Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (91 кБ)


Современная школа требует, чтобы мы формировали личность эмоционально развитую, отзывчивую, умеющую сопереживать, воспринимать красоту окружающего мира. Эта особенность занимает важное место в проблеме обучения и воспитания младших школьников. Установлено, что выразительное чтение влияет на воспитание нравственных качеств учащихся. Перед учителем начальных классов стоит задача совершенствование речи школьника. Методика обучения русского языка рекомендует опережающее развитие устной речи. В связи с этим перед учителем ставится задача проводить разнообразные речевые упражнения в устной речи: словарные, синтаксические, композиционные и интонационные. Трудность здесь заключается в комплексности звучащей речи: обучать интонационной речи приходится сразу, одновременно от звуков и фонем до выразительной речи. И чем раньше дети получат представление об интонационной выразительности речи, тем прочнее они успеют практически владеть ею. К тому же многие умения и навыки, относящиеся к звуковой стороне речи, усваиваются только в раннем возрасте. Трудность обучения интонационной выразительности не должна останавливать учителя. В развитие речи интонационная работа играет большую роль: при правильно поставленном обучении речь детей становится живой, непринужденной, вызывает у них желание совершенствовать ее. Анализируя недостатки речи школьников, современная методика русского языка указывает, что уроки литературного чтения должны сделать язык учащихся более тонким, взыскательным. На учителя возлагается сложная обязанность научить языку, то есть передать новому поколению наш язык. Обогатить словарный запас детей, научить их выражать собственные мысли.

При изучении путей формирования навыков выразительного чтения мне предстояло решить следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу.

Это последовательное обновление и обогащение содержания обучения и воспитания за счет новых курсов, использование новых учебников, учебных пособий, методических рекомендации, разрабатываемых учеными и практиками.

2. Изучить состояние знаний и умений учащихся.

От учителя требуется особая подготовка к уроку. Готовясь к урокам, читая произведения, нужно окунуться в него, пропустить его через себя, вчувствоваться в него. При этом надо помнить, что “главного глазами не увидишь и ушами не услышишь. Зорко лишь сердце” (А. Экзюпери). Почувствовать сердцем. Ради чего написаны эти произведения, какие глубокие мысли и чувства автор вложил в него, что автор хотел донести до нас.

3. Составить программы, учебники и пособия.

Программы и учебно-методические комплекты построены с учётом психофизических особенностей младших школьников. В учебных программах для каждого из начальных классов указаны ориентировочные показатели по темпу чтения . При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных в программе показателей, но и превзойти их.

По традиционной системе обучения дети должны читать на каждом уроке не менее 25-30 минут, а по системе развивающего обучения это не главное. Здесь важно, чтобы присутствовали эмоциональные переживания, где дети сопережевают, сострадают, они живут,работают не только ум, но и чувсва! “Литературное чтение” О.В.Кубасовой – это подарок, это клад, это праздник. Как замечательно подобран материал для чтения. Все произведения дают пищу уму и сердцу, это действительно живое слово.

4. Разработать систему работы над формированием навыков выразительного чтения, возможности оптимизации обучения выразительному чтению.

Учитель должен владеть активными методами и формами работы, которые способствуют развитию выразительности речи и чтения.

Проработанная тема применяется мною почти на каждом уроке. Для развития у учащихся качественных навыков выразительного чтения. В своей практике я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным. “Книга отражает окно в мир”,- гласит народная мудрость. Вот поэтому с первых дней пребывания ребёнка в школе стараюсь учить дружить с книгой, любить её, учить выразительности речи.

Книга – источник знаний. Она раскрывает перед детьми сложный мир жизненных явлений, учит разбираться в сложных вопросах, рассказывает о Родине, о людях, о животных. Книги обогащают ум, помогают преодолевать трудности, расширяют кругозор.

К сожалению, наши дети любят смотреть телепередачи больше, чем читать. Поэтому основная задача по воспитанию у ребёнка интереса к чтению, его выразительности ложится на учителя. Для поддержания интереса к беглому, выразительному, осознанному чтению я использую наглядные пособия, игры, мультимедийные, аудио диски, различного рода карточки и т.д. Приглашаю на урок героев детских сказок: весёлых человечков, Буратино, Гномика, Красную Шапочку... Эти герои задают детям “хитрые вопросы”, “приносят письма” с заданиями. После уроков провожу различные мероприятия: бывает представления без слов, (пантомима), вожу в театр, использую драматизации театрализации, посещаем выставки. Перед родителями, жителями села ставим спектакли. Всё это помогает работе над выразительностью речи и выразительным чтением.

В процессе работы я пришла к выводу. Что дети любят слушать чтение старших, так как это выразительно, ярко, и, конечно, доступно. Чтобы пробудить у учащихся интерес к выразительному чтению я использую разные приёмы и методы, учитывая то, что в первые годы пребывания в школе, дети стараются подрожать учителю.

А всё же, где грань работы над совершенствованием навыка чтения? С чего начать работу над выразительным чтением? С какого класса? В школьной программе не отведено специальных часов на выразительное чтение. А работа эта серьёзнейшая.

Чтобы наша речь была разборчивой нужны специальные упражнения. Путь малыша к грамоте лежит через игры в звуки и буквы, поэтому я использую игры - звукоподрожания.

- Ты слышишь, как жужжат пчёлы? Попробуй прожужжать также – жжж.

А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчёлки. Вот так: “Давай дружить! Ты где жжживёшь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу медовым пирожжжком и морожжженым”. А потом называю лишь игру – дети сами придумывают (“Уж и мышь”(шшш) и другие темы).

Некоторые дети читают бегло, но не выразительно. А в чём причина? Что же предлагается учителю при подготовке к выразительному чтению? Главное упражнение по технике чтения (дыхание, дикция, голос), поэтому стараюсь научить правильному дыханию: делать глубокий вздох, а потом экономно выдыхать воздух, затрачивая его на производство звуков, которые сливаются слоги, слова, фразы.

Чёткая дикция очень важна для хорошей речи. Для выразительности чтения: прежде всего следует чётко произносить звуки так, чтобы шипящие действительно шипели, свистящие свистели, взрывные взрывались, а дрожащие вибрировали, как им положено.

Для укрепления голосовых связок рекомендуется многократно произносить гласные звуки в различных сочетаниях: (иэ), (иа), (ио) и т.д. В своей работе для выработки хорошей дикции использую скороговорки, чистоговорки и загадки.

Большое значение уделяется словарной работе, используя при этом самые разнообразные формы её проведения: объяснение значения слов показом предметов или рисунков, подбор родственных слов, пословиц, загадок .

Я считаю, что инсценировка способствует развитию выразительности речи и чтения. Инсценируя дети изображают, рисуют героев с помощью интонаций, мимики, позы, жеста.

Выразительная речь – это та речь, которая соответствует содержанию высказывания или читаемого текста, разборчиво и чётко произносится, она вырабатывается путём специальных дикционных упражнений. Специальных часов для этого не отводится или отводится редко. Следует соблюдать внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке об интонации, как явлений звучащей речи. Учитель сам должен владеть всеми компонентами интонации.

Физиологические основы обучения языку не менее сложны, чем психолого-педагогические. Современные исследования психологов и работы лигвинстов в корне изменили подход к процессу обучения, в том числе к обучению языка и развитию речи. Активное применение слов помогает запомнить их, а также расчленить речевой поток на составляющие его элементы. Хороший голос отличается благозвучностью, он свободен от недостатков, силой, широтой диапозона, эластичностью, подвижностью.

Человеческий голос – это исключительно гибкий инструмент, он может менять тембр, он может звучать то глуше, то ярче, то резче, то мягче.

Техническая сторона живой речи и выразительного чтения обеспечивается правильно поставленным дыханием, хорошим (поставленным) голосом, дикционной чёткостью, соблюдение норм орфоэпии. Выразительное чтение как высший тип чтения. Это умение читающего использовать основные средства выразительности для выявления своего понимания, оценки содержания и смысла читаемого текста. Основная задача по воспитанию у ребёнка интереса к чтению, его выразительности ложится на учителя.

Язык усваивается детьми в процессе развития речи. Одновременно с ним развивается и мышление, и прежде всего – умение сравнивать, производить операции анализа и синтеза, обобщать, конкретизировать.

Таким образом ,уроки литературного чтения – особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают многие положительные качества: трудолюбие, уважение к старшим, заботу о младших, любовь ко всему земному. Осуждают трусость, жадность, подлость.

Главную роль в развитии выразительности речи отводится учителю. Учитель был, есть и будет эталоном, образом правильной речи для ученика.

Для этого учителю необходимо знать и уметь многое, владеть хорошим (поставленным) голосом, дикцией, знать и соблюдать нормы орфоэпии, знать физиологические и психолого – педагогические основы обучения выразительной речи и чтения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агейкина З.А. Об упражнении по выразительному чтению//Нач.шк., 1974, №5//

2. Буялький В.А. Искусство выразительного чтения. 1986.

3. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников.

4. Заводская Т.Ф. Роль выразительного чтения в эстетическом развитии учащихся.

5. Найдёнов Б.С. и др. Методика выразительного чтения. М. 1977.

6. Оморокова М.И. и др. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах.

7. “Литературное чтение” О.В.Кубасова. 3 класс.