Формирование мелкой моторики у детей раннего возраста в условиях Дома ребенка

Разделы: Коррекционная педагогика


Актуальность выбранной мною темы обусловлена во-первых тем что, по данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии. Клинические обследования, в ходе стандартных медицинских осмотров, регулярно проводимых в ДОУ и поликлиниках врачами-специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, кардиологом и др., не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако по наблюдениям педагогов и психологов они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения, что в дальнейшем приводит к проблемам адаптации в социальной среде. Во-вторых актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Кроме того, в этом возрасте заметно возрастает речевая активность детей. Развитию речевых центров коры головного мозга способствуют упражнения массажа и самомассажа пальцев и кистей рук (поглаживание, растирание, разминание, вибрация), упражнения на сгибание - разгибание, разведение, вращение, сжимание - разжимание пальцев и кистей, а также разнообразные пальчиковые игры, сопровождающиеся чтением потешек, стихов, пением песенок. Также решению поставленных задач способствуют и разнообразные игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей.

Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему моего исследования - диагностика нарушений мелкой моторики у детей раннего возраста с ЗПР и наиболее эффективные средства, обеспечивающие коррекцию ее развития.

Цель исследования, таким образом, - выявление особенностей развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой психического развития.

Объект - развитие мелкой моторики руки у детей от 9 месяцев до 2 лет.

Предмет - особенности этого процесса у детей с ЗПР.

Цель, объект и предмет позволяют нам сформулировать следующие задачи нашего исследования: обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка; подобрать методы работы по диагностике нарушений мелкой моторики у детей с ЗПР и апробировать ее результаты, полученные в ходе исследования в Доме ребенка.

Задачи, решаемые развитием мелкой моторики пальцев: развивать силу рук; развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук; развивать навык хватания - учить детей захватывать предмет, действуя целенаправленно, учитывая форму и величину предмета; учить детей подражать движениям рук взрослого; обогащать пассивный и активный словарь ребенка; способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах. Методологической основой, позволяющей решить данные задачи, явились исследования педагогов и психологов в области общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода - одного из основных принципов обучения и воспитания (Л.С. Выготский, A.B.Запорожец); сенсорное развитие дошкольников (М. Монтессори).

В ходе выполнения практической части диагностики проблем моторики возникли трудности из-за частой смены наблюдаемых детей. Условно наблюдавшихся детей можно разделить по сроку пребывания в контрольной (находящейся под моим наблюдением) группе:

Наименование Срок наблюдения Кол-во наблюдавшихся детей Удалось выполнить работы.
Первая группа До 1 месяца 2 Выявить проблемы моторики.
Вторая группа От 1 месяца до 6 месяцев 4 Выявить проблемы моторики, диагностировать.
Третья группа От 6 месяцев и более 3 Выявить проблемы моторики, диагностировать, составить индивидуальный план работы, скорректировать.

Среди тех, кто находился под наблюдением более 6 месяцев удалось выявить, диагностировать и спланировать индивидуальный план работы по коррекции проблем мелкой моторики и начать его осуществление.

Примером успешной, на мой взгляд, коррекции проблем мелкой моторики является наблюдаемые мной дети - Диана и Валерия.:

Диана 21.08.2008

Возраст при поступлении 1 год 6 месяцев.

Ребенок поступил с диагнозом: ЗПР, рахит, гипотрофия 2-3 ст., истощение, ДЦП-?

На момент поступления сенсорное развитие у девочки не было сформировано. Ребенок манипулировал предметами хаотично (стучала ими,бросала и сосала).Понимание речи отсутствовало, активная речь - на 7 месяцев, движение -на 6 месяцев(сидела скрестив ножки, ползала, на ноги не вставала), навыки сформированы на 6 месяцев Во время приема пищи махала руками, не подпуская к себе педагогов, не ела с ложки, не пила из чашки- боялась еды, не могла идентифицировать ложку , чашку и т.д. После проведенной диагностики НПР совместно с медико-педагогической комиссией установлена 5 группа дисгармоничного развития. Был составлен индивидуальный план коррекции развития - цель сформировать навыки в соответствии с зоной ближайшего развития. Для формирования мелкой моторики у ребенка были применены элементы методики М.Монтессори, экологотерапия. Использовала пальчиковую гимнастику, развивающие игры с песком и водой, семенами, тестом. Положительная динамика отмечалась уже через 2 месяца: в 1 год 8 месяцев девочка самостоятельно встала на ножки в манеже, держась за опору, стала эмоциональной, долго и разнообразно занималась с игрушками, охотнее шла на контакт с педагогами, у Дианы активно начала развиваться речь. Путем дальнейшей коррекции удалось достичь еще большего улучшения.

В 2 года 3 месяца- активная речь на 1 год 3 месяца, понимание речи на 1 год 3 месяца, сенсорное развитие - 1 год 3 месяца, игра - 1 год 3 месяца, движение - 1 год 3 месяца, навыки- на 1 год 6 месяцев( самостоятельно ест, пьет из чашки).

Сравнивая уровни развития в 1 год 6 мес (при поступлении) и 2 года 3 мес. можно сделать вывод - уровень развития девочки "вырос" на 6 эпикризных сроков.

Помимо детей с выраженной психомоторной задержкой в группе находятся дети с синдромом Дауна.

Наблюдался ребенок Валерия 29.04.2009.

Возраст при поступлении 1 год 3 месяца.

Диагноз: асфиксия, синдром Дауна, порок сердца (оперирована).

Уровень нервно-психического развития : активная речь на 8 месяцев, понимание речи- на 7 месяцев, игра -на 8 месяцев, движение- на 6 месяцев, навыки -на 9 месяцев На момент поступления девочка не умела сидеть, повторяла за взрослыми слоги, которые были в ее лепете, взглядом могла найти хорошо знакомый предмет, находящийся в определенном месте, хорошо снимала пищу с ложки и пила из чашки. После проведения диагностики, мной была составлена индивидуальная коррекционно-развивающая программа, подобран соответствующий метод материал и сформирован план занятий. К эпикризному сроку 1 год 9 месяцев развитие девочки дало незначительную динамику в развитии, только игра стала на 9 месяцев. На протяжении 3 месяцев динамика не прослеживается, в связи с тем, что ребенок находится в периоде адаптации, девочка часто болела. К следующему эпикризному сроку отметила значительную для данного конкретного ребенка положительную динамику в понимании речи - на 8 мес., активной речи - на 10 мес., сенсорное развитие - на 9 месяцев, игра - на 10 месяцев, движение- на 9 месяцев, навыки - на 10 месяцев. При планировании коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна мною учитывались следующие принципы построения коррекционно-развивающей работы: индивидуальный подход ,комплексный подход , учет мотивации ребенка,непрерывное обучение. Положительная динамика наблюдается только тогда, когда наблюдаемый находится достаточно долгое время в состоянии ремиссии и проводится систематическая коррекционно-развивающая работа, в стадии выздоровления после болезни коррекционную работу приходится начинать с предшествующего этапа.

Если сравнивать динамики развития детей с синдромом Дауна и детей с задержкой нервно-психического и речевого развития можно отметить, что у последних повторная коррекция не нужна (то есть один раз усвоенные навыки запоминаются). Следует отметить , что применяемые коррекционные методики и в случаях с задержкой НПР(нервно-психического развития) и в случаях с синдромом Дауна одинаковые, однако есть специфические особенности.

К проблемам коррекционной работы можно отнести нахождение детей в условиях изоляции в связи с заболеванием, а также нахождением детей в Доме ребенка (отсутсвие рядом родителей бабушек, дедушек и т.д.) - в условиях депривации задерживается развитие психических процессов и не формируется речевая деятельность, а навыки моторики могут забываться или утрачиваться (в случаях с синдромом Дауна) в связи с отсутствием рядом воспитателя, что и наблюдалось в рассмотренном случае с Валерией.

Формирование мелкой моторики у детей раннего возраста в условиях Дома ребенка является важной и актуальной задачей в связи ростом числа случаев нарушений в этой области, а также проблемами, возникающими с социальной адаптацией у детей в дальнейшем.Проведенное мною исследование в этой области позволило выявить особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой психического развития и в некоторых случаях скорректировать нарушения в положительную сторону. Накопленный в ходе наблюдения и практической диагностики и коррекции опыт позволил обобщить знания и совершенствовать практические навыки применения различных методик, как традиционных, так и не традиционных. Считаю необходимым продолжать изучение данной темы, коррекционную работу направлять не только на исправление конкретного вида неправильного навыка, но и на укрепление здоровья детей, а также возможно более ранней диагностики нарушений моторики. Немаловажным фактором успеха в данной работе является создание атмосферы любви и доверия в коллективе, между педагогами и детьми, что само по себе послужит залогом дальнейшей успешной работы.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
  2. Воспитание и обучение детей раннего возраста./Под ред. Л.Н. Павловой. - М., 1986.
  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста./Под ред. Г.М. Ляминой. - М.Просвещение, 1981.
  4. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М. 1983.
  5. Монтессори Мария - Сочинение в русском переводе А.И.Пискунов:Руководство к моему методу , М.1916; Метод научной педагогики применяемый к детскому воспитанию в "домах ребенка".
  6. 4 изд. М.1920 Самовоспитание и самообучение в начальной школе М.1922 (интернет-ресурс).
  7. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. /Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М. Педагогика, 1988.
  8. Сенсорные способности малыша: игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Книга для воспитателей детсада и родителей - М.Просвещение: АО "Учеб.лит.", 1996.
  9. Печора К.Л.Актуальные проблемы развития и формирования поведения детей раннего возраста в условиях Дома ребенка.//Дошкольное воспитание. 2004 №4.
  10. Тонкова-Ямпольская Р.В., Фрут Э.Л. Голубева Л.Г.,Печора К.Л. Оздоровительная воспитательная работа в Доме ребенка. М. 1989.
  11. В.А. Доскина, З.С. Макарова Развитие и воспитание детей в Домах ребенка. М.1987.
  12. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии - М.Просвещение 1995.
  13. Стребелева Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста ,имеющми отклонения в психофизическом развитии./ М. Полиграф сервис 2002.