Технологическая карта урока русского языка по теме "Наречие как часть речи. Отличие наречия от созвучных форм других частей речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  • Сформировать знания о строении текста типа описания предмета (данное и новое).
  • Научить определять "данное" (сам предмет или его части) и "новое", основную информацию (сообщение о признаках).
  • Научить опознавать типовой фрагмент по значению "данного" и "нового" в предложениях текста.
  • Развивать умения целеполагания, рефлексии, организовывать собственную деятельность; развивать внимание.
  • Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.
Этапы урока. Деятельность учащихся. Деятельность учителя.
УЭ-0. 5 мин. Цель: Определить задачу на уроке, установить связь с новым материалом.

Оргмомент.

Мотивация посредством постановки задачи каждым учащимся.

Место урока в теме.

Информирование об оценке приобретённых знаний и умений.

Записывают тему урока, записывают в тетрадь свою задачу в соответствии с темой урока.

Устанавливают связь с предыдущими уроками (что похожего, чем отличаются).

Приветствует, называет тему урока, побуждает учащихся определить место урока в теме, установить связь с предыдущими уроками ("Строение текста типа рассуждения", "Строение текста типа повествования").

Сообщает учащимся о необходимости оценивания собственной деятельности в течение всего урока. Делают таблички с кружочками зелёного и красного цвета.

УЭ-1. 5 мин.Цель: Выявить знания о строении текстов типа рассуждения и повествования.

Входной контроль, актуализация знаний (выявление знаний, служащих подготовкой к восприятию нового материала).

В парах называют составные части рассуждения;

Отвечают фронтально на вопросы учителя.

Определяют тип речи прочитанных учителем отрывков, записывают в тетрадь.

В повествовании определяют " данное" и "новое".

Самопроверка, выставление оценок на полях тетради.

- Что такое "данное" в тексте?

- Чем "новое" отличается от "данного"?

- Как называется тип речи, в котором говорится о следующих друг за другом действиях?

Читает отрывки.

УЭ-2. 10 мин. Цель: понять, что в описании предмета "данное" - сам предмет или его части, а "новое" - это сообщение о признаках.

Сообщение новых знаний :

1. Информация учителя о видах описаний.

2. Применение полученной информации в поисковой ситуации.

3. Формирование умения определять тип речи по значению "данного" и "нового" и обосновывать ответ.

4. Практическое применение полученных знаний: выполнение упражнения № 878.

5. Промежуточный контроль.

Слушают учителя и понимают.

Рассматривают иллюстрации, называют виды описаний.

Доказывают, что это все описания - в диалоге с одноклассником..

Взаимооценка.

По цепочке говорят: сосновая роща, улыбающаяся девушка и т. д.

Записывают в тетради:

"Данное" "Новое"

Коростель. Рыженький, :

Предмет Признаки.

Существ. Прилаг.

Читают упражнение 879, отвечают на вопросы.

Информация учителя: среди описаний выделяют описание места, описание состояния(природы, человека), описание предмета(вещи, животные, люди).

- Откройте страницу с иллюстрациями. Назовите описания места, состояния, предмета (14, 4,11).

-Можно сказать, что все они описания, только взглянув на иллюстрацию? Почему?

-Чьё доказательство наиболее интересно?

-Что является "данным"?

(предмет или его части).

-"Новое" содержит основную информацию, сообщение о признаках.

Руководит выполнением упражнения 878.

-Что является "данным" в описании, а что "новым"? Промежуточный контроль.

УЭ-3. 10 мин. Цель: определять способы выражения "данного" и "нового" в предложениях фрагмента текста

УЭ-4. 5 мин. Цель: проверить умения создать текст типа описания предмета, используя полученные знания.

Выходной контроль: мини- описание-загадка.

Выполняют упр. 882,

Упр. 883 устно.

Упр. 884 письменно

Составляют загадку или описание цветка, птицы.

На доске: Способы выражения "нового" - "данного":

Научный Художественный

Прямое Переносное

Прил. Прил., сущ., гл.

Сущ. Нар. Сравнения,

Словосочетания со значением признака.

Предлагает задание на выбор, наблюдает.

УЭ-5. Цель: Рефлексия и выбор домашнего задания. Отвечают на вопросы: -Насколько успешно достигнуты цели каждого УЭ? (Какие выставлены оценки).

- Всего урока? (Выставляют общую оценку за урок).

Какие новые знания получили?

Выбирают задание в соответствии с проведённой рефлексией.

Побуждает учащихся провести самоанализ деятельности на уроке в словесной и отметочной форме.

- Над чем хочется поработать дома?

- Можно придумать и выполнить своё задание.

Благодарит за урок, просит выставить оценки в дневник.