Орнитофауна "Поймы Любинской"

Разделы: Внеклассная работа


Содержание.

1. Введение.

2. Характеристика ООПТ "Пойма Любинская".

3. Подготовка к работе по изучению птиц "Поймы Любинской"

  • организация детей;
  • просветительская работа;
  • оформление природоохранного стенда;
  • изготовление природоохранного щита;
  • изготовление буклета о птицах;
  • инструктаж по технике безопасности во время работы на пойме.

4. Методики изучения птиц.

5. Тематическая экскурсия по орнитологии на ООПТ.

6. Исследовательская работа на ООПТ. Презентация материалов.

7. Литература.

8. Приложения.

Ход мероприятия

1. Введение.

По данным орнитологов, на территории Омской области в последние годы зарегистрировано пребывание 288 видов птиц. Изучение особенностей их экологии и биологии - одно из актуальных направлений эколого-биологического образования школьников, а также важная региональная составляющая образовательного процесса и внеурочной деятельности школьников.

Изучение редких и многочисленных пернатых Омской области способствует формированию и развитию у школьников экологического мировоззрения, любви к родной природе, чувства патриотизма и гражданственности, позволит углубить и систематизировать знания обучающихся по таким школьным предметам, как ботаника, зоология, география, химия, общая биология и экология.

Кроме того внеклассная работа по орнитологии является профессионально ориентирующей. Дополнительные знания, умения и навыки, которые получат учащиеся, помогут им определиться с выбором профессии, получить специальность эколого-биологического направления в учреждениях среднего специального или высшего образования.

Орнитология - отрасль зоологии, изучающая птиц. Это одно из традиционных и неизменно популярных направлений внеклассной работы. В чем причина популярности этого направления?

Птицы - одно из самых прекрасных творений природы. Каждая черта их строения говорит о приспособленности к полету. Птицы окружают нас повсюду и привлекают своеобразной окраской, неповторимым пением, интересным поведением и доступностью в наблюдении.

В наш технологический век трудно переоценить то положительное влияние, которое оказывают птицы на эмоционально-нравственную сферу человека.

Особенно большое значение это имеет при формировании личностных качеств ребенка при общении с природой.

При изучении школьниками особенностей экологии и биологии птиц родного края, затрагиваются актуальные вопросы их охраны.

При изучении орнитофауны заказника используется наглядный и дидактический материал.

2. Характеристика ООПТ "Пойма Любинская".

Ландшафтный природный заказник регионального значения Пойма Любинская" относится к особо охраняемым природным территориям (ООПТ) Омской области.

Под охраной здесь находятся типичные природные комплексы, но особого внимания заслуживают птицы, которые особенно реагируют на изменения в экологической среде. Здесь встречаются виды птиц, которые находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу России и Омской области.

Заказник "пойма Любинская" организован 27 апреля 1995 года.

Находится на левобережной пойме Иртыша, на землях госплемзавода "Северо-Любинский" и ЗАО "Рассвет".

По берегам старицы, являющейся границей заказника, расположены земли р.п. Красный Яр и села Любино-Малороссы. В р.п. Красный Яр к берегу примыкают территории молочно-консервного завода.

Выявлены экологические проблемы заказника:

  • Сохранение природного ландшафта.
  • Сохранение биоразнообразия растительного и животного мира.
  • Загрязнение и захламление прибрежных вод и берегов "Поймы Любинской".

3. Подготовка к работе по изучению поймы.

А. Организация детей;

15 января 2010 г. на базе МОУ ДОД "Любинский Дом детского творчества" состоялось заседание по вопросам охраны "Поймы Любинской. Присутствовали преподаватели МОУ ДОД "Детский Эколого-биологический Центр" г. Омска.

По итогам которого было решено активизировать работу по экологическому воспитанию у подрастающего поколения школ района.

Так на базе МОУ "Любино-Малоросская СОШ" был создан экологический отряд, средний возраст 12-14 лет.

Цель: изучить эколого-биологические особенности птиц заказника "Пойма Любинская".

Задачи:

Образовательные:

  • изучить основные понятия орнитологии и экологии.
  • изучить систематику и основные систематические группы птиц;
  • изучить экологические группы птиц, их многообразное значение в экологических системах;
  • изучить наиболее многочисленные и редкие виды птиц заказника, меры по их охране;
  • изучить различные методики по изучению птиц в природе;
  • сформировать представление о значении птиц в природе и жизни человека, изучить меры по их охране и привлечению.

Развивающие:

  • развить навыки самостоятельной и исследовательской работы, в т. ч. навыки проведения исследований птиц в природе;
  • развить наблюдательность, настойчивость, любознательность, терпеливость, трудолюбие, аккуратность, ответственность.

Воспитательные:

  • воспитать любовь и бережное отношение к животным;
  • воспитать чувство патриотизма и любви к родной природе;
  • воспитать чувство ответственности и гражданственности.

Организация экологического отряда.

Методика работы экологического отряда строится на двух ведущих идеях:

  • Во-первых, это вовлечение всех членов отряда в разнообразную совместную творческую деятельность;
  • Во-вторых, организация и стимулирование этой деятельности для сплочения и объединения детей.

Отсюда:

  • в качестве средств формирования отряда выступает экологическая работа;
  • организация природоохранной деятельности отряда.

Б. Просветительская работа;

Детям предлагается определенный объем теоретических знаний (10 часов).

Дикие птицы.

Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле.

Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.

Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания.

Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).

Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.

Хищные птицы: сова, орел.

Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.

Водоплавающие птицы: утка-кряква. Лебедь, пеликан.

Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка и другие местные представители пернатых.

Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.

Птицы в живом уголке: попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.

Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.

Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц.

Прослушивание голосов птиц.

Показ видеофильмов.

Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе.

В. Оформление стенда Региональный заказник "Пойма Любинская".

  • Желательно стенд делать форматом А 1.
  • Если представлено несколько стендов, то на одном из них должно быть указано название работы и ее цель.
  • Все стенды (рисунки на стендах) должны быть пронумерованы и иметь названия.
  • Все надписи должны быть выполнены печатным шрифтом черного, синего или зеленого цвета.
  • Все изображенное на стенде должно быть хорошо различимо с расстояния не менее 5-6 метров.
  • Не следует иметь на графиках, диаграммах, таблицах более трех цветов.
  • Необходимо предусмотреть крепление стендов (скотч, рейки и др.).

Г. Изготовление природоохранного щита;

Природоохранный щит - это информационный объект, особый вид искусственных сооружений. Он должен органично вписываться в среду, не нарушая ее гармонии. Информационные щиты изготавливаются из досок или жести, которые устанавливаются на опору (бревно, столбики).

По содержанию щиты делятся на три группы:

  • информационные, познавательные;
  • инструктивные (предписания, призывы, запреты);
  • эмоциональные (цитаты, стихи, юмор).

Информационные щиты направлены на то, чтобы пробуждать и развивать у посетителей ответственное отношение к природе и природному окружению, научить их уважению к природе и практически показать, как можно и нужно заботиться о ней во время отдыха.

На главном щите может быть нанесена карта-схема заказника с обозначением границ заказника, стоянки для отдыха, базы охраны заказника, краткое обращение к посетителям, включив в них сведения о флоре и фауне. Часть текста дается в графическом виде. Щит должен быть хорошо виден от остановки транспорта.

Вся информация об ограничении свободы человека, когда он оказывается наедине с природой, должна носить не декларативный (не рви, не ходи, не мусори), а разъяснительный, гуманистический характер.

Образцы текстов информационных щитов:

Пойма под охраной!

Друзья! Будьте щедры и великодушны! Оставляйте Земле ее цветы. Они будут радовать многих людей, которые придут после вас.

Дорогой друг! Помни: Чаще всего источник лесного пожара - в твоих руках.

Пожалуйста!

Ведите себя аккуратно в гостях у природы.

Д. Изготовление буклета о птицах;

Буклет - это информационный объект, направленный на то, чтобы пробуждать и развивать у учащихся ответственное отношение к птицам, заботиться об их сохранности.

Буклет составляют на основе общих сведений о птицах, их красоте, привлекательности, об основных правилах их охраны, призывах. Правила и призывы могут быть оригинально оформлены, эмоциональны, чтобы их воздействие было более эффективно, чем запретительные знаки.

На буклете могут быть напечатаны стихи, использованы рисунки или фотографии.

Могут быть помещены фотографии птиц, встречающихся в нашей местности, местах их гнездования, интересных фактах их поведения.

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки:
И оживут бедняшки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!"

1 апреля - Международный день птиц.

Птицы - наши помощники.

Они уничтожают миллионы вредных насекомых.

Оберегают наш урожай от мышей и полевок.

А хорошо ли мы птиц бережем и охраняем?

За что любим, как о них заботимся?

Прилет пернатых - одна из радостных примет весны!

К сведению:

  • Скворец съедает за день до 300 червей и слизней.
  • Дятел за день уничтожает несколько сотен жуков-короедов.
  • Кукушка только за час может съесть 100 мохнатых гусениц.
  • Розовый скворец съедает до 200 г. саранчи в день.
  • Одна сова уничтожает за год 1000 мышей, тем самым спасая тонну хлеба.
  • Черный дрозд скармливает пяти птенцам за 12 дней 4500 беспозвоночных.
  • Когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят при этом более 100 г. насекомых и личинок.

Е. Инструктаж по технике безопасности во время работы на пойме.

Как правильно вести себя на орнитологической экскурсии.

  • Взять с собой определитель птиц.
  • Получить учебное задание у руководителя экскурсии.
  • Во время экскурсии нельзя громко разговаривать, включать музыку.
  • Двигаться только по маршруту, указанном руководителем.
  • Перед началом экскурсии и в конце - провести перекличку.
  • Соблюдать порядок и дисциплину.
  • Не пить воду из открытых водоемов.
  • Вести записи и наблюдения во время экскурсии.

4. Методики изучения птиц.

В настоящее время в большинстве стран мира применяются следующие три основные группы методик учета птиц:

  • методики линейных трансектов (маршрутные учеты),
  • методики точечных учетов (точечные учеты),
  • методики картирования территорий (площадочные учеты).

Эти три группы методик одобрены Международным комитетом по учетам птиц и для них выработаны международные стандарты.

Каждая из этих трех основных методик применяется в зависимости от целей исследования, особенностей местности, в которой проводится учет, сезона года и численности птиц, наличия времени и трудовых ресурсов.

Маршрутный метод используется чаще всего для получения приблизительных данных о численности (относительной плотности) населения птиц в разных биотопах. Преимуществами данного метода является широкий охват территории, Недостатками - невысокая точность данных о плотности населения, повышенные требования к квалификации учетчиков

Методики маршрутных учетов рассчитаны на обследование территорий - площадью не менее 1 квадратного километра. При обследовании такого участка учетный маршрут следует проложить просекам и дорогам, избегать пролегания маршрута по границе между двумя разными биотопами (по опушкам). Маршрут должен быть постоянным и проводиться одним и тем же наблюдателем.

Учет рекомендуется проводить со скоростью от 1-1,5 кмчас до 2,5 кмчас (используя шагомер).

Гнездящихся птиц следует учитывать в период с 20 мая по 20 июня, когда численность большинства видов сообщества наивысшая.

Рекомендуется проводить не менее двух учетов на каждом маршруте. Один учет рекомендуется провести также в период примерно с 20 апреля по 5 мая. Индикатором возможности начала учета может служить прилет и начало активного пения пеночки -теньковки. Это совпадает с периодом интенсивного пения таких относительно рано гнездящихся видов, как дрозды, зарянка, крапивник и др. Следует учесть, что в указанный период при учетах встречаются и пролетные особи ряда видов, которые иногда трудно отличить от особей, занявших постоянные территории (особенно у пеночек). Для определения ежегодного уровня численности гнездящихся особей таких видов следует использовать только данные основного периода учета.

Учет желательно начинать с восходом солнца и заканчивать примерно через 4-5 часов.

Учет не следует проводить, если дождь или ветер ощутимо влияют на интенсивность пения птиц или на слышимость.

Во время учета бинокль рекомендуется использовать только при необходимости определения вида замеченных птиц.

Методика учета плотности населения видов с неограниченной учетной полосой (Равкин, 1967 г).

Для определения видов птиц желательно иметь с собой справочник В.К. Рябицева "Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири" Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001 г.

На заранее разработанном маршруте (рис. 1) подсчитываются все встреченные в полосе учета птиц по голосу или облику. Птицы учитываются на постоянном и строго фиксированном маршруте, расстоянием 5 км, с недельной повторностью. На всем протяжении маршрута регистрируются все птицы, независимо от расстояния до них, с последующим раздельным пересчетом полученных данных на площадь по средним групповым дальностям обнаружения интервальным методом (Равкин, 1967). Учеты проводятся преимущественно в утренние часы с 8 до 11 ч, в связи с наибольшей активностью большинства видов птиц в этот период суток.

Непосредственно на учётах и при обработке результатов, эмпирически птицы делятся по дальностям их фактического обнаружения на пять групп:

  • птицы, обнаруженные близко - до 25 м от учётчика;
  • недалеко - в 26-100 м от учётчика;
  • далеко - от 101 до 300 м от учётчика;
  • очень далеко - 301 до 1000 м от учётчика;
  • чрезвычайно далеко - более 1000 м от учетчика.

Расстояния определяются глазомерно и приблизительно. Возможные ошибки отнесения части птиц не в те группы выравниваются массовостью материала.

Чтобы избежать занижения показателей обилия птиц со значительной разницей в дальности обнаружения отдельных особей следует раздельно пересчитывать на площадь число птиц каждой группы. Для упрощения подсчета вводится постоянные множители, подобно номерам групп дальностей обнаружения, предлагаемых А.П. Кузякиным (1961). Постоянный множитель показывает, сколько раз нужно увеличить число особей, встреченных на 1 км маршрута, чтобы вычислить количество их на 1 км2.

Постоянный множитель равен: для особей, обнаруживающихся близко - 40; замеченных недалеко - 10; встреченных далеко - 3; очень далеко - 1; чрезвычайно далеко - 0,5.

Полученные данные обрабатываются математически по формуле:

К = (40б + 10н - 3д + 1оч.д. + 0.5ч.д.) / км

К - количество особей на 1 км 2.

б - число птиц, замеченных в момент обнаружения близко;

н - недалеко;

д - далеко;

оч. д. - очень далеко; ч.д. - чрезвычайно далеко; км - пройденное расстояние в километрах.

При описании населения птиц использовалась предложенная А.П. Кузякиным (1962) шкала бальных оценок обилия птиц, (особейкм?). Все виды, в зависимости от их численности, разделяются на:

- весьма многочисленные - 100 и более;

- многочисленные - 10-99;

- обычные - 1-9;

- редкие -0,1-0,9;

- очень редкие - 0,01-0,09;

- чрезвычайно редкие - 0,001 и меньше.

Доминантами и содоминантами по обилию считаются все виды, доля которых в сообществе составляет (по соответствующему показателю) не менее 10%, а фоновыми - имеющими обилие не менее 1 особикм?.

5. Тематическая экскурсия по орнитологии на ООПТ.

Тема экскурсии: "Изучение орнитологического комплекса памятника природы "Пойма Любинская".

Цель: Изучить видовое разнообразие птиц и экологическое состояние комплекса "Пойма Любинская".

Задачи:

  1. Провести маршрутный учет птиц, определить относительную плотность населения отдельных видов;
  2. Провести учет птиц на постоянных площадках; определить характер биотопического размещения отдельных видов;
  3. Провести оценку видового разнообразия птиц в районе исследования;
  4. Определить места обитания редких и исчезающих видов птиц, составить орнитологическую карту района исследования с указанием мест их гнездования;
  5. Провести фотосъемку орнитологических объектов;
  6. Провести оценку экологического состояния памятника природы;
  7. Провести благоустройство территории памятника природы.

6. Исследовательская работа на ООПТ.

Учащиеся школы принимают активное участие в исследовательской работе под руководством учителей школы. Консультантами являются педагоги дополнительного образования МОУ ДОД "Детский Эколого-биологический Центр" г. Омска.

Была поставлена экологическая проблема, которую учащиеся выбрали для своего исследования.

Необходимо иметь навыки и умения организовать исследования, как в полевых, так и в стационарных условиях:

  • уметь быстро перестраиваться в ходе исследования;
  • научиться работать с разнообразными приборами (биноклем);
  • овладеть необходимыми методиками;
  • уметь делать выводы и обобщения;
  • уметь оценивать и записывать результаты своего исследования;
  • прогнозировать результаты экспериментальной работы;
  • уметь выстраивать графики, таблицы, диаграммы, схемы по полученным результатам;
  • владеть навыками работы с компьютером, фотографированием, черчением.

Необходимо иметь представление о том, как и где найти необходимую информацию. Требуется определенная усидчивость, умение работать в библиотеках с различными первоисточниками, отбирать нужную литературу и т.д.

Требуется знание определенного количества видов птиц, без которых невозможно сравнивать и изучать их. Необходимо умение пользоваться определителем птиц, справочниками.

Для оформления работы желательно усвоить навыки дизайна. Наглядность и красочность работы улучшают ее понимание, делают ее более доступной для восприятия окружающими.

Презентация материалов.

При защите исследовательской работы нужно помнить, что она оценивается по следующим критериям:

  • четкость постановки цели, задачи;
  • обоснованность методики исследования;
  • полнота освещения выбранной темы;
  • наличие и значимость выводов и соответствие поставленным задачам;
  • представление полученных данных и их математическая обработка;
  • использование литературных источников;
  • анализ полученных данных;
  • качество оформления работы.

Оценивается также:

  • структура доклада;
  • соблюдение регламента;
  • использование наглядно-иллюстративного материала;
  • ответы на вопросы

7. Литература.

  1. Азарова Л.В., Саренко Г.И. " География Омской области". Омск, 2008.
  2. Воронкова Л.В. "Как организовать воспитательную работу в отряде". Москва, 2007.
  3. Казачук Н.В. и др. "Экологическая тропа в образовательном учреждении" (методические рекомендации). Г.Омск, 2010.
  4. Программно-методические материалы "Экология", 5-11 классы. Дрофа. Москва, 2002
  5. Программы элективных курсов. География, 9 класс. Дрофа. Москва, 2006.
  6. Яковлев К.А. Образовательная программа дополнительного образования детей "Орнитология". Омск, 2010.