Знакомство с государственными символами России и Конституцией Российской Федерации

Разделы: Начальная школа


Форма: классный час.

Цель:

  • Расширить знания детей о символах государства (герб, гимн, флаг).
  • Познакомить с Конституцией Российской Федерации.

Задачи:

  • способствовать формированию уважительного отношения к законам и символам России;
  • воспитывать у детей чувство патриотизма;
  • создавать условия для развития познавательного интереса детей.

Оборудование:

  • интерактивная доска для показа слайдов, мультфильмов;
  • листы для рисования, цветные карандаши.

Ход занятия

– Сегодня мы поговорим о нашей Родине. Скажите, как называется наша Родина? (Россия)

Показ мультфильма «Мульти – Россия».

– А как еще можно назвать нашу Родину? (Страна. Отечество. Отчизна. Государство.)

– А вы любите свою Родину?

– Что значит «любить свою Родину»? (Не совершать плохих поступков, защищать и охранять ее…)

– Как называется человек, который любит свою Родину? (Патриот)

Наша Родина – государство, а любое государство имеет свои символы.

– Какие символы нашего государства вы знаете?

Давайте выберем флаг нашей Родины.

(На экране появляются несколько флагов разных государств, дети выбирают флаг России).

– Что помогло вам правильно выбрать флаг нашей Родины?

Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, правду и верность, красный – огонь и отвагу. Цвета государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей ткани – нарядные сарафаны и другую одежду.

– Еще у нашей страны есть свой гимн. (Прослушивается запись гимна России).

– Какие чувства возникают, когда слушаешь гимн? Он радостный или грустный? Что значит патриотический? Когда звучит гимн России?

– А еще одним символом нашей страны является герб.

Это четырехугольный красивый щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной. В правой лапе орла – скипетр, а в левой – держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, который поражает копьем опрокинутого навзничь дракона. Этого всадника зовут Георгий Победоносец.

– Где можно увидеть герб России? (Демонстрируются заранее приготовленные монеты, образцы официальных документов, печатей).

Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм«Сказка о двуглавом орле» (у автора) об истории герба нашей страны.

Каждая страна имеет свои государственные праздники. Как называется праздник в нашей стране, который отмечается 12 декабря?

– Что такое Конституция?

Это основной закон нашего государства, где есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. В Конституции записано, как должно быть устроено государство и что для него самое главное. В Конституции сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека. В Конституции объявлено, что наше государство считает своей обязанностью защищать права не только своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин России. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина. Другими словами, там сказано, что можно делать гражданину России, а что – нельзя. В Конституции указаны права взрослых и детей! А какие права есть у детей?

– Каждый ребенок имеет право на жизнь. Как вы понимаете это право? (Каждый ребенок имеет право жить, быть здоровым.Взрослые всегда должны помочь ребенку, если ему потребуется помощь.)

– А дети могут помогать взрослым?

– Каждый ребенок имеет право на образование. Как вы понимаете это право?

– Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг. Как вы это понимаете?

– Каждый ребенок имеет право на получение медицинской помощи. Как вы понимаете это право?

– Кто является главой государства?

– Чем занимается президент?

Быть президентом – это работа. В специальной статье Конституции сказано, чем должен заниматься глава государства. Дел у президента очень много. Он подписывает законы, руководит вооруженными силами, назначает судей и министров.

– Кто в настоящее время президент Российской Федерации?

– Какие вы знаете пословицы о Родине? (Если дети затрудняются, педагог сам приводит примеры, а дети объясняют их смысл)

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Человек без родины, что дерево без корней.
  • Где родился, там и сгодился.
  • Родная земля и в горсти мила.
  • Родной край – сердцу рай.

Рефлексия

Сегодня мы с вами познакомились с государственной символикой России и Конституцией Российской Федерации. Давайте нарисуем и раскрасим флаг нашей страны.