Цели: создавать условия для формирования культурной личности; познавательной компетенции;
- обучающая: повторить лексику, узнать, какие бывают словари, формировать ключевые и предметные компетенции, умение работать с книгой-словарём;
- развивающая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость;
- воспитывающая: воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку, прививать навык внимательного отношения к слову, интерес к урокам русского языка.
Задачи:
- Расширить словарный запас студентов.
- Расширить знания о словарях русского языка.
- Формировать коммуникативные качества.
- Приобщить к работе со специальной литературой.
Тип урока: расширение и совершенствование знаний и способов действия
(Слайд № 2)
Название урока: Словари - наши верные друзья и помощники в овладении языком.
Эпиграф к уроку:
Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.
Анатоль Франс, французский писатель конца 19 - начала 20 века
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация.
- Друзья! Вы конечно же не раз слышали о том, что мы живём в эпоху информации. А задумывались ли вы, что значит слово "информация"?
- Откуда, из каких источников мы получаем информацию?
(Книги, телевидение, Интернет, друзья, родители, словари)
- Какой источник информации можно считать самым точным, достоверным?
Самым достоверным источником информации можно (и нужно) считать словари, т. к. издания, рекомендации и т. д. проверены и подтверждены соответственными компетентными органами.
(Слайд № 3)
-Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно ?сказал французский писатель Анатоль Франс: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные".
Слова Анатоля Франса будут эпиграфом нашего урока.
(Слайд № 4)
И цель нашего урока - заглянуть в этот мир слов, ?больше узнать о словарях русского языка, понять важность словарей в жизни человека, ?поучиться пользоваться ими.
Формирование новых понятий и способов действия
1. Словарная работа. (На столе по одному словарю.)
- А как вы, ребята, понимаете значение слова"словарь"?
Давайте заглянем в "Школьный толковый словарь" и уточним значение этого слова (находят словарную статью о слове "словарь").
(Студент читает статью.) (Слайд №5)
Словарь - сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем. Например, поэтический словарь Пушкина.
- Сколько значений имеет слово "словарь"? (Слово"словарь" имеет два значения.)
- Как называются слова с несколькими лексическими значениями? (Слова с несколькими лексическими значениями называются многозначными.)
- В каком значении, первом или втором, нас будет интересовать сегодня слово "словарь"?
(В первом значении.)
2. Выразительное чтение стихотворений.
(Слайд №6)
Уважаем государь, по прозванию Словарь,
Даже Пушкин, я об этом достоверно говорю,
Не однажды за советом обращался к Словарю.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу, оказать готов услугу
Русской речи государь по прозванию Словарь!/Я. Козловский/
(Слайд № 7)
Слова.
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз -
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас,
Означено словами. (А. Шибаев)
-Ребята, а какие типы словарей вы знаете? (энциклопедические и лингвистические.)
-А на уроках русского языка и литературы какие словари наши первые помощники?
Сегодня они у нас в гостях!
Встречайте!
3. Парад словарей. (Слайд № 8-9)
- А сейчас мы приглашаем вас на Парад Словарей(Слайд № 10)
1). Ведущий
Жилна свете человек, который собирал слова. Звали его Владимир Иванович Даль. В. И. Даль был врачом, моряком, писателем, натуралистом. Он много плавал по морям, воевал, путешествовал, делал сложные хирургические операции. Но где бы ни был В. И. Даль, чем бы ни занимался, он всегда прислушивался к речи людейвезде и собирал слова, записывал их толкование, т. е. объяснение. И мы с благодарностью вспоминаем его. Результатом его жизни стал "Толковый словарь живого великорусского языка". ?Это 4 толстых тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. А дело было так. Родители отдали Даля в Морской кадетский корпус, где у юноши впервые появился интерес к языку. Здесь он составил словарь кадетского жаргона из 34 слов. А в марте 1819 года мичманом Даль отправился служить в Николаев.
2). Разыгрывается сценка.
Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках.
Ямщик. Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?
Даль. А доберёмся в такую-то пургу?
Ямщик. Не сомневайся. Замолаживает:
Даль. Как это "замолаживает"?
Ямщик. Пасмурнеет. К теплу.
Даль. Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?
Ямщик. Так. Небо тучами заволакивается; к ненастью клонит.
Даль вытаскивает из кармана записную книжку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает писать :
3). Ведущий
Зиму 1837 года Даль провёл в Петербурге. Его записями интересовался А. С. Пушкин, поэт увидел в Дале близкого по литературному мастерству человека. Так, с лёгкой руки Александра Сергеевича Даль занялся составлением словаря русского языка, этот труд занял у него 53 года.
4). Появляется Толковый словарь. (Слайд №11)
Я - словарь Толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение?
Правильно, род мебели. Но есть ещё и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните моё задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении.
5). Работа со статьей словаря (Слайд №12)
1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.
2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3) Анна Ивановна работает в адресном столе.
4) В санатории нам определили пятый стол.
Даль, составляя свой словарь, выступил и как блестящий знаток народной жизни, настоящий этнограф. В словарных статьях содержатся разнообразные сведения о жизни народа: о жилище, о способах ведения хозяйства, орудиях труда, быте, одежде, утвари, пище, семейном укладе, религии, суеверии, приметах, мифологии, обрядах, обычаях, нравах и т. д.
6). Появляется Словарь Ожегова (Слайд №13)
- Наиболее популярный и доступный из всех существующих ?толковых словарей - это словарь Ожегова. К нему постоянно обращают лингвисты и учителя, писатели и журналисты, актеры и дикторы, студенты и школьники, представители самых разных профессий.
7). Разыгрывается сценка.
Учитель. Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела свое место. Всякое бывает, если на место одной буквы встает другая. Все началось с того, что Катя нарисовала ворону и написала: "Варона". (Слайд №14)
Вера. Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.
Маша. Ну, подумаешь, одна буква. . . Ворона или варона - какая разница? И так все поймут.
Вера. Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо нее напиши т. Что получилось?
Маша. Вот чудеса - получилось ворота!
Вера. Поняла, что значит одна буква?
Учитель. - Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти слово?
(В орфографическом).
8). Появляется Орфографический словарь. (Слайд №15)
Я - Орфографический словарь. Я нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам.
9). ПоявляетсяЭтимологическийсловарь(Слайд №16)
Я - Этимологический словарь. Назначение этимологического словаря - дать историю и происхождение слов. Ведь у каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Об этом стихотворение С. Острового "Первородство":
К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны:
И когда я слышу: "Извини меня!"-
Это значит: "Исключи меня из вины!"
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: "Защити меня!"
Это значит: "Спрячь меня за щитом!"
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. Я, этимологический словарь, стану вашим надёжным помощником. В добрый путь!
10). Появляется Словарьсинонимов. (Слайд № 17)
Я - Словарь синонимов. ?Открой меня, и ты увидишь слова, близкие по значению, слова - друзья. Слова - синонимы похожи, близки друг к другу по смыслу, но всё же каждое из них имеет своё, особенное значение. Синонимы дают возможность выражать самые тонкие оттенки мысли и чувства. Употребляя слова - синонимы, мы делаем нашу речь образной, красочной, выразительной.
11). Появляется Словарьантонимов. (Слайд № 18)
Я - словарь антонимов. ?Если хочешь узнать, какие есть в русском языке "слова-враги, "загляни в меня. В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: это хорошо или плохо? Ещё рано или уже поздно? Сегодня тепло или холодно? Ты сыт или голоден? Эти явления отражают антонимы слова противоположение по смыслу.
12). Появляется Словарьиностранныхслов. (Обложка к классу обращена левой стороной) (Слайд № 19)
Есть под властью Словаря много слов иноплемённых,
Издалёка завезённых через горы и моря.А из Франции
Привет!
К нам пожаловал балет,
И театры, и актрисы,
Декорация, кулисы,
Дирижёр, и билетёр,
Персонаж, танцор, сюжет,
Бис! Антракт:Фойе:Буфет:А из Англии футбол прямо в бутсах к нам пришёл,
Вслед за ним пришёл хоккей, а до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд, чемпион, тайм-аут, спорт.
И явился, например, к нам от немцев офицер,
С офицером в свой черёд к нам приехал бутерброд.
-Что же это за словарь? (Словарь иностранных слов. )
Я - словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. И среди своих законных слов, в отечестве рождённых.
13). Появляется Фразеологический словарь. (Слайд №20)
Я - фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4000 фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа: "бить баклуши", "пожинать лавры" и т. д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий.
14). Появляется Словарь трудностей.
-Подумайте, какой словарь хочет пообщаться с нами сейчас?
(Слайд № 21)Инсценировка:
Как-то раз во дворе
Из собачьей миски
Пять чумазых поросят
Кушали сосиски.Подошёл к ним и сказал
Папа возмущённый:
Так съедите вы у пса
Весь обед ЕВОНЫЙ!Закричала хрюшка-мать:
- Отойди от будки!
Детям надо наполнять
ИХНИЕ желудки!Папа грустно пробурчал
В пятачок широкий:
- Слушать я уже устал
ЕЙНЫЕ упрёки!Детям всё прощают тут,
Дети хрюшками растут,
И такая дребедень
Происходит КАЖНЫЙ день!И у нас во дворе
Слышал я однажды,
Как ребята говорят:
ИХНИЙ, ЕЙНЫЙ, КАЖНЫЙ:Чтобы вы никогда
Не попали в лужу,
ИХ, ЕГО и ЕЁ
Говорить вам нужно.Пели мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,
-Непростительно ребятам!
(Слайд №22)
Учитель. Продолжите фразу: "Когда написание или произношение слова вызывает особую трудность, мы обращаемся к словарю:" (трудностей)
(Слайд № 23)
Я - Словарь трудностей русского языка. Предназначен для широкого круга читателей. Автор словаря - Розенталь. Во мне собрано около 30 тыс. слов, представляющих сложности различного характера. Если какое-то слово вызвало у вас затруднение, смело обращайтесь ко мне, Словарю трудностей. Я вам помогу.
Например, у многих учащихся вызывают затруднения слова одевать - надевать. НАДЕВАТЬ - действие обращено на самого производителя действия: надевать пальто, шубу, шапку; а также в конструкциях с предлогом на - действие обращено на другое лицо или предмет: надевать пальто на ребёнка. ОДЕВАТЬ - обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет: одевать ребёнка, одевать куклу.
(Слайд № 24)
Запомните: надевать одежду - одевать Надежду.
15). (Слайд №25)
Учитель.
- А сейчас предлагаю выполнить задание: исправьте нарушения языковых норм.
Пирожок с повидлой, нет сапогов, нет носок, юбка длиньше, двое подружек, с обеими государствами, ихний пример, иметь важную роль, играть особое значение, ложи наместо, я одел(а) шапку, мыть голову новой шампунью, игрушки красивые и прочны, моё день рождения.
Учитель:
- Спасибо, друзья-словари, что пришли к нам в гости. Ребята, может быть, у вас есть вопросы к словарям.
16). Интервью со словарями
Ученик:
- А кто создаёт словари?
Словарь: (Слайд № 26)
- Созданием словарей занимаются лексикографы. А наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией.
Ученик: - Когда вышел самый первый словарь?
Словарь: (Слайд № 27)
- О, это было очень давно! Первый печатный словарь назывался "Лексис". Составил его Лаврентий Зизания в 1596 г. В этом словаре было всего 1 061 слово - это очень много по тем временам.
Словарь: (Слайд № 28)
- А при Петре I вышел первый в России словарь иностранных слов. Он издал указ: "Где какое именование явится, выписывать в особливую тетрадь. Сие выписав, перевести на русский язык потом".
Ученик:
- Какие словари самые известные?
Словарь:
Это словарь В. И. Даля. В 1863 г. вышел его знаменитый "Толковый словарь живого великорусского языка". В нём собрано более 200 000слов.
Ученик:
- Каким должен быть примерно словарный запас человека?(Слайд № 29)
Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4 - 5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тысяч слов, у А. С. Пушкина - 21 тыс.
Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что язык, речь являются показателем ума человека, показателем культуры.
4. Подведение итогов.
Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам на уроках русского языка. А еще существуют литературный, энциклопедический, филологический и другие словари.
Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их и согласитесь с Самуилом Маршаком:
Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
Применение. Формирование умений и навыков.
1. Шутке - минутка. (Эмоциональная разрядка). (Слайд № 30)
1). - На уроке ребята пытались описать, как выглядят некоторые животные. Давайте прочитаем:
Лошадь - это такое травоядное животное, которое состоит из следующих частей: головы, туловища, четырёх ног, хвоста и телеги.
Корова - это большое животное, у которого на голове сбоку растут две загогулины, а сзади - специальный хвост с метёлочкой для отгоняния мух. Корова даёт людям молоко, и за это её все любят. Если корова не даёт молока, её за это называют быком.
2). - Прочитайте высказывание Рене Декарта(Слайд № 31)
"Определяйте значения слов - и вы избавите мир от половины заблуждений" (Декарт, 1596 - 1650).
- Прослушав эти смешные случаи с урока и прочитав высказывание Рене Декарта, французского философа, математика физика, физиолога, догадайтесь, какой словарь нам необходим? (этимологический)
(Слайд № 32)
3). - Вы уже знаете, что такое этимологический словарь. Но, оказывается, некоторые
лингвисты-озорники специально составляют словари энтимологические. Это шуточные, юмористические словари, где общеизвестным словам дается необычное, совершенно неожиданное толкование, основанное чаще всего на звуковом сходстве омонимичных морфем или их частей.
Познакомьтесь с фрагментом одного из них. (Слайд №33)
Астрология - раздел ботаники: разведение астр.
Бездарь - человек, которому ничего не подарили.
Зазубрина - правило.
Изверг - действующий вулкан.
Папье-маше (франц.) - родители.
Ранец - контуженный. Ср. померанец
Сомнение - мнение коллектива.
Химера (сокр.) - эра химии.
Язычник (проф.) - лингвист.
- Чтобы у говорящего, да и пишущего не возникало в будущем подобных проблем, необходимо пользоваться словарями. Ведь именно "Словари - наши верные друзья и помощники в овладении языком". Обратите внимание на название нашего урока.
- Определите, какой перед нами словарь.
(Слайд № 34)
1). "Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побе-жали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки". Фразеологический словарь.
(Слайд №35)
2). "Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром". Словарь иностранных слов.
(Слайд № 36)
3). "Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. . . Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами". Словарь синонимов. (Слайд № 37)
3. Встреча за круглым столом. (Слайд № 38)
- Давайте поговорим о слове, на котором "мир стоит", которое "сверкает ярче солнца", "в огне не горит, в воде не тонет", "суда не боится", "с ложью не дружит", "всегда живёт с хорошими людьми"
- Что это за слово?
- Да, это слово правда.
- Ребята, что вы знаете о слове правда?
- Уважаемые Словари, сегодня, мы хотим узнать, что знает каждый из вас о слове правда. Первому мы предоставим слово Толковому словарю русского языка.
Выступления учащихся.
(Слайд №39)Правда - слово многозначное. Вот его основные значения:
- То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).
- То, что исполнено истины: правдивость (Люблю тебя за правду).
- Справедливость, порядок, основанный на справедливости. (Нам правду не найти).
- В составе средневековых названий сводов законов (Русская правда).
- В значении наречия: верно, справедливо, в самом деле.
- В значении уступительного слова ХОТЯ.
- А какие пословицы со словом "правда" знаете вы?
(Слайд №40)
Правда в глаза колет. Правду за деньги не купишь. Правда суда не боится
Кроме толкования значения слов, мой словарь включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них.
- Без правды жить легче, да помирать тяжело.
- Правда - свет разума.
- Правда сама себя очистит.
- Над правдой не мудруй.
- Дело знай, а правду помни.
- Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Задание. - Давайте-ка запишем их с вами на память и постараемся запомнить.
(Слайд № 40)
- Спасибо за выступление. Русская пословица гласит: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Какой словарь, на ваш взгляд, поведает нам о друзьях слова "правда"?
О друзьях слова "правда" нам поведает Словарь синонимов.
Задание. - Ребята, вспомните сначала, какие слова называются синонимами?
(Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.)
- А теперь слово предоставляется Словарю синонимов. (Слайд №41)
Синонимом слова "правда" является слово"истина". Вот послушайте, что об этом пишет Михаил Пришвин: "Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать".
- Итак, синонимом слова "правда" являетсяслово "истина". Слова "правда" и"истина" близкие по значению. Выходит, они друзья.
- О друзьях слова "правда" мы теперь знаем, какой словарь нам расскажет о "врагах", противниках слова "правда"(Словарь антонимов).
- Какие слова называются антонимами?
(Слова с противоположным лексическим значением называются антонимами.)
- А вы узнали, какие слова являются антонимами слова "правда"? (Слайд № 43)
(Антонимы слова "правда": ЛОЖЬ, НЕПРАВДА, ОБМАН, ВРАНЬЁ (в разговорной речи), КРИВДА (в народно-поэтической речи).
На антонимах построены многие пословицы. Вот некоторые из них:
Задание. На экране вы видите пословицы, устно объясните орфограммы, найдите антонимы.
(Слайд №44)
Маленькая правда поб:дит большую (не)правду. Правда (с)обманом рука (об) руку (не)ходят. Не тот дру:, кто мёдом маж:т, а тот, кто правду скаж:т.
Словарь антонимов. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста. Послушайте стихотворение.
У кривды тысяча дорог
У правды лишь одна.
Она порой полна тревог
И горечи полна.
-Слово, как и всё живое на земле, рождается на свет. О том, где, когда и как появилось слово, расскажет нам Этимологический словарь.
(Слайд №45-46)
Слово"правда" общеславянское по происхождению, образовано от слова "правый" (истинный) с помощью суффикса -вд-. Слово "правый", в свою очередь, образовано с помощью суффикса -в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова"пра". Первичное значение этого слова было"такой, какой должен быть".
Оказывается, что в далёком прошлом слово"правда" состояло в близком родстве с такими словами, как СПРАВЕДЛИВЫЙ, ПРАВЕДНИК, ОПРАВДАТЬ, ПРАВИЛО, ИСПРАВИТЬ.
(Слайд №47-48)
- А как вы думаете, существуют ли фразеологизмы со словом "правда"?
Оказывается, существуют. Их немного, но они есть: "Верой и правдой служить"; "всеми правдами и неправдам"; "смотреть правде в глаза"
- Дайте толкование фразеологизму "Верой и правдой служить"? (служить преданно и честно).
V. Этап информации о домашнем задании
(Слайд №49-50)Домашнее задание:
Побудьте и вы в роли автора словаря, составьте словарь из 15-20 слов на одну из тем: например, "Словарь добрых слов", "Словарь вежливых слов"; "Лесной словарь", "Спортивный словарь".
Конкурс рисунков.
- Нарисуйте обложки словарей. "Словари" сами выберут по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.
Подведение итогов урока(Слайд №51)
О русское слово! Ни лязгами цепи,
Ни визгами розги, ни свистом кнута
Твоё не шелохнуто великолепие,
Твоя простота и твоя красота.Язык расширяется снова и снова,
Никто не поставит ему предела,
На право на новое, небывалое дело.
Понадобилось перешагнуть порог небес
Чтобы без всяких отсрочек
Слово "летун" придумал Блок
И Хлебников чуть поправил: "летчик"
Слово-звезда.
В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда для нас, на земле горит еще тысячи лет. ?? Человека того нет, а слово остается и летит из поколения? в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.
VII. Этап рефлексии
Сегодня, я думаю, вы поняли, ребята, как важно дружить со словарями. Они помогают многое узнать о слове. Всякий грамотный человек очень часто в своей жизни обращается к словарям. Я думаю, что эти замечательные словари обязательно станут нашими друзьями.
- Давайте поделимся своими впечатлениями об уроке.
У | Р | О | К |
удивительный | рабочий | обдуманный | качественный (хороший) |
удачный | развивающий | образцовый (идеальный, примерный) | компетентный (грамотный) |
уникальный (редкий) | рациональный (целесообразный) | обучающий | культурный (просвещённый) |
универсальный (всесторонний) | результативный | основательный (серьёзный) | коллективный (общий) |
уравновешенный (спокойный) | радостный | оригинальный (своеобразный) | компактный (плотный) |
унылый (грустный) | расплывчатый (неясный) | обыденный (будничный, обыкновенный) | кошмарный (отвратительный) |
утомительный (изнурительный) | Рутинный (шаблонный, стандартный) | однообразный (монотонный) | косный (консервативный, затхлый) |
А напоследок я скажу:
Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней,
Ведь каждый школьный миг отмечен
Неповторимостью своей.
И как бы ни был путь мой труден,
Надежда помогает мне.
Я счастлив думать, как о чуде,
О завтрашнем, о школьном дне.
Во имя радостных открытий
Нам быть в походе до конца.
Нельзя иначе: я - учитель
И мне доверены сердца.
(И. Дружинин)