Подцарство простейшие

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Они бегали по экрану, как расшалившиеся ученики на переменке. Узнаваемые, врезались в амёбу протей, важно лежащую на волокне ваты, отскакивали и продолжали свой путь дальше. Захватывающе зрелище! На экране была жизнь, видимая только через микроскоп. Эту жизнь помогли увидеть видеоокуляр к микроскопу и мультисистема, которая сейчас есть во всех школах.

Этих помощников в своей работе использую при изучении темы “Подцарство Простейшие”.

Данная тема по биологии ориентирована на учащихся 7-х классов, изучающих курс “Биология. Животные”. Тема с использованием данных материалов изучается в 1-ой четверти. Простейшие - это первые живые организмы, с которыми учащиеся начинают знакомство в данном курсе. Поэтому очень важно заинтересовать детей образовательным предметом и нацелить их на изучение разнообразия животных организмов, обитающих на нашей прекрасной планете.

Актуальность данной разработки заключается в теме курса. Простейшие имеют большое значение для природы и для жизни человека. Они обладают очень широким всесветным распространением, их местообитание – бентос и планктон любого водоёма, сырая почва и живые организмы. Значение данных организмов состоит в том, что они являются важным звеном цепи питания в живой природе; питаясь бактериями и гниющими веществами, очищают воду; способны вызывать тяжелые заболевания человека, домашних и промысловых животных.

Первый урок по теме – комбинированный, на нем проводится Лабораторная работа № 3 “Строение тела амебы протей”. Данный организм не виден невооруженным взглядом, поэтому при проведении урока по теме используется микроскоп с видеоокуляром, обладающий, на мой взгляд, рядом преимуществ, в том числе и при проведении лабораторных работ.

  • Во-первых, учитель находит и выставляет именно то поле зрения, которое необходимо видеть. При этом временные микропрепараты готовятся на виду учеников с соответствующими объяснениями.
  • Во-вторых, объяснение учителя слышат все сразу и не отвлекаются.
  • В-третьих, одновременно с объяснением, учитель может уделить больше времени для схематичного изображения исследуемого объекта, что, несомненно, помогает учащимся при овладении навыков выполнения схематичных рисунков при оформлении работ.
  • В-четвёртых, ученики с лёгкостью, без особых затрат времени, выполняют требования учителя по оформлению работ, у всех учеников появляется возможность на “хорошо” и “отлично” выполнить лабораторную работу.

Культура простейших для урока готовится заранее. Вода берётся из ближайшего водоёма, простейшие выращиваются на отваре сенной трухи в течение нескольких дней. Та невидимая жизнь, о которой никто и не задумывается, предстает во всей красе и во всём великолепии, поражая воображение всех присутствующих на уроке. Хорошо видно разнообразие простейших, живущих рядом с нами.

Целесообразность такого изучения темы состоит в том, что учащиеся не только теоретически изучают данные организмы, но и своими глазами видят их внешнее строение, а если повезёт – то и процессы жизнедеятельности (например, размножение). Кроме того, возникает понимание о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Технологическая новизна данной разработки – в использовании 1) мультисистемы и 2) микроскопа с видеоокуляром на одном уроке. Первое техническое средство даёт возможность показать наглядно необходимые рисунки и схемы, дать краткие пояснения к рисункам и схемам и ввести новые понятия. Второе тех. средство обеспечивает возможность показа на экране невидимого невооруженному глазу мира простейших (живущих рядом с нами!) сразу всему классу и дать необходимые пояснения одновременно всем учащимся. При этом экономится время, которое учащиеся используют для закрепления материала, а также для самостоятельного выполнения лабораторных работ на уроке.

Урок “Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые”

Цель урока: Формирование знаний о представителях простейших как одноклеточных организмах и процессов их жизнедеятельности.

УУД:

Регулятивные:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
  • планирование конечного результата (выполнение лабораторной работы);
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от алгоритма выполнения лабораторной работы.

Познавательные:

  • развитие познавательных интересов в изучении животных организмов
  • структурирование знаний;
  • преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую модель, где выделены существенные характеристики объекта

Личностные:

  • осознание своей роли в природе,
  • значимость соблюдения личной гигиены,
  • воспитание бережного отношения к природной среде.

Задачи урока:

  • расширить знания учащихся о единстве живой природы на Земле,
  • сформировать знания о особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных и основных процессах их жизнедеятельности,
  • познакомить с представителем типа Саркомастигофора, класс Саркодовые – амёбой протей,
  • закрепить навыки и умения при самостоятельном выполнении лабораторной работы.

Оборудование: Компьютер, мультисистема, диск “Кирилл и Мефодий” для 7 класса, презентация по теме, микроскоп и видеоокуляр, культура живых простейших организмов.

Ход урока

I  – Организационный этап (подготовить учащихся к работе на уроке) – объявить цель проведения урока, указывая задачи, которые нужно будет решить по ходу урока.

II – Объяснение нового материала (предполагает восприятие, осознание и первичное обобщение новых знаний, на основе которых вырабатываются соответствующие умения и навыки) по плану:

Вступление. Предполагается самостоятельная работа с учебником – на стр.35 найти ответ на вопрос “На какие подцарства делится царство Животные?” - запись в тетрадях учащиеся делают в виде схемы.

(Подцарство Одноклеточные или Простейшие Царство Животные Подцарство Многоклеточные)

Далее учитель даёт общую характеристику представителям подцарства (используя частичную информацию с диска “КиМ” для 7 класса).

  1. Распространение и среда обитания.
  2. Экологические группы
  3. Размеры и форма
  4. Чем представлено тело и значение органоидов, в том числе органоидов движения.
  5. Раздражимость.
  6. Способность к инцистированию.

Краткая запись в тетрадях учащихся:

Простейшие распространены повсеместно в воде, сырой почве и живых организмах (паразиты). Форма разнообразна, размеры малы, способны к раздражению и переживанию неблагоприятных условий в виде цисты. Тело представлено одной клеткой. Органоиды выполняют функции многоклеточного организма, есть органеллы движения.

III. Знакомство с представителем – амёбой протей. Просмотр презентации. По ходу изучения – запись главных понятий урока. (сократительная вакуоль, пищеварительная вакуоль, псевдоподии, фагоцитоз)

IV. Проведение лабораторной работы № 3. Последний слайд презентации содержит алгоритм правильного оформления работы. Пока учащиеся оформляют в альбоме работу, учитель готовит временный микропрепарат из культуры простейших, настраивает микроскоп, подключает видеоокуляр. Потом переключает мультисистему на режим воспроизведения поля зрения через видеоокуляр на экран. Некоторое время учащиеся смотрят на экран и слушают учителя о том, какие простейшие организмы видны на экране. Далее учитель напоминает о непостоянной форме тела, необходимых обозначениях схематичного рисунка амёбы протей и подводит учащихся к тому, какой должен быть вывод по данной работе.

Лабораторная работа является очередным этапом закрепления полученных знаний на уроке (закрепляются знания и умения, полученные ранее при самостоятельном выполнении лабораторных работ, а так же новые знания, полученных на данном уроке).

Перед заключительным этапом учитель собирает листочки с вопросами, возникшими у учащихся во время изучения материала. На некоторые вопросы дает ответ сразу, а другие вопросы предлагает ученикам для написания сообщений к следующему уроку.

V. Заключительный этап (подведение итогов урока, запись домашнего задания в дневниках).

  • Домашнее задание - текст параграфа, в рабочих тетрадях к параграфу выполнить задания.
  • Творческое задание - составить 3 тестовых задания с ответами (выполняются по желанию учащихся на отдельном листе).

Сообщение по желанию на озвученные темы. Сдать альбомы с лабораторной работой для проверки.

Приложение 1

Приложение 2