Цели урока:
1. Образовательные:
- Познакомить с условиями мирных договоров по итогам войны
- Дать представление об особенностях послевоенного устройства мира
- Раскрыть противоречия Версальско-Вашингтонской системы
2. Развивающие:
- Развивать умения: навыков исследовательской работы с документами, умение обобщать изученный материал, сравнивать, делать выводы.
- Развивать творческий, исследовательский подход в изучении материала.
- Обучить использовать и применять информационные ресурсы и технологии при изучении истории
3. Воспитательные:
- Формирование негативного отношения к силовому решению конфликтов;
- Убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;
- Воспитание чувств толерантности и гуманизма
Межпредметные связи:
информатика, литература.Оборудование урока:
Основные даты:
11 ноября 1918 г.- Компьенское перемирие. Окончание Первой мировой войны
18 января 1919 г. - 21 января 1920?г. - Парижская мирная конференция
28 июня 1919 г. - Версальский мирный договор
10 сентября 1919 г.- Сен-Жерменский договор с Венгрией.
2 ноября 1919 г.- договор с Болгарией, подписанный в Нейи.
4 июня 1920 г.- Трианонский договор с Венгрией.
10 августа 1920 г.- Сервский договор с Турцией.
12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская мирная конференция
Основные понятия:
Репарации - в международном праве вид материальной международно-правовой ответственности; состоит в возмещении государством причиненного им ущерба в денежной или иной форме.
Аннексия - вид агрессии, насильственное присоединение (захват) всей или части территории другого государства или народа.
Контрибуция - платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства - победителя.
Демилитаризация территории - в международном праве ликвидация на основании международного договора военных укреплений и сооружений на определенной территории, а также запрещение содержать на ней военные базы и войска.
"Мандатная система" - общее название бывших колоний Германии и некоторых владений Турции, переданных после 1 мировой войны Лигой Наций, в управление странам - победительницам на основе мандата.
Толерантность - (от лат.tolerantia- терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям
Ход урока
Версальский договор это не мир, а перемирие лет на 20:
Фердинанд Фош.
1. Орг.момент
2. УЭ0 - Интегрирующая цель
Вступительное слово преподавателя: Сегодняшний урок, посвященный итогам первой мировой войны я хочу начать со слов участницы Второй мировой войны поэтессы Юлии Друниной (на экране демонстрируется отрывок фильма о войне):
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву и тысячи во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне
Война во все времена, для любого народа это не только героизм и подвиги солдат, это в первую очередь кровь, смерть, боль, страдания и трагедия человека. Прошедший ХХ век остался в памяти потомков не только временем торжества человеческого разума, эпохой прогресса, информатизации и глобализации, но и временем двух мировых войн, временем совершенствования средств уничтожения людей. Почему же и в современном нам мире происходят конфликты и войны? Причина войн в большинстве случаев - это отсутствие толерантности.
Вам, наверное, не раз приходилось слышать этот термин толерантность, что он означает? Как вы его понимаете?
Толерантность - это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Отсутствие толерантности на личностном уровне приводит к ссорам, дракам, семейным конфликтам и разводам; а результат отсутствия толерантности на государственным уровне - война.
Почти 100 лет отделяют нас от 1 августа 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершавшегося тогда. Человечество вступало в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ столетия. В событиях 1914-1918гг. - истоки многих процессов, определивших облик современного мира, а в её итогах кроются - источники Второй мировой войны. Изучая сегодняшнюю тему, мы должны понять, почему условия мирных договоров по итогам Первой мировой войны привели к зарождению фашизма, который чуть не поработил весь мир спустя чуть более 20 лет после подписания мира. Почему послевоенный миропорядок, заложенный на Парижской мирной конференции, оказался непрочным.
Тема урока: Итоги Первой мировой войны и послевоенное устройство мира
В процессе изучения вам предстоит узнать (Приложение №4):
- условия мирных договоров;
- сущность Версальско-Вашингтонской системы
- особенности послевоенного устройства мира и противоречия Версальско-Вашингтонской системы
- предстоит развивать навык сопоставления различных источников, умения работать с информационными ресурсами, сообщать материал и делать выводы, правильно распределять время работы над заданиями, оценивать свою работу и работу товарищей
Вначале, давайте вспомним основных участников и события Первой мировой войны.
3. УЭ2 - Входной контроль (Приложение № 2)
Входной контроль
Вопросы:
- Назовите состав участниц Антанты концу Первой мировой войны
- Назовите участниц Четвертного союза
- Поводом к началу войны стало:
- Когда и где впервые было применено химическое оружие
- Основная цель Германии в войне
- Россия вышла из войны
- Первая мировая война закончилась
- Взаимопроверка:
- Великобритания, Франция, Россия
- Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Османская империя
- убийство в Сараево 28 июня 1914 г.
- В апреле 1915 у Ипра
- Завоевание мирового господства и захват колоний
- По условиям Брестского мира, заключенного 3 марта 1918 года
- 11 ноября 1918 - подписанием Компьенского перемирия
4. УЭ2 - Начало мирного урегулирования
Перемирие, заключенное в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года, подвело черту под самой кровопролитным вооруженным конфликтом начала ХХ века. Первая мировая война стала невиданным ранее военным столкновением, которое продолжалось более 4 лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918 г). В ней участвовало 38 государств, на её фронтах сражались свыше 74 млн. чел., из которых 10 млн. были убиты и 20 млн. искалечены. Первая мировая война по своим масштабам, людским потерям и социально-политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории. Первая мировая война привела к крушению самых могущественных европейских государств; в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Последствия Первой мировой войны оказали влияние на экономику, политику, идеологию, на всю систему международных отношений.
Принципы будущего мирного урегулирования обсуждались представителями Антанты еще в годы войны. Основные идеи - "программу всеобщего мира" - сформулировал президент США Вудро Вильсон в послании к Конгрессу от 8 января 1918 года. Она получит название "Четырнадцать пунктов". В них включались требования отказа от тайной дипломатии, справедливого урегулирования колониальных вопросов, свободы торговли и судоходства, ограничения вооружений, восстановление суверенитета европейских государств, свободного развития "малых стран", предоставления России права самостоятельно решать свою судьбу. Большая часть этих принципов сохранится в решениях конференции как декларация.
18 января 1919 года в Париже открылась конференция 27 государств и проработала до ?21 января 1920?г. Страны-победители должны были поставить точку в военных действиях.
В чем же заключались цели ведущих держав.
Уже в целях мы видим те противоречия, которые определят непрочность будущего мира.
5. УЭ3 - Мирные договора.
Державам победительницам следовало заключить ряд мирных договоров: с Германией, Болгарией, Турцией, а также с теми государствами, на которые распалась Австро-Венгрия.
Главным вопросом Парижской конференции был мирный договор с Германией. Заключение этого договора было осложнено разногласиями между державами-победительницами и позицией самой Германии. Дело в том, что на Парижской конференции пришлось иметь дело уже с новой Германией - произошедшая революция уничтожила империю, республиканская же Германия отказывалась признать себя виновницей войны. Исходя из позиции, высказанной Вильсоном, "мы не можем доверять Германии", Антанте пришлось предъявить ультиматум, только после чего представляющий Германию граф Брокдорф-Рансау вынужден был подписать договор.
После заключения Версальского договора с Германией предстояло заключить подобные договоры и с союзниками Германии. Ими были Австро-Венгрия, Болгария и Турция.
Сложность заключалась в том, что в конце войны после капитуляции габсбургской империи 27 октября 1918 года, в результате национальных революций Австро-Венгерская империя распалась на ряд независимых государств. Следовательно нужно было заключить целый ряд мирных договоров. В Австро-Венгрии существовало две государственных нации - австрийцы и мадьяры (жители Венгрии), поэтому основные договоры были заключены с Австрией и Венгрией.
10 сентября 1919 г. Сен-Жерменский договор с Австрией
2 ноября 1919 г. договор с Болгарией, подписанный в Нейи.
4 июня 1920 г. Трианонский договор с Венгрией.
10 августа 1920 г. Севрский договор с Турцией.
Конечно, центральное место в решениях Парижской конференции занял Версальский мирный договор с Германией, подписанный 28 июня 1919 года.
Сейчас вам предстоит работа с источником с использованием информационного ресурса интернета. (Приложение № 1) .Зайдите на сайт istorixx.narod.ru и в закладке Версальский мирный договор прочитайте и запишите ответ на вопрос:
"Какие решения были приняты согласно Версальскому договору" по пунктам:
А) территориальные изменения
Б) вооруженные силы Германии
В) судьба Германии
Проверка результатов.
А) Германия согласно договору теряла 1/8 часть своей территории. Эльзас и Лотарингия переходили к Франции, 3 округа - к Бельгии, часть Силезии - к Чехословакии, часть Пруссии и Поморья, а также Познань - к Польше, Северный Шлезвиг - к Дании. Германия также теряла все свои колонии
Б) сокращение численности вооруженных сил до 100 000; введение всеобщей воинской обязанности запрещалось.
Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли; демилитаризованная зона шириной 60 км на правом берегу Рейна;
В) Германия - виновница в развязывании войны.
Германия должна была выплатить репарации - возмещение причиненного противнику ущерба.
Какая страна наказана сильнее всех, но главное - за что и почему?
6. УЭ4 - Противоречия Версальско-Вашингтонской системы (Приложение №1)
Какие противоречия Версальско-Вашингтонской системы вы обнаружили.
Почему послевоенный миропорядок оказался непрочным?
А) позиции и достижения победителей
Б) кто и чем остался недоволен
Ответы на эти вопросы на сайте istorixx.narod.ru в закладке "Непрочность Версальско-Вашингтонской системы".
Запишите ответы.
Проверка результатов:
Достижения:
Создание Лиги Наций для мирного развития стран признание права на самоопределение народов, и отказ от войны как средства разрешения конфликтов.
Признание независимости ряда европейских стран Признание ответственности Германии за развязывание мировой войны
Противоречия:
Чувство национального унижения побежденных стран
Для народов колоний Версальско-Вашингтонская система стала лишь сменой властителей; ни один из этих народов не получил независимости.
Вне Версальско-Вашингтонской системы оказалась Советская Россия
Тяжесть послевоенного переустройства легла на побежденные народы и послужило источником новых конфликтов
Вывод:
Таким образом, Версальская система внесла определенный позитивный вклад в урегулирование международных противоречий и конфликтов в послевоенные годы. Однако ее фундамент покоился на зыбкой почве, ограничивавшей ее дееспособность.
Во-первых, она охватывала меньшую часть мира - преимущественно богатую и сильную. Основная его часть находилась в колониальной зависимости и поэтому оставалась в тени мировой политики. Более того, Версальская система, по сути дела, легитимировала и закрепляла колониальную зависимость большинства народов.
Во-вторых, не всем входившим в систему государствам, был предоставлен равный статус. Они были поделены на полноправных, победителей (страны Антанты, США и их союзники), и неполноправных, побежденных (Германия, Россия, страны - преемники Австро-Венгрии, Турция). Очевидно, что система, построенная на подобных началах, по рождала не атмосферу толерантности, а желание изменить навязанный несправедливый порядок. Версальская система оказалась неустойчивой, а в долгосрочной перспективе - нежизнеспособной. Не просуществовав и 20 лет, она распалась, приведя мир ко Второй мировой войне. (Приложение №3)
Поэтому при подведении итогов важно помнить не только об интересах стран-победителей, но и побежденных, следуя принципам толерантности и гуманизма: уважение и признание равенства всех народов, отказ от насилия, предоставление каждому народу возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации
7. УЭ5 - Завершающий контроль, домашнее задание
Завершающий контроль (Приложение №3)
Цель:
проверить усвоение темыПрочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Главным вопросом ____1______ конференции был мирный договор с Германией.
Версальский договор с Германией был подписан _______2______ года в Большом Версальском дворце. Условия его таковы:
1.Территориальные изменения:
а) богатые полезными ископаемыми Эльзас и Лотарингия отходили ______3______;
б) левый берег Рейна должен был быть оккупирован войсками Антанты на 15 лет;
в) на правом берегу Рейна создавалась _____4_____ зона шириной около 60км.
г) Шлезвиг переходил Дании;
д) область Познани отходила вновь созданной Польше.
2. Германия должна была выплатить ________5_________
3. Военные статьи:
Она имела право только на ____6_____ армию, комплектуемую на основе найма. Введение всеобщей воинской обязанности запрещалось. Германия не могла иметь подводных лодок, военной и морской авиации. Она не имела права размещать гарнизоны в Рейнской области. Ее объявили виновницей развязывания войны.
А) Великобритания Б) США В) Франция Г) Парижская Д) Вашингтонская Е) долг Ж) контрибуция З) репарация И) 11 ноября 1918г К) 18 января 1919г Л) 28 июня 1919?г; М) 10-тысячную; Н) 100-тысячную; О) 1 миллионную; П) военная Р) германская неприкосновенная; С) демилитаризованная.
В данной ниже таблице указаны номера пропусков.
Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Оцените свою работу.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Г | Л | В | С | З | Н |
8. УЭ6- Подведение итогов урока. Рефлексия (Приложение №2)
Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели урока?
Оцените свою работу на уроке.
Если по итогам урока вы набрали:
19 - 21 баллов - оценка "5"
16- 18 баллов - оценка "4"
10 -15 баллов - оценка "3"
менее 9 баллов - оценка "2"
В графе "оценка" в ведомости, поставьте сумму баллов после проведения итогов завершающего контроля и сдайте ведомости.
Литература:
- Н.В.Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Манаков "История Отечества".
- Учебные материалы "Мир в начале ХХ века" (под редакцией О.С. Сороко-Цюпы).
- О.В.Волобуев, В.А.Клоков. "Россия и мир"
Интернет-ресурсы:
- istorixx.narood.ru
- firstww.narod.ru
- www.firstwar.info
- www.urok.1sept.ru