Технико-тактическая подготовка учащихся к прыжкам через нарты

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Введение

Физическое воспитание подрастающего поколения в нашей стране является делом государственной важности; поэтому учитель и тренер должны иметь ясное и целостное представление о физической культуре как об активном средстве, способствующем всестороннему развитию детей и подростков. Как показывают научные исследования, жители Якутии по сравнению с представителями средней полосы России достоверно отстают по скоростно-силовым качествам. Для ликвидации этих пробелов рекомендуется широко культивировать якутские национальные прыжки и прыжки через нарты.

Сегодня в нашей республике прыжками через нарты занимается достаточно много спортсменов. С каждым годом улучшается техника выполнения прыжков, улучшаются результаты спортсменов, устанавливаются новые рекорды. Но мы считаем, что, повысив морально-волевую подготовку спортсменов, можно существенно увеличить их результативность. В данной работе мы опирались на теоретических концепциях ведущих республиканских ученых, тренеров по прыжкам через нарты таких, как Сыромятников А.Г., Охлопков Н.Н., Шамаев Н.К., Кочнев В.П. Санников Н.А. и др.

Целью нашей работы стала технико-тактическая подготовка прыгуна для повышения прыгучести. Поэтому мы считаем, что наша работа на сегодняшний день актуальна, но недостаточно освещена методической литературой.

Теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы работы:

“Тактико-тактическая подготовка учащихся к прыжкам через нарты”.

Актуальность исследования. Актуальность и востребованность исследуемой темы определяются результатами комплексных соревнований по прыжкам через нарты в системе физического воспитания школьников.

Объект исследования – процесс физического воспитания школьников на основе прыжка через нарты.

Предмет исследования - совокупность педагогических условий, способствующих в развитию двигательных навыков и умений школьников посредством прыжка через нарты

Цель исследования – научно обосновать и практически определить эффективные средства прыжка через нарты

Гипотеза исследования. Соревнования по прыжкам через нарты в системе физического воспитания школьников будет эффективным если: в программу по внеурочной форме будут внедрены этнодвижения с учетом региональных условий и народных традиций; применить активные методы приемы и формы воспитание у детей потребности к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Обучить технике прыжков через нарты.
  • Определить морально-психологическую готовность спортсмена.
  • Заниматься технико-тактической подготовкой прыгуна.

Методы исследования:

  • Анализ научно-методической литературы
  • Анкетирование
  • Контрольные испытания
  • Педагогический эксперимент
  • Методы статистики

Научная новизна исследования заключается в разработке системы двигательных умений и навыков у школьников посредством прыжка через нарты.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры, тренерам, а также студентами педагогических училищ и вузов.

Техника выполнения прыжков через нарты.

Прыжки через нарты – широко распространенный вид состязаний среди народов крайнего севера Азии, Европы, Америки. В России данный вид национальных физических упражнений классифицируется как вид спорта. Установлены разрядные нормативы, фиксируется рекорды. Высота спортивных нарт равняется 50 см, ширина верхней части 50 см, нижней - 70 см. На ровном месте расставляется 10 нарт по прямой линии, концы полозьев должны находиться на одной линии. Участник должен последовательно выполнить перепрыгивание через расслабленные нарты, после прыжка через последнюю нарту он прыжком делает поворот кругом, лицом к нартам и продолжает перепрыгивать их в обратном направлении. Окончательный результат участника определяется по количеству перепрыгнутых нарт в лучшей попытке. Прыжки должны проводиться с одновременным отталкиванием обеими ногами без задержек. Участнику не разрешается во время прыжка сдвигать нарты, делать дополнительные подпрыгивания. По правилам после преодоления последней нарты и поворота кругом, участник должен продолжать прыжки, без задержки. Если участник задержался более 5 секунд, то он снимается с соревнования.

Разведение ступней шире локтя не разрешается. Техника самого прыжка напоминает прыжок “куобах”, только в прыжках через нарты отталкивание направлено большей части вверх, руки также совершают маятникообразные движение вперед вверх назад. В момент преодоления нарт колени разводятся, а ступни, как бы “соединяются”. А в момент постановки стопы опять разводятся. Постановка стопы совершается мягко с носка на полную ступню. Большинство начинающих прыгунов применяют способ для преодоления нарт в группировке, т.е. подтягивание коленей к груди. Этот способ не рациональный, прыгуну нужно поднять свой вес на достаточную высоту, на что расходуется больше физических сил.

В 1963 году Ю.В.Верхоштанский экспериментальным путем определил новую методику развития скоростно—силовых качеств, суть которой заключается в прыжке в глубину с высоты 80-90 см и с последующим выпрыгиванием вверх.

Впоследствии, это упражнение называлось “ударным методом” Верхошанского. Прыжки “куобах”, особенно через нарты, очень сходны с вышеуказанным прыжковым упражнением и отлично развивают скоростно-силовые качества мышц нижних конечностей.

Школьникам 1-4 классов рекомендуются прыжки через набивные мячи, средним классам через гимнастические скамейки, а старшеклассникам - через стандартные нарты. Очень удобны для перепрыгивания половинки автошин, выкрашенные в разные цвета. Автошины прежде всего хороши тем, что предохраняют детей от травм. Кроме того, такие снаряды, сделанные из больших автошин и поставленные попарно, могут заменить настоящие спортивные нарты. Основными средствами на первом этапе обучения технике прыжков через нарты, являются общая физическая подготовка, специальная прыжково-беговая подготовка, прыжки через различные препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки, легкоатлетические барьеры, самодельные нестандартные препятствия и др.). Значительное внимание должно уделяться технике прыжков, т.к. правила соревнований требуют от прыгунов предельно четких выполнений прыжков.

У начинающих прыгунов главным препятствием является преодоление психологического барьера (страх перед прыжком через нарты). Поэтому обучение нужно начинать с низких нарт, постепенно увеличивая высоту, расстояние между нартами и количество нарт.

Морально-волевая подготовка прыгунов через нарты.

Процесс спортивной тренировки предусматривает решение образовательных и воспитательных задач, воспитание у прыгуна силы воли, формирование у них чувств и навыков этического поведения. В процессе занятий у спортсменов необходимо вырабатывать привычки к трудовым усилиям, формировать настойчивость, решительность и инициативность, волю к победе, находчивость и сообразительность. Этого можно достигнуть сочетанием строгой требовательности и уважения со стороны педагога к личности спортсмена. В процессе спортивной тренировки используются различные методы нравственного воспитания: убеждение и разъяснение, упражнение, похвала и одобрение, поощрение и наказание.

Используя убеждение и разъяснение, необходимо добиваться точной ясности в том, что является нравственным, а что безнравственным.

Выражая похвалу и одобрение хорошим поступкам, преподаватель-тренер укрепляет в сознании занимающихся важность положительных действий. Эти действия занимающихся могут отмечаться поощрением в виде похвалы, благодарности, награждения (грамотой, ценным подарком и прочим). Однако поощрение не должно доходить до захваливания.

При систематическом совершении занимающихся нежелательных поступков возникает необходимость в наказании таких действий, что может выражаться: замечанием, выговором, удалением с занятий, запрещением посещать занятия и, наконец, исключением из коллектива. Следует помнить, что процесс нравственного воспитания заключается в развитии желательных (положительных) и в подавлении нежелательных (отрицательных) поступков.

Весьма важным условием воспитания занимающихся в духе сильной морали является жизнь и работа в коллективе, где необходимо согласовывать личные интересы с интересами всего коллектива. В хорошо организованном коллективе формируются навыки дружбы, взаимопомощи, солидарности.

Волевая подготовка позволяет спортсмену управлять собой. Преодолевать препятствия различной степени трудности. Конкретные проявления воли получили название волевых качеств: целеустремленность, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание. Проявление этих качеств на соревнованиях, особенно когда в них участвуют несколько равных по подготовленности соперников, часто имеет решающее значение для успеха. Чтобы быстрее и самостоятельно действовать, особенно в соревновательной ситуации, спортсмен должен быть решительным, обладать способностью быстро и правильно оценивать обстановку, принять определенное решение, быстро привести его в жизнь.

Важнейшим качеством при воспитании воли является целеустремленность. Недостаточно развитая целеустремленность, тем более отсутствие ее нарушают единство структуры волевых качеств, способствуют развитию нерешительности, слабости и могут привести к поражению на соревнованиях.

Развивать волевые качества необходимо у всех спортсменов с учетом их спортивной специализации, т.к. специфические трудности, связанные с технической, специальной физической и тактической подготовкой у метателя и бегуна на короткое (или длинное) дистанции, различны. При этом весьма важно учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена.

Волевые качества проявляются; в аккуратном (без пропусков, опозданий) посещении занятий, в самостоятельном выполнении заданий преподавателя-тренера, в строгом соблюдении режима, регулярном выполнении утренней зарядки, в проведении занятий с большими нагрузками, в преодолении неожиданных трудностей, возникших в процессе соревнований.

Настойчиво преодолевая трудности в достижении намеченной цели, занимающийся развивает волю и воспитывает уверенность в своих силах.

Велась целенаправленная работа над школьниками 5, 6, 7, 8, 9-х классов, на морально-волевой и физической подготовки, применялся групповой и индивидуальный подход. Многие учащиеся делали ошибки при прыжках через нарты (прыгали слишком высоко, ноги не раздвигают в сторону, руками не работают, колени не подтягивают), эти ошибки можно устранить с помощью подводящих упражнений. Определенные ошибки при технико-тактической подготовке, на мой взгляд, являются причинами возникновения других ошибок как, например, неуверенность в себе, боязнь высоты нарт, нецелеустремленность и т.д.

Все эти ошибки были устранены с помощью моих предполагаемых комплексов упражнений. В моих комплексах упражнений включаются специальные подобранные упражнения из книг, учебников для развития технико-тактической подготовленности.

План тренировок

План тренировок по северному многоборью гр. УТЗ разр., мс
Понедельник

Разм. бег - 1 км - 20 кр.

ОРУ - 10', СБУ - 10'

10х20х30х40х50х40х30х20х10

Упр. расслабление и гибкость - 10'

Заминка - 3'

Четверг

Разм. бег - 10', CБУ -5'

Куобах 7 р. х 3 п.

Нарты разм. = 10 н.

На t 100 х 2, 200 х 2

Объем 300 нарт

Заминка - 5'

Упр. на рассл. и гибкость

Вторник

Разм. бег - 10', ОРУ - 10', СБУ - 5'

Прыжок “куобах” на 7 р х 3 п.

Технику 6 р. х 3 п.

Нарты на технику 40х3

И на t 100 х 3, 150 х 3

Объем 200 нарт

Заминка 5'

Горячий душ

Пятница

Разм. бег 1 км - 20 кр.

Отдых - 5'

ОФП

Отжимания - 10 х 3

пресс - 10 х 3

Спина - 25 х 3

Выпрыгивания - 20 х 3

Заминка - 5'

Среда

Разм. бег - 30', ОРУ - 10', СБУ - 5'

Штанга - рывок

20х3.10х3

Присед.

30х3

Многоскоки

40 х 2

20 х 3

Кросс 1км х 20 кр

Суббота

Отдых

Воскресенье

отдых

Заключение.

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

  1. Соревновательные игры, “Быстрые нарты” вызывают повышенный интерес со стороны школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в движении.
  2. Теоретические занятия по физической культуре необходимы для расширения общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье гигиене, своем теле и другие.
  3. Тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом образе жизни у учащихся.

Литература.

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. 1985. М.
  2. Мартынова М.С., Шамаев Н.К. Некоторые аспекты физического воспитания в эвенкийской национальной школе физического воспитания детей и молодежи. 1993. Якутск.
  3. Региональная комплексная программа физического воспитания учащихся. 1998. Якутск.
  4. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера. 1996. Якутск.