петра Великого.

15 слайд: Петропавловская крепость расположена на Заячьем острове. Является историческим ядром города. С Нарышкина бастиона ежедневно производится полуденный выстрел сигнальной пушки. Петропавловская крепость никогда не использовалась по своему прямому назначению. Она функционировала как тюрьма для политзаключенных. На территории крепости расположен Петропавловский собор - усыпальница императоров, Монетный двор и многое другое.

16 слайд: Храм Спаса на крови воздвигнут на том месте, где 1 марта 1881 года был убит император Александр II. Здесь представлены: крупнейшее в России собрание мозаики (более 7000 кв. м), итальянские цветные мраморы, уральские и алтайские поделочные камни, а также мозаичная коллекция российской геральдики.

17 слайд: Летний сад - один из наиболее ранних историко-художественных памятников города. Образец садово-паркового искусства начала XVIII в. Начало его создания — 1704 г. Сад был заложен при летней резиденции Петра I по его первоначальному плану, В 1704–1730-х гг. приобрел вид регулярного парка с многочисленной скульптурой XVII — начала XVIII в., фонтанами, давшими название реке Фонтанке (разрушены в период наводнения 1777 г.).

18 слайд:

Ведущая: Следующим приглашается класс, готовивший материал о Петрограде (1914 -1924) Конкурс оценивается жюри, максимально – 5 баллов.

Дети: 1 августа 1914 года германский посол в России вручил российскому министру иностранных дел ноту с объявлением войны. Ответом стало переименование столицы России. Многим казалось, что слово "Санкт-Петербург" звучит слишком по-немецки, и его "переделали" на русский манер - "Петроград". 18 августа 1914 года появился указ о том, что Государь Император соизволил именовать впредь город Санкт-Петербург Петроградом". Петроградом город именовали десять лет. Именно в это время здесь произошли самые сложные и противоречивые события в российской истории.

19-24 слайд: За это недолгое время в городе прошли 2 революции: февральская и октябрьская. Один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга - крейсер "Аврора" расположен у Петроградской набережной. Он вошел в историю, когда 25 октября 1917 года в 21:45 из носового орудия крейсера "Авроры" прозвучал залп, который послужил сигналом к штурму Зимнего дворца. В ходе вооружённого восстания власть в городе переходит в руки большевиков, и создаётся Российская Советская Республика со столицей в Петрограде.

В конце лета – начале осени 1917 г. сложная внутриполитическая обстановка и приближение германских войск к Петрограду вынудили Временное правительство задуматься о переезде в

Москву. Столица была объявлена в опасности, и 6 октября было вынесено постановление о переводе в Москву основных государственных учреждений.

12 марта 1918 г. Москва вновь стала столицей, но теперь уже Советского государства.

Город трех революций, Петроград оставался передним краем революционной борьбы. Питерцы сражались на всех фронтах гражданской войны. Помимо белых, голода и холода, город атакуют и болезни – эпидемии сыпного и возвратного тифа, гриппа, дизентерии и холеры.

В те же страшные годы в городе живут и творят М.Горький, В.Маяковский, А.Блок, Н.Гумилёв, О.Мандельштам, А.Грин, В.Ходасевич, А.Белый, К.Чуковский, Ю.Тынянов, А.Ахматова и многие другие. Тогда же создан первый в мире театр для детей, а в Аничковом дворце в январе 1919 г. открыт Музей города.

Большой Драматический Театр имени Товстоногова - театр в Санкт-Петербурге, один из первых театров, созданных после Октябрьской революции, назван в честь своего прославленного режиссёра и художественного руководителя Г.А. Товстоногова. БДТ им. Г.А. Товстоногова всегда был театром выдающихся мастеров. На этой сцене в разные времена творили великие художники, артисты, режиссеры...

Узнав о кончине В. И Ленина, Петроградский Совет обратился с просьбой о переименовании Петрограда в Ленинград. На четвертый день после смерти Ленина, 26 января 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов удовлетворил эту просьбу. В его постановлении говорилось: "Пусть отныне этот город навсегда будет связан с именем Владимира Ильича Ульянова-Ленина".

25 слайд: Сейчас в исполнении хора «Весёлые нотки» прозвучит песня «Крейсер Аврора»

26–31 слайд:

Ведущая: Следующий материал о Ленинграде (1924–1991)

Дети: 26 января 1924 года город был снова переименован и стал назваться Ленинградом.

После революций и гражданской войны продолжается активная жилищная застройка.

По всему городу создаются Дворцы культуры. Началась борьба с религией, были прекращены службы в церквях и соборах. Здания были отданы под музеи, в том числе Казанский собор. В некоторых находились различные государственные учреждения, другие отданы под бассейны, склады, мастерские. Часть церковных зданий была снесена. В 1929-1934 годах был продан ряд картин Эрмитажа и Русского музея.

Героизм и стойкость ленинградцев проявились во время Великой Отечественной войны. 8 сентября 1941 года немцы вышли к Ладожскому озеру, взяли под контроль исток Невы, и блокировали Ленинград с суши. Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады жители не только удержали город, но и оказали огромную помощь фронту. За годы блокады погибло от 650 тысяч до 1 миллиона человек. И только 27 января 1944 года блокада города была полностью снята. После снятия блокады, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном, женщин и детей через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.

Блокада Ленинграда трагичная и великая страница российской истории Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! За героизм населения и защитников города Ленинград стал первым советским населённым пунктом, удостоенным почётного звания Город-герой.

32 слайд: (видео о блокаде)

33 -35 слайд: Сразу после снятия блокады началось восстановление города. Ведутся активные строительные работы. В 1955 г. открылся Ленинградский метрополитен. Восстанавливаются памятники архитектуры. Возобновляется традиция полуденного выстрела пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, а на Марсовом поле зажжен первый в стране «Вечный огонь».

Ведущая: Давайте послушаем о современной жизни Санкт-Петербурга

36 - 37 слайд: Дети: В 1991 году ленинградцы высказались за возвращение исконного названия города Санкт-Петербург. 6 сентября 1991 года оно было возвращено, а 21 апреля 1992 года внесено в Конституцию РФ. В 1991—2007 гг. было установлено много памятников, среди них — Ф. М. Достоевскому, маршалу Г. К. Жукову, С. А. Есенину и другие. Отреставрированы и восстановлены Константиновский дворец, храм Спаса на Крови и многие другие. В то же время, были безвозвратно утрачены или заменены «новоделом» многие памятники архитектуры. Испорчены некоторые исторические виды, снесены целые кварталы уникальной исторической застройки, признаны градостроительные ошибки. В город переведён Конституционный Суд Российской Федерации. По данным международных исследований, Санкт-Петербург входит в десятку наиболее привлекательных для посещения городов мира. Это обусловлено не только его историко-архитектурными сокровищами, но и чрезвычайно активной культурной жизнью. Город по праву можно считать культурным центром России.

38 – 41 слайд: Санкт-Петербург может предложить своим гостям посещение полутора сотен музеев. Это и знаменитый Эрмитаж с коллекциями мирового искусства более богатыми, чем собрания Лувра или Прадо, и мало кому известный Музей хлеба. Собрание Русского музея отражает почти тысячелетний период русского искусства (с XI века и до наших дней). Музею принадлежит одно из лучших собраний икон, картин и единственная по полноте коллекция скульптуры русских мастеров.

42 слайд: В Санкт-Петербурге работает более 70 театров (в том числе Мариинский театр, оперы и балета имени М. П. Мусоргского, драмы имени А. С. Пушкина, Большой драматический имени Г. А. Товстоногова, Театр комедии (Санкт-Петербург) имени Н. П. Акимова, Малый драматический (Театр Европы), Открытый, «Балтийский дом», имени В. Ф. Комиссаржевской);

43 слайд: Дворцовый мост — самый знаменитый мост в Санкт-Петербурге. Он соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров, назван в честь Зимнего Дворца русских императоров. Разведенный двукрылый центральный пролет Дворцового моста — один из символов города.

44 слайд: Одна из достопримечательностей Петербурга — фонтаны. Наиболее знаменит из них — фонтанный комплекс Петергофа. В 2005 году открылся новый водный ансамбль на площади Ленина. Летом 2006 года был открыт фонтан непосредственно в акватории Невы, недалеко от стрелки Васильевского острова. Новые фонтаны появились на Московской площади, в Южно-Приморском парке и в других местах города.

Ведущая: Молодцы! Все ребята хорошо подготовились, и лучшие выступления получат 5 баллов.

45-54 слайд:

2 конкурс «Стихотворения о Санкт-Петербурге»

Ведущая: А сейчас мы послушаем стихи о Санкт-Петербурге: «Заячий остров», «Над Невой», «Сто один остров и шестьсот мостов», «Мой Ленинград». (Приложение № 1).

Конкурс оценивается жюри максимально в 5 баллов.

55–85 слайд:

3 Конкурс занимательных вопросов «А знаете ли вы?»

А сейчас мы выясним, насколько вы знакомы с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Отвечает каждая команда по очереди. Каждый правильный ответ принесет команде 1 балл.

  1. Дата основания Санкт-Петербурга? (27 мая 1703г Петром 1)
  2. Какое страшное событие происходило в Ленинграде в период Великой Отечественной войны? (Блокада Ленинграда)
  3. Что проходит в период с 25 мая по 17 июля в Санкт-Петербурге? (Белые ночи)
  4. Что происходит в Санкт-Петербурге в ночное время суток? (Разводят мосты)
  5. Как называется главный музей Санкт-Петербурга и кем был построен? (Эрмитаж, построен итальянским архитектором Растрелли для коллекции картин Екатерины)
  6. Где находилась резиденция русских царей? (В Зимнем дворце)
  7. Главный крейсер Балтийского флота, принимавший участие в революции? (Крейсер «Аврора»)
  8. Кто назвал крейсер «Аврора»? (Император Николай II)
  9. Какой дворец в Санкт-Петербурге по красоте не уступает Версалю? (Петергоф)
  10. Как называется главный театр оперы и балета Санкт-Петербурга и в честь кого назван? (Мариинский, в честь супруги императора Александра II Марии Александровны)
  11. Как называется музей анатомических редкостей и аномалий? (Кунсткамера)
  12. Крепость, из которой производят полуденный выстрел? (Петропавловская)
  13. Как называется храм, изображенный на слайде? И какому событию посвящен? (Храм Спаса на крови. Построен на месте, где был убит император Александр II)
  14. Как называется собор, который вы видите на слайде? (Исаакиевский)
  15. Как называется собор с полукруглой коллонадой? (Казанский)
  16. Как называется этот памятник? («Медный всадник»)

86 слайд:

4 конкурс «Решение кроссворда»

Ведущая: А сейчас вам предстоит решить кроссворд. За каждое правильно угаданное слово вы получите 1 балл. Дети разгадывают кроссворд (Приложение № 2)

(Фоном звучит ноктюрн ми бемоль мажор Ф.Шопена).

87 слайд:

5 конкурс «Собери картинку»

(по 2 пазла на стол)

Ведущая: И заключительным творческим заданием будет собрать пазл и назвать достопримечательность, которую вы собрали. За это задание вы получите 5 баллов (три - за собранный пазл, и два – за название достопримечательности)

       

88 слайд:

Ведущая: Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, послушайте песню в исполнении фольклорного ансамбля «Грани» «Я по садику гуляла»

Ведущая: Ну, а теперь давайте подведем итоги сегодняшней игры-викторины. Скажите, пожалуйста…

  • Что интересного вы узнали о Санкт-Петербурге?
  • Что вам запомнилось?
  • Какая информация вас больше всего заинтересовала?
  • Были ли вы в Санкт-Петербурге?
  • Где бы вы хотели теперь побывать?

А теперь мы узнаем результаты.

Жюри подводит итоги викторины, объявляет результаты, победителей.

89 слайд: Уходят из зала под песню «Гимн Санкт-Петербурга» в исполнении Олега Кваши.

90 слайд:

Ведущая: Спасибо за внимание! До новых встреч!

Список литературы (Приложение № 3)