Урок литературы по теме "Учитель как воплощение гуманизма" (по рассказу Е.Гришковца "Начальник"). 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели урока: Формирование ценностных представлений о мире, о взаимоотношениях детей и взрослых, о творческом и ответственном отношении к своему делу, об ответственности подростка за своё будущее - средствами художественного произведения. Закрепление умения анализировать художественное произведение на примере "вдумчивого чтения" рассказа Е.Гришковца "Начальник". Закрепление навыков коллективной работы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с современным автором - Евгением Гришковцом.
  • В ходе обсуждения рассказа "Начальник" продолжить учить детей анализировать художественный текст (видеть роль детали, авторское отношение к героям и т.д.).
  • Продолжить учить детей высказывать и отстаивать свою точку зрения, в том числе выработанную коллегиально.
  • Подготовить к написанию сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем

Средства реализации методической цели

Проблемные вопросы этического и нравственного характера, злободневные и личностно значимые для старшеклассников, полилог, прием "индуктор" (установление ассоциативных связей), индивидуальные и групповые творческие задания, метод анализирующего наблюдения.

Оборудование урока:тексты рассказа, мультимедийный проектор.

Эпиграфы на доске;

"Каждый твой поступок, учитель, отражается на других людях:
Не забывай, что рядом с тобой человек".
В.А.Сухомлинский.

Предварительная подготовка к уроку

Прочитать рассказ Евгения Гришковца "Начальник".

Подготовить сообщение о жизненном и творческом пути писателя, мультимедийную презентацию, отражающую разные стороны его творческой и общественной деятельности (групповое задание).

Подобрать эпизод рассказа, который мог бы выполнить роль эпиграфа, т.е. наиболее точно передать тональность, главный мотив произведения (индивидуальное задание).

Подготовить ролевое чтение одного из диалогов (групповое задание).

Как показан руководитель фотокружка (индивидуальное задание).

Рассказать о каждом из учеников Владимира Лаврентьевича(индивидуальные задания).

Выучить наизусть стихотворение об учителе (индивидуальные задания).

Поделиться впечатлениями от прочитанного в сочинении - эссе (письменное творческое задание).

Ход учебного занятия

I. Мотивационно - установочный этап.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначении.

Тема учитель - ученик на протяжении всей истории литературы была в центре внимания писателей. В XX веке к этой теме обращались многие авторы: А. Лиханов "Благие намерения", В.Г. Распутин "Уроки французского", Ю.В. Мамлеев "Урок", А. Алексин "Безумная Евдокия", Ю.М. Поляков "Работа над ошибками", В. Быков "Обелиск", Г. Полонский "Ключ без права передачи" и другие.

3. Объявление темы урока, целей работы.

Я приглашаю вас к раздумью над страницами прочитанного рассказа Евгения Гришковца "Начальник", поэтому, анализируя содержание прочитанного, будьте внимательны к слову писателя

II. Организационно - деятельностный этап.

Сообщение о жизненном и творческом пути Евгения Гришковца, мультимедийная презентация.(групповое задание) Актёр, режиссёр, писатель. Родился в 1967 году в городе Кемерово, здесь окончил среднюю школу. Срочную воинскую службу проходил на Тихоокеанском флоте. Учился в университете, где организовал студенческий театр. В 1998 переехал в Калининград. Тогда он же представил в Москве на зрительский суд свой первый моноспектакль "Как я съел собаку", за который в 1999 году был удостоен национальной театральной премии "Золотая маска". В 2004 году опубликована первая книга Гришковца - роман "Рубашка". Всего опубликовал более 10 книг.

В 2007 году вышла пятая книга Евгения Гришковца- "Следы на мне", состоящая из девяти, казалось бы, не связанных друг с другом рассказов, повествующих о детстве и юности писателя. "Имена, события, факты и географические названия реальны. Всё остальное- литература",- говорит о своей книге Гришковец. В этот сборник входит и рассказ "Начальник", который мы будем читать на уроке.

III. Чтение с остановками. Знакомство с правилами работы. Общий этап работы. (работа в группах)

Учитель: Я называю такой приём "вдумчивое чтение". Он поможет внимательно прочитать рассказ, заставит включить наше воображение, обратить внимание на отдельные детали. Перед вами текст рассказа, разделённый на фрагменты. Я прошу вас читать только тот фрагмент, с которым мы работаем. Этот же фрагмент появится на экране. Но я рекомендую работать с печатным текстом - в нём вы можете делать любые пометки.

Учитель: "Начальник". О чём может быть рассказ с таким названием?

Фрагмент 1

"Знаете такое выражение: "оказать честь" или вот ещё - "оказать доверие"? Что ещё можно оказать?Со словом "оказать" всегда связано что-то хорошее, важное и благородное. Но доверие, на мой взгляд, самое серьёзное и прекрасное, что может оказать один человек другому. И я помню, как в первый раз в жизни, мне было оказано доверие. Именно оказано."

Учитель: Подчеркните, пожалуйста, в тексте ответ на вопрос, что можно ОКАЗАТЬ. Назовите слова, которые вы подчеркнули.

Как это произошло? Каким образом герою рассказа -14-летнему мальчику было оказано доверие? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, которые у вас возникнут по ходу чтения рассказа, поработаем в своей группе. Каждой группе предложен один фрагмент текста и один- два вопроса к нему. Ваша задача- прочитать свой фрагмент рассказа и познакомить класс с ответом на поставленный перед вашей группой вопрос. Отвечать может кто-то один из группы, каждый может высказать своё мнение, к обсуждению присоединяется весь класс. По ходу чтения делайте пометки в тексте.

IV. Работа в группах.

Группа 1. Фрагмент 2

1) Почему, по вашему мнению, мальчик не смог увлечься ни одним делом?

Возможный ответ детей: во всех кружках к мальчику отнеслись равнодушно, не захотели и не сумели вызвать интерес ни к спорту, ни к моделированию.

"В школе я никак не мог найти себе занятия. Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. А занятие очень хотелось найти. Часто бывало скучно, а энергии было много.

Спортом я никаким не увлёкся. Какое-то время ходил на хоккей. Играл я плохо. Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда всё равно, выиграем мы или нет. Не было у меня азарта. Тренер через какое-то время это понял, и порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и не заниматься другими видами игрового спорта.

Тогда я пошёл в кружок авиасудомоделирования. Там люди моего возраста творили чудеса. Их самолёты летали, корабли плавали. Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и отвалил".

Учитель: Как к герою отнеслись в фотокружке? Об этом мы узнаем из ответов второй группы.

Группа 2. Фрагмент 3

2) Как вам кажется, почему Владимир Лаврентьевич так настойчиво расспрашивает героя?

- Для чего предлагает выбрать лучшие фотографии?

Возможный ответ детей: Неравнодушен, серьёзно относится к ребёнку; требователен; хочет проверить, насколько герой интересный и самостоятельно мыслящий человек, насколько серьёзно заинтересован фотоделом, есть ли у него художественный вкус. (чтение диалога)

"Я пошёл в фотокружок при станции юных техников. Меня встретил руководитель кружка Владимир Лаврентьевич.

- А что ты хочешь фотографировать? - спросил он.

- Не знаю. Сначала хочу просто научиться.

- Научиться что? На кнопку нажимать?

- Да. И на кнопку нажимать, и чтобы в итоге получилась фотография.

Он тут же наклонился ко мне ближе.

- Молодец!- заулыбался он. В итоге фотография, говоришь? Это правильно. Только что будет на этой фотографии? Вот вопрос. Давай сделаем вот что, - азартно сказал Владимир Лаврентьевич, вставая. Он подошёл к столу, взял с него стопку фотографий. - Посмотри на эти фотографии и выбери три, которые тебе больше всего понравились

Я выбрал три фотографии.

- Вот, - сказал я и протянул ему.

Он рассмотрел мой выбор внимательно, взял не выбранные мною фотографии, быстро их перебрал, достал из стопки одну и сунул её мне.

А эта нравится? - спросил он.

Я пожал плечами.

- А эта самая лучшая, - быстро сказал он.-

-А вот эту ты почему выбрал?

-А эта мне нравится, -тут я запнулся. -Это август. Утро. Я такое видел.

- Молодец! Пошли чай пить.

И я стал ходить в фотокружок.

Группа 3. Выбрать те фотографии, которые вам понравились, и объяснить свой выбор.

Сложно ли было выбрать фотографии? Сложно ли было объяснить свой выбор?

Что сложнее - выбрать или объяснить свой выбор?

Группа 4. Фрагмент 4

- Кого в фотокружке называли "дядя"? (Какое определение даёт автор коллективу? - творческий)

- Почему стать "дядей" было заветной мечтой многих ребят?

Возможные ответы детей:

Это признак того, что их выделил Владимир Лаврентьевич,оценил, доверяет им, относится серьёзно, как к равным, как ко взрослым.

"Всех нас Владимир Лаврентьевич называл юношами. Из каждой группы оставался один или два юноши (а то и ни одного), которые вливались в небольшой творческий коллектив или, я бы сказал, в особый клуб. Таких людей Владимир Лаврентьевич называл "дядя". Стать "дядей" была заветная мечта многих. И только те, кого он называл "дядя", могли между собой называть его "начальник".

- А в пятницу вечером ты сильно занят? - однажды после занятия неожиданно спросил меня Владимир Лаврентьевич.

- В пятницу? Вечером я не занят. А что?

- А что? - он улыбнулся. - А то! Пойдём вместе смотреть хорошее кино! - Тут он задумался на несколько минут.- Этот киноклуб, куда мы пойдём, - мероприятие закрытое, ну, не для всех, потому что там показывают фильмы, которые вот так в кинотеатрах не шли и не идут. Это фильмы, которые участвовали в кинофестивалях или хранятся в фильмофонде. Не всё, что показывают в киноклубе - шедевры. Но в любом случае это кино стоит посмотреть. Если будет скучно, попробуй справиться со скукой, досмотри до конца, потрудись, попробуй понять, зачем люди тратили плёнку, снимали это кино. Если будет что-то непонятно, спрашивай. Договорились?

- Договорились! - сказал я.

- И ещё. Это так, ерунда, но всё-таки. Многие фильмы, которые в киноклубе показывают: как бы это сказать: Ну, были бы детям до шестнадцати: Там могут быть голые женщины, могут быть разные сцены. А если голые женщины сегодня в кино будут, - сказал он, улыбаясь,- ты глаза не жмурь. Смотри и старайся понять, зачем это показывают. Это очень трудно, хорошо снимать обнажённое тело".

V. Завершаем чтение рассказа. Чтение с остановками. Общая беседа. Читаем, начиная с фрагмента 5.

Фрагмент 5

"Фильм был черно-белый и с субтитрами".

Учитель: Из каких источников мы с вами можем узнать значение слова, пример его употребления в речи?

Дети: Из толковых словарей.

Учитель: Слово субтитр, которое чаще всего употребляется во мн.числе представлено следующей словарной статьёй (информация на слайде; при наличии времени можно предложить учащимся поработать со словарями).

Субтитр -а; м. [от фр. sous-titres - подписи] - надпись под изображением внутри кадра, передающая слова действующих лиц или содержащая пояснительный текст. Фильм с субтитрами. Редактор субтитров. Давать субтитры к фильму, телепрограмме.

"Я впервые смотрел фильм с субтитрами и очень устал их читать. Когда мне стало уже невмоготу от чтения титров и от этого киношедевра, я оглянулся и увидел, что Владимир Лаврентьевич спит. Мне сразу стало хорошо и спокойно, но я не уснул. Фильм кончился. Но всё же я был очень доволен. Даже счастлив".

Учитель: Почему был счастлив? (Ответ - в следующих предложениях, во фрагменте 6).

Фрагмент 6

"Начальник взял меня с собой. Он говорил со мной серьёзно. Он заботился обо мне. И заботился тоже, как надо, серьёзно".

Учитель: Какое слово повторяется дважды подряд и почему?

Фрагмент 7

"Как фотограф я не состоялся совсем"

":Как фотограф я не состоялся совсем. Но я долго ходил в фотокружок, уже даже не пытаясь фотографировать.

У меня появилось моё особое место и особая роль в жизни фотокружка. Многие мои приятели по кружку показывали свои фотографии мне, прежде чем показывать их Начальнику. Да и сам Начальник часто со мной советовался, спрашивал моё мнение о том или ином снимке. Иногда мы спорили, и сильно. Я впервые старался найти точные слова, которых от меня искренне ждал взрослый и авторитетный (для меня) человек. И очень гордился, когда удавалось что-то смутное выразить словами. А Начальник слушал. Меня в первый раз так слушали".

Учитель:"Как фотограф я не состоялся", - сказал герой. Почему же занятия в фотокружке он считает важным событием в своей жизни?

Возможный ответ детей: Там герой познакомился с Владимиром Лаврентьевичем, серьёзно и внимательно.

Учитель: Точный ответ - в последних строчках рассказа "Начальник". Какое слово подчёркивает, как внимательно относился Владимир Лаврентьевич к своим подопечным?

(Искренне).

Фрагмент 8

":Почти все люди в городе Кемерово, которые прошли через наш фотокружок, кто был "дядей", мы все - члены особого клуба. Члены особого братства. И первое достижение, какое у нас было в жизни - это то, что один азартный, весёлый, умный, взрослый человек называл нас "дядя".

Он оказал нам доверие! Он доверил нам время своей жизни, своей надежды, свою профессию, свои представления о том, как и что:

Если можно говорить об учителях: Если бы у меня спросили: "Был ли у вас учитель?" Я бы сказал: "Был".

Учитель: Почему именно о руководителе фотокружка герой сказал, что у него был настоящий учитель? Почему назвал серьёзное, уважительное отношение к себе достижением? Точное ли это слово? Какое же это достижение - может, просто везение? Или нет?

(Слово точное, потому что герой заслужил такое отношение к себе-он тоже серьёзно относился к тому, что делал, проявлял творчество, неравнодушие)

6. Рефлексивный этап.

Обращение к эпиграфу. Чтение сочинений - эссе "Мой любимый учитель"

Заключительное слово учителя.

Подведём итог.

Мы прочитали рассказ Евгения Гришковца "Начальник". Меня он заставил задуматься о многом. Например, о том, что значит быть настоящим учителем, как нужно относиться к любому делу. И ещё о том, что подростковый возраст - важнейший период жизни человека. Именно в этом возрасте формируются жизненные ценности, интересы, взгляды на своё будущее, а значит, во многом формируется само это будущее. Вот почему именно в этом возрасте так важно встретить понимающего, умного, чуткого взрослого. Герою рассказа "Начальник" повезло, рядом с ним был человек, который помог ему правильно определить своё будущее, дал верный взгляд на то, что хорошо, а что плохо. Но ответственность за своё будущее лежит не только на окружающих его людях, но и на самом подростке.

Я надеюсь, что урок заставил и вас о многом задуматься. Подумайте ещё и о том, как вы работали на уроке и какую можете поставить себе оценку.

Самооценка.

Поставьте себе оценку за урок, учитывая вашу роль в принятии решения, вашу активность на уроке, степень участия, в выработке решения.

Домашнее задание (на выбор)

Написать сочинение в любом жанре о людях, оставивших след в вашей жизни.

Использованная литература и интернет - ресурсы:

  1. Гришковец Е. Начальник // Гришковец Е. Следы на мне. - М.: Махаон. - 2007. - с.164 - 202.
  2. Гришковец Е. Блог Евгения Гришковца. - http://odnovremenno.com/
  3. Евгений Гришковец. Официальный сайт - http://www.grishkovets.info/